Цели:
- проверить знания по пройденной теме,
- познакомить с содежанием текста,
- развивать речь, память,
- воспитывать любознательность, наблюдательность в к окружающей среде.
Оборудование: книга для чтения, “Рабочая тетрадь” №1 на стр. 23, книга “Введение в историю” автор Е.В. Саплина, газета “Хакас Чир!”, словарь Ожегова.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение летописных произведений “О князе Владимире”, “Деятельность Ярослава”, определение “летопись”.
Летопись - описание по событий по годам.
- Какие летописные произведения мы прочитали?
“О князе Владимире”, “Деятельность Ярослава”
- Какие добрые дела сделал Ярослав?
Рассказ наизусть и выученные строки.
- О каких славных делах князя Владимира говорится в летописи?
Текст “Крещением просветил…”
- В каком году было крещение Руси?
Крещение на Руси было 988 году.
Вывод: Мы прочитали о добрых делах князя Владимира и Ярослава Мудрого, но у каждого из них была своя заслуга перед Отечеством.
III. Рассказ учителя.
Ребята, через много веков мы узнали из летописи (кн. С.30, “Велика ведь бывает…”
Физминутка “Светофор”.
IV. Словарная работа
Мономах – фамилия от матери.
Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого.
Тиун – управляющий хозяйством, устагчызы.
Отрок – здесь слуга, чалчы.
Гостя чтите – приветить, улуглирга, алгыстирга.
Обращение! Обратите внимание, на какое правило слова?
Фамилия, имя, отчество пишется с большой буквы…
- Хакас т!л!н!н хайди чоохтирбис.
V. Чтение текста учителем с. 30-31
- Чем интересен текст?
- О чем говорит заголовок?
- Какое поучение оставил князь Владимир своим детям?
- Что от им завещал?
- Как наставлял поступать?
- Что бы вы взяли как наказ для себя?
- О чем он заботился больше всего?
- Прочитайте эти строки на с.31 “Лжи…”
Молодцы! Вы слушали внимательно.
Физминутка “Часики”.
VI. Работа по учебнику с. 30-31.
Чтение по абзацам.
Внимательно посмотрите.
Сколько здесь абзацев?
О чем говорится?
1. Чтение; не ленитесь, но трудитесь…
2. Чтение; не ленитесь, не надейтесь ни…
3. Чтение; быть осмотрительным…
4. Чтение; быть внимательными…
5. Чтение; что умеете хорошо, того не забывайте…
VII. 5 языков… учебник с. 30
Например: А у нас 3 и 4 языка учим. (русский язык, хакасский язык, английский язык, и 2 мальчика Саша и Женя учат польский язык)
Газета “Хакас Чир!” статья из США.
АХГУ студент приехал учить русский язык.
VIII. Работа в “Рабочей тетради” с. 25.
IX. Проверка самостоятельной работы.
Х. Итог урока.
- Ребята, можем мы сказать, что произведение нравоучительного характера?
- Приведите примеры, прочитайте из текста…
ХI. Оценивание.
Д\з с. 30-31. Подготовить выразительное чтение. Записать 2-3 поучения в тетради и наказ для себя.