Обучение ребенка правилам личной безопасности
В период дошкольного возраста ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости.
Определяя основное содержание и направления в развития детей, необходимо определить ряд правил, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям и следить за их выполнением.
В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работа по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности составлена по разделам:
- ребенок и другие люди;
- ребенок и природа;
- ребенок дома;
- ребенок на улицах города.
Основываясь на содержании программы «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», мы разработали перспективно-тематическое планирование.
Цель разработанного перспективного плана - систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки по основам безопасности жизнедеятельности ребенка, внести в содержание работы воспитателя использование наиболее эффективных форм и методов организации обучения детей знаниям о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья. Адаптировать имеющийся материал к условиям проживания на Крайнем Севере.
Перспективное планирование предусматривает решение задач по основам безопасности жизнедеятельности во всех блоках учебно- воспитательного процесса (1-организованная деятельность; 2- совместная деятельность; 3- самостоятельная деятельность), что обеспечивает глубокое и качественное познание окружающего мира, овладение элементарными навыками поведения дома, на улице, стимулирование у детей самостоятельности в принятии правильных решений и ответственности.
Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности:
- комплексное занятие;
- экскурсии, целевые прогулки, походы;
-подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры;
- игры-соревнования;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- сочинение историй;
-беседы, чтение художественной литературы.
Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по ОБЖ способствует:
- формированию чувства безопасности;
- осознания ребенком ценностей здоровья и жизни человека;
- предупреждению детского травматизма;
- развитию самостоятельности и ответственности.
Раннее включение ребенка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознаванию опасности и умениями выйти из нее с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.
Предлагаем примерное планирование занятий по обучению основам безопасности жизнедеятельности младших дошкольников.