Урок естествознания по теме: "Байкал"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Знакомство со светлым оком Сибири,
  2. На примере озера Байкал показать связь живой и неживой природы, значение охраны природы,
  3. Развивать наблюдательность, любознательность.

Оборудование : карта, эпидиаскоп, экран, открытки, музыка (голос чайки), картины Байкала, животных (изюбр, кабан, соболь, нерпа, осетр, омуль, голомянка), гербарий растений.

Карта - путешествие по Байкалу, детские плакаты по охране природы.

У детей - рефераты, учебники, атласы, карточки, лист бумаги для сам.работы.

На доске: Почемучка:
«Светлое око Сибири» Что? Где? Когда? Сколько? Чего?
Карта-план «Чудо природы» 1862 год. 1969 год. Почему? Как?

Выставка плакатов, рефераты, картины Байкала

Карта физическая, экран.

Словарь.

Мелозира - растения

Эпишура - рачок

Осетр, омуль, сиг - рыба. Голомянка, нерпа

ХОД УРОКА

Сегодня мы продолжим знакомство с удивительными озерами нашей Родины. В гостях у нас Почемучка. Постараемся ответить на его многочисленные вопросы: Что? Где? Когда? Сколько? Чего? Почему? Как? Будем говорить о связи живой и неживой природы, об экологии.

Тема урока : «Светлое око Сибири».

На уроке узнаем много интересного об удивительном озере, поделимся своими
знаниями с другими. Стих о Байкале. - О чем эти стихи?

- О Байкале народы России писали не только стихи, картины, но и музыку, т.к. увидев этопрекрасное место не только России, но и всей планеты, забыть его было невозможно.

Песня. Д/ф Кадры (виды Байкала).

I. Работа с картой (атласы)

Учитель - Посмотрите внимательно на карту и определите, где находится озеро Байкал?(З.Сиб.Возвыш., в горной стране, на юго-вост.) .

Учитель - На какой высоте над уровнем моря?

Ученик -455м.

Учитель - Как вы думаете, море это или озеро?

Ученик –Озеро.

Учитель - По какому признаку вы определили?

Ученик – Нет выхода в океан.

Учитель - К какому прир. сообществу его мы отнесем?

Ученик – Водоём.

Байкал можно считать зарождающимся океаном. С юго-востока более 2000 км. тянутся впадины и всюду озера, озера. Глубокие трещины, как корочка хлебного каравая, а примерно посередине озеро Байкал. 25-30 млн. лет назад наметился разлом земной коры. И с тех пор он расширяется и углубляется. Через 300 млн. лет может получиться 600 км. Это ли не море?

1 раз в 100 лет происходят землетрясения, это сигналы о том, что приближается время «океана». Конечно, это происходит очень медленно, незаметно, но в географическом понятии это быстро.

В истории Байкала 132 г. назад, в 1862 г., под воду ушло 5 бурятских селений, сотни голов скота. В настоящее время медленно погружается все озеро. И настоящее дно находится на 5-7 км. глубже озера. Если бы дно озера не углублялось, озерные отложения давно бы заполнили его.

Какой же размер у озера Байкал? (говорят дети)

Сколько ему лет? (20 млн.лет)

Возраст озер на планете не превышает 5000 лет, а самых старых 15000 лет. А Байкал в 1000 раз старше самого старого озера. Народ не зря называет его ласково -дедушка Байкал. Бай - богатый, Кель - озеро, в переводе с якутского языка.

Попробуем убедиться, почему народ Якутии так назвал это озеро. Чем же он так богат? Посмотрите на этот плакат-карту «Чудо природы».

Говорят дети о воде Байкала, растениях, животных по своим рефератам.

1. ВОДА. Байкал - это 27 островов, его длина 636км., ширина 48 км. 1/5 пресной воды
мирового запаса, щедро обогащенная кислородом. В Байкал впадает 336 рек, самая
пресная вода, малая соленость делает воду лечебной. Берет начало одна река Ангара,
впадает в Енисей, (находят по карте) пробежав 1800км. Воды столько, чтобы вынести всю
воду всеми реками мира понадобилось бы 230 дней, 80% пресной воды России, лед до 70
-115 см., + 12° летом.

Рассказ легенды об Ангаре и Енисее, (ученик).

2. РАСТЕНИЯ. 600 видов реликтов.Эмишура - рассказ о ней. Сибирский кедр.

Растения, занесенные в Красную книгу (венерин башмачок, кувшинки, лилии, сон-трава, родиола розовая, фиалки).

3. ЖИВОТНЫЕ. 1200 видов. Кабарга, белка-летяга, росомаха, нерпа, соболь, осетр, изюбр, голомянка (50 видов только в водах Байкала).

Байкал богат своими подземными кладовыми.

В озере Байкал есть нефть, по берегам газ, идет добыча вольфрама, молибдена, никеля, серебра, золота, целебные источники с минеральной водой и горячие источники, которые используют для лечения. Чистая вода, свежий воздух, необходимые леса, красивые берега, скалистые горы и ледники, водопады, горячие источники — все это привлекает сотни тысяч туристов.

III. Работа с учебником. Естествознание. стр. 117 - 118.

- Откройте учебник естеств. а) чтение статьи «Байкал», стр. 117—118.

б) вопросы после чтения :

  1. почему морозы долго не могут накинуть ледовую шубу на Байкал?
  2. почему весной Байкал долго не расстается со льдом?
  3. почему в Байкале много реликтовых растений, животных? (показ открыток).
  4. что узнали о голомянках? (дополнит. о голомянке рассказ детей)
  5. как зимует нерпа?
  6. с каким из животных Крайнего Севера можно его сравнить,
    что общего в них?
    в чем различие?
Крайний Север Байкал
Морж, тюлень +                нерпа тюленевые
Среда обитания :
Вода (море, океан) Озеро
Питание: Рыба. Размножение: рождение детенышей.

Внешние признаки : удл.тело, ласты, жир.слой, плекопитающ.

Запрещена охота: Нерпа - реликтовая: водится только в Байкале

- На берегу Байкала построено много городов, озеро судоходно, по берегу проходит железная дорога БАМ. Построены 2 цел.бум. комбината, по рекам, впадающим в озеро, сплавляют лес, добывают полезные ископаемые.

? Как вы думаете, повлияло ли это на природу Байкала?

- С постройкой Иркутской ГЭС вода в Байкале поднялась на 1 м., это вызвало помутнение воды, рачки стали вымирать, т.к. вода стала теплее, грязная, рачками питается омуль, стала падать численность рыбы. И тогда ученые забили тревогу. Вопросы охраны природы Байкала являются делом государственной и мировой важности. 1969 г. - приняли специальный закон по охране озера Байкал.

Приложение