Цель: приобщить детей к миру музыки и танца, формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
Задачи:
- Способствовать формированию исполнительских навыков в области пения, движения, музыцирования.
- Способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через развитие способности чувствовать музыку, переживать ее.
- Формировать эстетический вкус, чувство прекрасного.
Вальс – бессмертен! Подобно сказочному Фениксу, он возрождается вновь и вновь, всегда прекрасный и юный, как сама жизнь. Именно он объединяет в себе хореографию, литературу, историю и музыку… Каков же он - этот вальс?!
(Играет музыкальная школа)
1 ведущий. Уважаемые гости, наш сегодняшний вечер посвящен танцу. До сих пор человечество не придумало ничего лучшего для отдыха, чем танец. Современные ритмы и старинные танцевальные мелодии… В наш бурный и стремительный век они удивительно гармонично сочетаются. Ведь иногда так хочется “окунуться” в четкие ритмы аргентинского танго, пройтись строгими линиями фокстрота или закружиться в неудержимом вихре вальса!
(Танец-вальс, 10 класс)
1 ведущий..
Шопена вальс… Кто не играл его
И кто не слушал? На чьих устах
Не появлялась улыбка нежная,
И в чьих очах не вспыхивала искра
Любви, а может быть, печали
От звуков тех, кокетливых и гордых,
Задумчивых, как вечер золотого дня,
Пылающих горячим поцелуем? (М. Рыльский “Шопен”)
2 ведущий..
Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве. (Л.Озеров)
(Стихи на фоне 7 вальса Шопена.)
1 ведущий.. Не правда ли, прекрасны стихи о вальсе?
2 ведущий.. Вальс… Всегда юный и блистательный. Вальс, вальс, вальс…
На экране фрагменты вальса в исполнении лицеистов.
1 ведущий.. За прошедшее столетие в мире появилось множество новых танцев. Это рок-н-ролл, чарльстон, твист, брейк-данс.
2 ведущий.. И только вальс – бессмертен! Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь, всегда прекрасный и юный, как сама жизнь. Прислушайтесь: грустит, поет, смеется прекрасная мелодия, кружится и летит над миром волшебный танец. Вальс продолжается!
(Романс исполняет лицеистка 11 класса “Я помню вальса звук прелестный” и танец вальс 3“а” класс.)
1 ведущий.. Вальс был любимцем русских балов уже в пушкинские времена. Не из-за вальса ли Онегина с Ольгой Ленский вызвал друга на дуэль.
Помните:
Скучающий Онегин
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей,
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том, о сем;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает…
(выпускники (13 выпуск). Пушкинский вальс-танец, видеозапись.)
2 ведущий.. Вальс неподвластен времени. И, видимо, не случайно о нем так восхищенно пишут и великий Пушкин, и современные поэты.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный…
(А.С.Пушкин “Евгений Онегин”)
(выпускники (10 выпуск). Грибоедовский вальс-танец, видеозапись.)
(Музыкальная школа. Вальс, играет лицеистка 6 класса)
1 ведущий. В чем же секрет этого танца?
2 ведущий. В зажигательности?
1 ведущий. В оптимизме?
2 ведущий. Может, в его мелодичности?
1 ведущий. Исследователи относят рождение вальса к концу XVIII-го века. Он стремительно врывается в бальные залы и встречает яростное сопротивление аристократических салонов. Позвольте! Головокружительное вращение вместо пусть слегка надменной, но такой Плевной поступи менуэта? А как же этикет? Разрешить публичные объятия танцующих? Стыд! Позор! И вальсу объявляют настоящую войну. Его высмеивали, клеймили позором, запрещали, но не победили.
(Репродукция Ренуара “Танец в Буржевиле”)
2 ведущий. Зато в XIX-ом веке вальс получил полное признание и достиг всемирной популярности.
3 ведущий.
На вечернем сеансе
В небольшом городке
Пела песню актриса на чужом языке.
“Сказку венского леса” я услышал в кино.
Это было недавно, это было давно.
Разве мог я подумать, мог поверить тогда,
В то, что с юностью нашей расстаюсь навсегда.
Но остался надолго этот вальс из кино.
Это было недавно, это было давно.
Этим дням не подняться и не встать из огня.
\Что же вальс этот старый всюду ищет меня?
Будто вновь мы с тобою в полутемном кино.
Это было недавно, это было давно.
Штраус “Сказки венского леса”
2 ведущий. Вальсы Штрауса – это любимая миллионами музыка, живущая до сих пор среди нас, музыка, заставляющая сверкать наши души.
(Танец-вальс лицеистов 7 класса. на фоне стихотворения.)
4 ведущий.
Наверное, я бы не вспомнила о вас,
Но у Чайковского в то утро воскресенья
В усадьбе, под “Сентиментальный вальс”
Застенчиво кружился снег весенний.Внимая вальсу, в стороне от всех,
Я думала, бредя пустой аллеей:
Он с вами схож, весенний этот снег,
Что тронуть ветви нежностью не смеет.И снова стынь откуда-то взялась,
И грусть, что время весен пролетело…
Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,
Задумчивый, весь от снежинок белый. (И. Волобоев)
1 ведущий. Вальс! Ему становится тесно в танцевальных залах, и вот он стремительно несется уже по театральной сцене.
(На фоне стихотворения “Метель” Свиридова или “Маскарад” Хачатуряна.)
2 ведущий. Прекрасные вальсы оставили нам композиторы Чайковский и Глазунов в своих бессмертных балетах “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, “Раймонда”. Музыка этих вальсов, сочетаясь с танцем, особенно поражает своей нежностью и грациозностью.
(Танец-вальс с канделябрами, выпускники (9 выпуск))
1 ведущий. А оперные вальсы, вспомните вальсы из опер “Евгений Онегин” Чайковского, “Война и мир” Прокофьего, “А зори здесь тихие” Молчанова.
2 ведущий. Широко используется вальс и в музыке к кинофильмам.
1 ведущий. Помните?
(Фрагмент вальса из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь” или вальс лицеистов на эту музыку.)
2 ведущий. Вальс - это и воспоминания. Воспоминания о прекрасной поре детства и юности. Вы слышите, звучит знакомая мелодия “Школьные годы” Дмитрия Кабалевского. Это ведь тоже вальс.
(На фоне вальса Кабалевского “Школьные годы”, юноши приглашают учителей на вальс.)
1 ведущий. Так в чем же секрет этого танца?
2 ведущий. Вероятнее всего в том, что он наполнен самой жизнью и неотделим от ее радостей и печалей.
1 ведущий. И как знать, может быть, именно в этом разгадка долголетия вальса, такой неувядаемой любви к нему у всех без исключения возрастов.
Музыка
- Шопен. Вальс №7
- Штраус. “Сказки венского леса”
- Свиридов. Вальс к повести Пушкина “Метель”
- Хачатурян. Вальс к драме Лермонтова “Маскарад”
- Чайковский “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”
- Д. Кабалевский “Школьные годы”
Видео
- Вальс на школьном дворе (архив ПТКЛ 1999)
- Пушкинский вальс. (архив ПТКЛ 2006)
- Грибоедовский вальс. (архив ПТКЛ 2002)
- Вальс с канделябрами. (архив ПТКЛ 2003)
- Вальс на музыку “Мой ласковый и нежный зверь”
Выпускной вальс (архив ПТКЛ 2004)
Репродукции
- Ренуар “Танец в Буржевале”.