Цели урока:
1. Закрепить и проверить умение решать примеры и оформлять на обыкновенные дроби;
2. Развивать внимательность и смекалку, интерес к математике;
3. Воспитывать взаимопомощь и чувство сопереживания друг к другу.
Оборудование:
1. Карточки размером 4 см. на 4 см. с числами 2, 15, 34, 5, 81, 69 (4 комплекта)
2. Карточки с дробями (4 комплекта)
3. Талисманы-дракончики для команд
4. Жетоны для поощрения участников
5. Кораблики: лодки с числами 3, 4, 5, 7, 11, 99
- паруса с флажками и числами: 1, 2, 3, 13, 21, 30, 41, 100, 101
- флажки на палочке с числами 3, 5, 6, 7, 8
6. Магнитная доска
7. Карточки с примерами (по 1 штуке)
1) ![]() |
8)![]() |
15)![]() |
22) ![]() |
2) ![]() |
9) ![]() |
16) ![]() |
23) ![]() |
3) ![]() |
10) ![]() |
17) ![]() |
24) ![]() |
4) ![]() |
11) ![]() |
18) ![]() |
25)![]() |
5) ![]() |
12) ![]() |
19) ![]() |
26) ![]() |
6) ![]() |
13) ![]() |
20) ![]() |
27) ![]() |
7) ![]() |
14) ![]() |
21) ![]() |
Ключ - таблица к карточкам с примерами (4 штуки)
А - ![]() |
Ж - ![]() |
Н - ![]() |
У - ![]() |
Ь, Ъ - ![]() |
Б - ![]() |
З - ![]() |
О - ![]() |
Ф - ![]() |
Ы - ![]() |
В - ![]() |
И, Й - ![]() |
П - ![]() |
Х - ![]() |
Э - ![]() |
Г - ![]() |
К - ![]() |
Р - ![]() |
Ц - ![]() |
Ю - ![]() |
Д - ![]() |
Л - ![]() |
С - ![]() |
Ч - ![]() |
Я - ![]() |
Е - ![]() |
М - ![]() |
Т - ![]() |
Ш, Щ-![]() |
__ - ![]() |
8. На доске написаны 4 анаграммы
- РЬБОД
- АМУСМ
- ЛИЧОС
- РИФЦА
Ход урока
1. Организационный момент
1. Выбор команд
Класс делится на 4 команды таким образом:
- На доске написаны 4 анаграммы необходимо расшифровать слова. Четыре человека, которые первые разгадали их, - капитаны, они набирают себе команды. Каждая команда получает по талисману – дракончику. В дальнейшем за правильные ответы ученики будут получать жетоны того цвета, какого цвета их дракончик – талисман.
(Ответы: дробь, сумма, число, цифра)
Сообщение темы и задач урока
- Сегодня мы с вами подытожим все те знания, которые мы получили при изучении темы “Обыкновенные дроби”. Вспомните, что вы уже знаете и умеете
На доске пишутся задачи для детей: 1. Повторить правила сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
2. Закрепить навык решения примеров и задач по данному правилу.
2. Актуализация полученных знаний
1. Математический диктант (за правильный ответ – жетон и далее по ходу урока)
- Торт разрезан на 10 кусков. Оля съела 3 из них.
Какую часть торта съела Оля? ()
- В вазе лежит 13 фруктов, из них 5 бананов и 4
апельсина. Какую часть составляют бананы от всех
фруктов? ()
- Золушке высыпали 200 зерен пшена и 99 горошин.
Какую часть от всех зерен составляют горошины? ()
- У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей
принесли еще 2 котят. Какую часть составляют
кошки-собаки от всех домашних животных? ()
2. Игра “Хлопушка”. (развитие внимания)
- Я читаю дроби, а если вы услышали среди них неправильную дробь, то ваша задача хлопнуть.
3. Работа в группах
1. Составление дробей. (Карточки размером 4 см на 4 см)
- Когда все решат один из группы выходит к доске читает задание и составленные дроби. У остальных групп будет возможность или добавить дроби, или исправить. Затем выступит следующая группа и т.д.
1. Составить правильные дроби со знаменателем 34. |
2. Составить неправильные дроби со знаменателем 69. |
3. Составить правильные дроби с числителем 69. |
4. Составить неправильные дроби с числителем 2. |
5. Составить правильные дроби со знаменателем 2. |
2. Правила перевода неправильных дробей в смешанные числа, и наоборот, смешанных чисел в неправильные дроби (Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4)
- Каждой группе дается карточка, на которой есть неправильные дроби и смешанные числа. Каждую неправильную дробь надо перевести в смешанное число, а каждое смешанное число в неправильную дробь. Хотя карточка одна на всех, каждый выполняет это задание индивидуально. И только когда все в группе выполнили задание, можно сверить ответы. Когда в группе все готовы, кто-нибудь из группы поднимает руку (Раздаются карточки, у всех групп карточки одинаковые.) На выполнение данного задания дается максимально 3 минуты. Затем на магнитной доске составляются кораблики. Лодки для корабликов, со знаменателями на борту, уже должны быть на доске. Задача детей правильно подобрать паруса. К знаменателю подбирается числитель из получившихся дробей. А у смешанных чисел целую часть показывает флажок на палочке. Группы по очереди составляют по одному кораблику. Если кораблик составлен не верно, то его исправляют участники из других групп
Ответ:
3. Сложение и вычитание дробей. (Карточки с примерами, ключ-таблица к карточкам)
- Каждый из вас получит карточку с одним примером. Надо найти результат и по таблице с алфавитом найти свою букву. Результат вы записываете на карточке рядом с примером, а букву на обратной стороне карточке. На решение примера дается 2 минуты. Все буквы группы складываются в центре стола. И затем всем классом составляется фраза и записывается на доске. Если кто-то неправильно решил пример и нашел букву, то предложение не получится.
/Первый пример – это первая буква и т.д. Через 2 минуты, если все готовы, начинают на доске записывать предложение. Должно получиться следующее предложение:
В итоге на доске должна появиться фраза “НАМ_НУЖНО_УЧИТЬ_МАТЕМАТИКУ_”.
4. Задание на развитие смекалки
5. Подведение итогов, выставление оценок за урок (оценивание детей по количеству жетонов у каждого учащегося)
- Для подведения итогов необходимо вернуться к задачам, написанным на доске.
/Дети должны сами сказать, что вспомнили и закрепили на уроке, выполнили или нет задачи, поставленные в начале урока.