Цель: Познакомить учащихся с приёмами определения рода имён существительных.
Задачи:
- Закреплять грамматическое понятие “имя существительное”,умение правильно писать слова в диапазоне изученных правил; формировать умение разбирать предложение по членам, проводить фонетический разбор, разбор слов по составу, продолжить работу над формированием навыка каллиграфического письма.
- Развивать познавательные процессы ( связную речь, память, внимание, мышление, восприятие), фонематический слух, моторику.
- Воспитывать чувство дружбы, коллективизма, уважения к друг другу; бережное отношение к природе.
Тип: комбинированный.
Оборудование: ТСО, дидактическая игра “Зажги огонёк”, карточки с заданиями.
1. Мобилизующее начало.
Сегодня у нас важный и торжественный день - к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть наши успехи, чему научились, что умеем.
2. Психологический настрой.
Работать большую часть урока мы будем в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь товарищам.
Важен не только личный результат, но и результат всей группы.
Возьмитесь за руки в своих группах. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи себе и своим одноклассникам. Пусть этот день несёт вам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
3. Сообщение темы и постановка цели урока. Решив математическое действие, вы сможете определить тему нашего урока:
Рот-т+ д лим-л+ ён
Суп-п + веществ- ве +ит+ ель+ ное- ое+ых.
Исходя из темы урока, сформулируйте цель. Продолжим работать над темой “Имя существительное”, познакомимся с приёмами определения рода имён существительных.
4. Чистописание.
Ну, а начнём наш урок с минутки красивого письма. Подготовим наши пальчики /выполнение упражнений/.
- Запишите число, классная работа.
- Определите, какую букву мы будем прописывать.
- Какой звук обозначает буква м.
- Охарактеризуйте звук (м), (м).
Какое соединение будем отрабатывать?
5. Словарная работа.
А) Сегодня познакомимся с новым словарным словом, а каким, узнаете разгадав ребус:
МОРОЗ
Запишите слово выделите орфограмму.
Б) Работа в группах.
1 гр. - Произвести фонетический разбор слова мороз
2 гр.- Подобрать к слову мороз однокоренные слова.
3 гр. – Разобрать слова по составу: заморозки, Морозко, морозилка, подморозил.
В) Проверка
Г) Работа в парах
Придумайте предложение со словом мороз
Д) Составьте предложение из слов: и, мороза, вьюги, от ,спряталось, всё, зверьё
Е) Назовите все известные орфограммы в этом предложении.
Ж) Спишите предложения, выделяя орфограммы.
З) Подчеркните главные члены в предложении.
6. Физминутка.
(Дети выполняют ритмичные упражнения, читая стихотворение.)
Имя существительное
Очень удивительное
На вопросы кто и что?
Отвечать оно должно.
Физминутка помогла перейти к изучению нового материала.
7. Изучение нового.
А) - Что называется именем существительным?
- Чем отличаются одушевлённые имена существительные от неодушевлённых?
- Приведите примеры имён существительных в ед.ч. и мн.ч.
Б) В русском языке выделяют 3 рода имён существительных.
- Определите название каждого рода, решив анаграммы:
мжкйусо жйенкси йседирн (Работа в группах)
В) В русском языке имена существительные в ед.ч. принадлежат к одному из трёх родов.
- Какие же имена существительные относятся к м.р., ж.р., ср.р.?
Перед вами лежат карточки со словами. Определите, к какому из трёх родов они принадлежат. Докажите. ( Работа в группах)
конь | стена | окно |
дядя | песня | море |
папа | каша | поле |
Давайте прослушаем стихотворение:
Женский род запомню я
И скажу: “Она - моя”
И запомню род мужской
И опять скажу: “ Он - мой”
Средний род - оно, моё!
Это правило твоё.
- Какие слова помогают определить род имени существительного?
Г) Работа с правилом.
- Какие им. существительные относятся к ж.р., м.р., ср.р.?
-Приведите примеры.
8. Закрепление.
А) Игра с мячом “ Определи род им.существительного”
Б) Определите слово и род им.существительного
С _ _ О | Р_ _ А | Б _ _ Т |
В) Запишите слова в нужный столбик: орёл, поле, книга, окно, лес, школа, лопата, дуб, мыло.
- Взаимопроверка.
9. Домашнее задание.
Дома продолжите работать над темой “Род им. сущ.”
На выбор выполните упр.527,525 стр. 121
10. Оценивание
11. Итог урока
- Сколько родов им. сущ-х в рус.языке? -- Назовите их.
- Как определить род им.сущ?
12. Рефлексия.
Вот и подошёл к концу наш урок.
Если на этом уроке вы узнали для себя что-то новое,вам понятна новая тема - возьмите звёздочку, если же вы не до конца разобрались в новом материале возьмите жёлтую фигуру.
- Какое задание было самым интересным?
- Спасибо всем за сотрудничество.