Информационные технологии на уроках математики

Разделы: Математика, Информатика


Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике
охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

Отличительной чертой современной системы образования становится все изменяющаяся роль учителя, что продиктовано воздействием на структуру его профессиональной деятельности множества факторов, имеющих научную, технологическую, социокультурную и иную природу. Наиболее значимое влияние в данной ситуации оказали современные информационные технологии.

В последние годы в связи с возросшими требованиями к математической подготовке выпускников общеобразовательных учреждений изменяются методы преподавания данного предмета в школах. Для повышения эффективности уроков и получения более высоких результатов обучения применяются различные современные педагогические технологии.

Использование в преподавании математики новых информационных технологий позволяет формировать специальные математические навыки у детей с различными познавательными способностями.

Персональный компьютер – универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных занятий. ПК может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.

Информация должна быть учебной, специальным образом отобранной, обработанной, помещенной в некоторую программную среду и только затем, представленной обучаемому, и становится очевидным, что работа учителя усложняется и требует более высокой квалификации, чем проведение традиционного урока в классе. Учебный материал, поддержанный компьютерной программой, позволяет сконцентрировать внимание учащихся, а также повысить их интерес к изучаемой теме. Таким образом, повышение качества обучения, в наш век глобальной компьютеризации, невозможно без внедрения в учебный процесс. Этими причинами оправдан наш интерес к разработке материалов по теме: “Использование информационных технологий на уроке математики”.

Методическая разработка урока математики с использованием ИКТ

Технологическая карта конструирования урока с использованием средств НИТ и ОЭР

Предмет, класс Алгебра, 10 класс
Тема урока Решение тригонометрических уравнений
Актуальность использования средств ИКТ Обеспечение обратной связи в процессе обучения

Обеспечение индивидуализации учебного процесса

Повышение наглядности учебного процесса

Поиск информации из различных источников

Моделирование изучаемых процессов или явлений

Организация коллективной и групповой работы

Возможность объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки

Цель урока Формирование умений и навыков решения тригонометрических уравнений
Задачи урока Образовательная – систематизировать знания и создать разноуровневые условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений

Развивающая – способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации, развивать математическое мышление, речь

Воспитательная – содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умения общаться

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD, ресурсы Интернет) 1. Подготовленные учителем и учащимися средства с использованием программ Word, Excel, Power Point.

2. Обучающие электронные ресурсы на CD

“Тригонометрия”, НИИ экономики авиационной промышленности, 1998.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) Компьютерный класс

Мультимедийный проектор

Локальная сеть

Программные средства Microsoft

CD с программой - тренажером

Ход урока

Организационный момент

Математика – древнейшая наука. Представители самых различных профессий: физики, инженеры, бухгалтеры, врачи, сварщики, автомеханики, швеи тесно связаны с ее разделами, поэтому, чтобы успешно трудиться, нужно хорошо усвоить курс математики, любить и понимать ее.

Активизация знаний - решение кроссворда

Имеется кроссворд. Ваша задача – решить его.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
  1. Кофункция тангенса.
  2. От чего зависит значение функции.
  3. Мера измерения угла.
  4. Какой функции недостает: sin x, cos x, ctg x…
  5. Значение тригонометрических функций повторяется через…
  6. y = cos x – тригонометрическая…
  7. Как называется график функции y = sin x?
  8. (0; ) – что это?
  9. Он не только в земле, но и в математике.
  10. Предложение, требующее доказательства.
  11. Число из отрезка [0; ] , косинус которого равен а.
  12. Отношение противолежащего катета к гипотенузе.
  13. y = sin x – нечетная функция, а y = cos x - …

Проверка кроссворда

1 к о т а н г е н с
2 а р г у м е н т
3 р а д и а н
4 т а н г е н с
5 п е р и о д
6 ф у н к ц и я
7 с и н у с о и д а
8 п р о м е ж у т о к
9 к о р е н ь
10 т е о р е м а
11 а р к к о с и н у с
12 с и н у с
13 ч е т н а я
  1.  Введение в тему урока (постановка задачи, теоретический блиц-опрос).
    Смотри приложение №1 (презентация 1, слайд 1 - 4)
  2. Самоконтроль с последующей коррекцией своих знаний.
    Смотри приложение №2, приложение №3, ответы – приложение 1, слайд 5)
  3. История тригонометрии (мини-проект)
    Смотри приложение №4 (презентация 2)
  4. Методы решения тригонометрических уравнений
    Смотри приложение №1 (презентация 1, слайд 6)
  5. Решение уравнений на ПК с использованием ОЭР на CD “Тригонометрия”

  6. Технологический перерыв
  7. Решения уравнений на ПК
  8. Контрольная работа на ПК
  9. Итог урока (рекомендации)
    Смотри приложение №1 (презентация 1, слайд 7)
  10. Домашнее задание
  11. Выставление оценок за урок.
    Смотри приложение №5 (лист оценок за урок)