Ведущие направления в развитии образования, определенные Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования педагогический деятельности педагогов, воспитателей общеобразовательных учреждений различных типов и видов.
Муниципальное дошкольное образование учреждение № 1 центр развития ребенка “Сказка” последовательно и систематично идет по пути преобразований, работает в режиме развития, используя достижения науки и педагогического опыта. В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность воспитателя, модернизируются подходы и к организации самой методической работы в виду перехода детского сада на новый статус – Цент развития ребенка.
Целенаправленное, последовательное решение всех задач, стоящих перед педагогическим коллективом ЦРР, в значительной мере обеспечивается чётким планированием, своевременным требованием от воспитателей решения поставленных перед ними задач. В моей практике стало нормой ежегодное планирование годового плана на основе анализа работы ЦРР по результатам учебного года и диагностика информационных профессиональных потребностей педагогов. Это позволяет выявить затруднения воспитателей, определить основные направления в содержании работы. Это большая организаторская работа методического кабинета по повышению квалификации педагогов.
Осуществлять педагогический контроль – это значит влиять на работу, преобразовывать ее. Недооценка его значения приводит к серьезным недостаткам в работе. Я считаю, что там, где существует строгая система контроля за работой педагогов, там коллективы воспитателей идут по пути совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Это показывают и результаты моей многолетней работы. Вот почему особое внимание уделяю строгой системе в руководстве и контроле за состоянием воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Контроль работы воспитателя – это контроль качества подготовки специалиста. Проверяю наиболее важные вопросы, исключаю мелочную опеку. Это всё, в конечном итоге, повышает ответственность воспитателя. Провожу обследование педагогических возможностей коллектива, используя при этом наблюдения, анализ посещенных мероприятий, анкетирование. Например:
1. ФИО воспитателя
2. Год рождения, число, месяц
3. Образование (что? где? когда? закончил)
4. Стаж (педагогический), с какого времени работает в детском саду?
5. Когда была последний раз на курсах
6. Какую квалификационную категорию имеет? Если нет категории, то какой имеет разряд?
7. Учебно-воспитательный процесс:
- могу поделиться (опытом, провести занятие, мероприятие, консультацию и т.д.)
- наиболее удачно проходит занятие по:…
- нужна помощь (в чем конкретно, какая и чья?)
8. Тема по самообразованию. Отчитывался ли?
9. Опыт, каких воспитателей, на Ваш взгляд, и по какой теме заслуживает изучения, обобщения и внедрения в практику?
10. К кому обращаетесь, чтобы получить квалифицированную методическую помощь?
11. Объективен ли старший воспитатель в воспитательно-образовательной работе ко всем? Если нет, то в чем конкретно?
12. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки на данный момент? (по 5-ти бальной системе)
13. Каковы Ваши профессиональные планы на ближайшие 3 (три) года?
На основе анкетирования воспитателей, анализа их воспитательно-образовательной работы была создана диагностическая карта:
Ф.И.О. | Год рождения | Образование | Стаж | Курсы повышения квалификации | Квалиф. категория | Заявленные проблемы |
Магомедова Салихат Хасбулаевна | 1953 | ДГПИ, дошкольный факультет | 34 г. | 2003 г. | Высшая, 2004 г. | Могу провести открытое занятие по родной речи |
Атабаева Патимат | 1986 | Учится на 4 курсе | 2 г. | 2006 г. | – |
Нужна помощь в подготовке к занятиям |
Карта оказывает действенную помощь при планировании работы с воспитателями, повышении их уровня подготовки для осуществления воспитательно-образовательного процесса в ЦРР, помогает определить возможности и потребности коллектива и каждого воспитателя в отдельности.
Хорошим подспорьем в моей работе является и план методической работы на квартал в форме таблицы, где четко распределены обязанности и методические мероприятия. Это обеспечивает ритмичность и слаженность в работе всего коллектива.
Все шире использую новые формы работы с педагогическим коллективом, с отдельными педагогами, развивающие творчество, профессиональное мастерство. Это проведение различных игр, дискуссий в форме КВН, педагогического ринга, брейн- ринга, тематических пятиминуток (вопросы по одному из разделов программы), конкурсов педагогического мастерства, конкурсов по развитию коммуникативных умений воспитателей. Проводила круглый стол-консультации “Основы педагогического мастерства”, психологический аутотренинг на творческую работу, работу в “Школе молодого педагога”, семинар-практикум “Мастерство воспитателя” педсовет “Самообразование – один из путей повышения профессионального мастерства педагога”, обзоры методической литературы, выставки из опыта воспитателей, организовала подборку материалов рекомендательного характера по разделам программы и т.д. Ценность их в том, что они обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, позволяют анализировать конкретные ситуации, принимать необходимые решения, учат культуре дискуссии, сплачивают коллектив, повышают уровень отношений между сотрудниками.
Приведу примерные планы-проспекты некоторых форм методической работы с педагогическим коллективом, способствующих, на мой взгляд, развитию активности и творчества воспитателей. Были проведены педсоветы по физическому воспитанию в форме “Счастливого случая”, в форме деловой игры по организации сюжетно-ролевой игры, игра математический лабиринт и другие, чтобы помочь воспитателям подготовиться к педсовету, заранее на стенде в методкабинете сообщаю повестку дня, дату коллективного просмотра работы с детьми, содержание практических заданий для воспитателей, (сделать выписки из календарных планов, представить конспекты, записи игр и др.) рекомендую методическую литературу для изучения. Одновременно посещаю группы. Так, при подготовке к педсовету на тему “Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры” была проведена тематическая проверка в двух параллельных группах, анкетирование родителей по следующим вопросам:
1. Во что играет ваш ребенок?
2. Какие игрушки предпочитает?
3. Чем руководствуетесь, когда покупаете игрушки? Как преподносить их?
4. Играете ли вы с ребенком и если да, то что побуждает вас к этому?
5. Помогает ли вам игра в воспитании ребенка?
6. Какую помощь в организации деятельности детей в семье вы хотели бы получить от педагогов?
7. Учите ли вы детей дагестанским играм?
8. Какую помощь в организации игры вы можете оказать ясли-саду?
На педагогических советах обсуждаем результаты анализа выполнения программы в каждой группе. Например, был проведен педсовет на тему Выполнение программы по развитию элементарных математических представлений, на котором я выступала с анализом результатов проведенной “Недели Математики”, итогами тематической проверки в старшей группе, а воспитатель данной группы выступала с докладом “Как я реализую программу на занятиях по математике”.
Действенность педсовета обеспечивается конкретностью решений, четким распределением обязанностей и строгим контролем за их выполнением. Например, решение педсовета по теме “Воспитание культуры поведения у дошкольников” выглядит так:
1. Продолжить систематическую работу по воспитанию культуры воспитания у детей всех возрастных групп.
2. Разнообразить формы ответственные педагоги работы с родителями:
а. Оформить папку-передвижку на тему “Словарь вежливого человека” (средняя группа), ответственная Азизова Э.А. срок: 20 февраля.
б. Подобрать материал по теме “Уроки хороших манер” (старшая группа).
Срок исполнения – 20 февраля. Ответственная Магомедрасулова С.М.
Педсоветам обычно предшествуют коллективные просмотры какого-либо вида детской деятельности. Мы особенно ценим эту форму работы, так как в данном случае воспитатель учится у своей коллеги и вместе с тем оказывает ему помощь. После взаимного просмотра воспитатели подробно обсуждают увиденное, потом коллективно советуемся, даем рекомендации. Это помогает нам придерживаться единых требований и оценок работы. Перед посещением занятий читаю прежние записи, чтобы проверить действенность указаний, советов, предложений, данных воспитателю ранее. По ним особенно хорошо видно, растет ли в своем мастерстве воспитатель или он продолжает топтаться на месте. Так, при анализе воспитательной работы одна из воспитательниц утверждала, что замеченные сегодня у нее ошибки случайны и не типичны. Убедить ее в обратном помогла запись анализа, сделанная несколько месяцев тому назад.
Тетрадь анализа воспитательно-образовательной работы помогает в оценке деловых качеств каждого воспитателя, в выборе индивидуального подхода при оказании методической помощи.
Проводим открытые занятия по одной теме в двух параллельных возрастных группах с целью оценить приемы, методы, использованные воспитателями. Анализ педагогами таких занятий ставит их из наблюдателей в позицию активных участников происходящего и позволяет влиять на процесс обсуждения, способствует определению наиболее эффективных средств, форм и методов работы.
Поиск новых форм обобщения и пропаганды педагогического опыта привел к необходимости проведения “Недели мастеров педагогического труда”. Эта “Неделя”… максимально активизирует творчество, мастерство, интеллект воспитателя. Это здоровая конкуренция педагогического мастерства педагогов. Для того чтобы присутствующие сумели выделить самое важное в работе воспитателя, проанализировать ее, оценить уровень знаний и умений детей, предварительно предлагаю им вопросники или памятки. У каждого воспитателя есть тетрадь посещения режимных моментов своих коллег, что помогает им самим использовать опыт других воспитателей или, наоборот, избежать ошибок. Открытые занятия, мероприятия, творческие отчеты организуются и по теме самообразования воспитателей.
Сама я стараюсь максимально быть в курсе новых технологий, инноваций, проблем дошкольной педагогики и психологии, что позволяет мне своевременно натолкнуть воспитателя на мысль о том, какую следует прочитать литературу, как построить работу, чтобы привести результаты своей работы в соответствие с требованиями жизни. Например, воспитательница Далгатова М.Б. методически “подкованная”, опытный педагог терялась в выборе темы по самообразованию. Я предложила ей (а было это несколько лет назад) поработать над проблемой экологического воспитания детей, оказывала методическое сопровождение. Все это дало ей возможность взять тему самообразования за основу и издать авторскую программу “Формирование основ экологической культуры у дошкольников” (2006 г.)
Другая воспитательница Латипова Х.К. является автором разработок конспектов по развитию речи на родном языке в I младшей группе. Обе разработки используются в работе педагогами всего района.
Традиционным стало проведение выставок в методкабинете. Цель которых – практический показ не только педагогических находок педагогов, но и ознакомление с новинками методической литературы, с литературой для заочников.
Качество методической работы нашего центра развития ребенка “Сказка” сказывается на результатах, которых мы достигли за последние 10 лет.
- 1997 г. – III призер республиканского конкурса “Лучший детский сад года”.
- 1998, 2003, 2004 гг. – дипломы Всероссийского конкурса “Детский сад года”.
- 2001 г. – детский сад впервые получил статус ЦРР.
- 2002 г. – дипломом Всероссийского конкурса работников образования “Урок толерантности” награждена Алиева Г.А.
- 2004 г. – дипломом Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” награждена Мациева С.Г.
- 2004 г. – удостоверение Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Москва получила Алиева Г.А.
- 2004 г. – диплом международного семинара-конференции в номинации “Знак качества образования-2004”.
- 2004 г. – диплом Всероссийского конкурса методических видеофильмов.
- 2004 г. – дипломом II степени награждена Ганищева У.Х., за участие в республиканском конкурсе “Академик детства – 2004”.
- 2005 г. – дипломом финалиста Всероссийского конкурса “Дерево. Экологические проекты с детьми” награждена Магомедова С.А.
- 2005 г. – дипломом победителя Всероссийского конкурса “Кузьма в детском саду”
- 2006 г. – грамотой журнала “Управление ДОУ” награждена Алиева Г.А. за участие в конкурсе “Я и читатель, я и писатель”.
- 2006 г. – дипломом I степени награждена команда ЦРР за участие на районном спортивном празднике “Олимпийские игры Детства”.
Краткий анализ достижений ЦРР “Сказка” за последние 10 лет показал результативность и эффективность методической работы. останавливаться, конечно на достигнутом не буду. Остановиться, значит, погибнуть. Не дождетесь!