Зачетный курс по работе в офисных приложениях (Экономический проект)

Разделы: Информатика


Цель проекта: Предоставит учащимся возможность практически применить знания и умения, полученные в ходе изучения двух курсов: основы экономики и курса пользования.

Работа над проектом происходит на уроках информатики и экономики.

Проект рекомендуется вводить в конце изучения курсов как комплексное средство оценивания качества знаний.

Проект засчитывается как зачетный по курсу “Пользователь ЭВМ”, так как в ходе проекта осуществляется работа во всех офисных приложениях (Word, Excel, Power Point, Access).

При работе над проектом учащиеся:

  • Создают документацию по проекту Легенду и Бизнесс-План (Word).
  • Рассчитывают затраты на организацию дела, себестоимость продукции, баланс, налоги, отчет о прибыли и убытков. (Excel)
  • Разрабатывают схему управления предприятия. (Любой графический редактор или Word)
  • Создают базу данных, где будут храниться данные по Штату, Заказчикам, Поставщикам, Видам продукции и др. (Access)
  • Создают презентацию товара или предприятия. (Power Point)

План работы над проектом

Период Тема
1 неделя Ваша идея по созданию малого бизнеса.
2 неделя Анализ рынка, представление о фирме.
3 неделя Анализ конкурентов.
4, 5 неделя Производственный план.
6 неделя Управление фирмы, штат, расписание, ассортимент товара (услуг).
7 неделя План расходов и доходов на 0.5-1 год существования. Предварительная защита.
8 неделя Публичная защита проектов.

Этапы работы над проектом

Ваша идея по созданию малого бизнеса.

  • Знакомство с видами бизнеса, выбор темы и вид деятельности, создание легенды своего предприятия.

Анализ рынка, представление о фирме.

Анализ рынка:

  • Определение территории, на которой продается продукция (оказываются услуги).
  • Определение численности потенциальных потребителей.
  • Расчет емкости рынка.

Представление о фирме:

  • Определение целей предприятия.
  • Основной вид деятельности.
  • Основные фонды (здания, оборудование и т.д.).
  • Преимущества данного оборудования.
  • Основные характеристики материалов и производимых продуктов.
  • Экологичность.
  • Гарантии и сервис, которые предоставляет фирма.
  • Рекламная политика.

Анализ конкурентов.

Проанализировать и описать конкурентов, выделить их сильные и слабые стороны, их долю на рынке.

Производственный план.

  • Расчет себестоимости.
  • Накладные расходы.
  • Составление баланса или отчет о прибыли.
  • Расчет налогов.

Управление фирмы, штат, расписание, ассортимент товара (услуг).

  • График работы, схема управления фирмой.

План расходов и доходов на 0.5–1 год существования.

  • Анализ прибыльности.

Публичная защита проектов.

  • Анализ вашей работы, вашего предприятия, предоставление документации, бизнес-плана, выступление.

Виды бизнеса и ваш выбор (1-е занятие)

Цель проекта: Предоставит вам возможность практически применить знания и умения, полученные в ходе изучения двух курсов: основы экономики и курса пользования.

Цель урока: Познакомить с целями и задачами предстоящей работы, подвести учащихся к идее для создания своего бизнес-плана.

Задачи:

  1. Повторить основные экономические понятия
  2. Произвести анализ рыночной ситуации
  3. Познакомить с видами бизнеса
  4. Проверить умение нахождение текстовой информации
  5. Применить на практике умение по созданию и оформлению текстового документа
  6. Применить на практике умения по созданию папок, переноса и копирования файлов.

Оборудование: текстовый документ “Виды бизнеса” в общей папке 11 класс.

Ход урока

Организационный момент.

Сегодня мы с вами приступим к важному этапу предстоящей работы: выработке собственной идеи. Для этого вам следует открыть текстовый документ в общей папке и познакомиться с его содержимым (Виды бизнеса и ваш выбор). В ходе чтения документа подумайте, какие виды продукции или услуги нужны вашему региону. Поговорите с друзьями, родственниками и потенциальными клиентами. Подумайте о возможностях бизнеса в производстве, оптовой или розничной торговле, сфере услуг. Составьте список всех своих идей и проанализируйте каждую из них, прежде чем сделать выбор. Запишите преимущества и недостатки каждого предложения.

Практическая самостоятельная работа учащихся.

Задание:

  1. Создайте в общей папке папку с именем Ваша фамилия (Ольхов).
  2. В вашу папку скопируйте текстовый документ.
  3. Ознакомьтесь с содержимым текстового документа.
  4. Создайте файл Легенда.doc, куда запишите свою идею, вид предприятия, примерный рынок и продукцию. Продумайте, кто является конкурентом вашего предприятия в нашем регионе.
  5. Оформите документ с использованием: списков, таблиц, схем.

Рефлексия, знакомство с идеями ребят.

Оценка текстовых документов.

Домашнее задание: Подготовьте краткий анализ рынка и выработайте примерный путь развития вашего предприятия.

Виды бизнеса и ваш выбор (текстовый документ)

Для выполнения данного проекта представьте себя создателем нового предприятия. Сначала обсудим, какого типа предпринимателем вы хотите стать. Посмотрим на возможности. Многие люди считают, что предприниматели — это самостоятельные индивидуалы, хотя они и работают в командах. Все они проявляют инициативу для получения прибыли от бизнеса, и все же между ними имеются некоторые отличия.

• Индивидуальные предприниматели. Это те, кто самостоятельно выполняет работу и полностью владеет прибылью, начиная от владельцев семейных магазинов, агентов, бухгалтеров и заканчивая врачами и юристами. Они могут работать только в своем бизнесе или же совмещать его с другой работой.

• Организаторы команд. Это те, кто, начав свой бизнес, стремится как можно быстрее расширить его и нанять других людей. Как правило, приглашаются сотрудники, имеющие квалификацию, которой недостает предпринимателю.

• Изобретатели — те, кто имеет способности к изобретениям и может разрабатывать новую продукцию, а затем создает компанию по разработке, изготовлению и продаже продукта. Бизнес такого рода — это компании, связанные с разработкой высоких технологий.

• Мультипликаторы — те, кто изучает чей-либо бизнес и затем по его аналогу строит свой собственный. Пример предпринимательства такого рода — сеть магазинов.

• Экономика финансовых махинаций — предпринимательство, при котором прибыль получают за счет больших объемов продаж и соответственно скидок на цену, и низких накладных расходов.

• Приобретатели — те, кто берется за бизнес, созданный другим, и использует собственные идеи для того, чтобы сделать его успешным. Это часто происходит, когда возникают финансовые проблемы. Свежие управленческие идеи способны спасти бизнес.

• Специалисты по купле-продаже. Это те, кто покупает компанию, улучшает ее эффективность и затем прибыльно продает.

• Спекулянты — те, кто покупает товар и перепродает его с целью получения прибыли. Недвижимость, предметы старины и искусства, урожай — это обычные объекты “спекуляции”.

• Скрытые предприниматели — это те, кто создает новые идеи и претворяет их в успешные проекты уже существующего бизнеса. Хотя они не получают прибыли и не несут финансовой ответственности за бизнес, им приходится использовать те же самые технологии и методы.

Завершенный проект должен быть представлен в письменной форме. Диаграммы, формы и иллюстрации желательно приложить в конце предлагаемого вами “нового предприятия”.

Проекты могут выполняться как индивидуально, так и группой. Если проект выполняется группой, важно, чтобы все ее члены участвовали в разработке всех частей проекта.

Помните, что проект будет оцениваться по тому, насколько творчески вы подошли к его выполнению, насколько нов ваш подход к решению задачи получения прибыли. Для того чтобы проект был приближен к реальности, он должен быть основан на насущных потребностях местной экономики и предлагать возможное решение. Как бы то ни было, вы должны использовать некоторое воображение и творчество вместо того, чтобы увязнуть в том, что действительно существует, и что вы можете себе позволить финансово. Используйте этот проект для того, чтобы немного помечтать!

Ваша идея по созданию малого бизнеса.

Прежде чем начать, изучите, какие виды продукции или услуги нужны вашему региону. Поговорите с друзьями, родственниками и потенциальными клиентами. Подумайте о возможностях бизнеса в производстве, оптовой или розничной торговле, сфере услуг. Составьте список всех своих идей и проанализируйте каждую из них, прежде чем сделать выбор. Запишите преимущества и недостатки каждого предложения.

Содержание проекта.

Охарактеризуйте тип вашего малого бизнеса. Определите потенциальные варианты малого бизнеса и выберите из них тот, которым вы собираетесь владеть. Опишите процесс его создания, влияние спроса и предложения. Обсудите, как будет влиять на ваш бизнес конкуренция. Проанализируйте, какие основные факторы определят его успех или поражение.

Защита разработанного бизнес-плана (последнее занятие)

Цели и задачи:

  1. Создание условий для самореализации учащихся.
  2. Развитие навыков публичного выступления и представления выполненной работы.
  3. Умение использовать компьютер для демонстрации и оформления выступления.
  4. Создание атмосферы поддержки и соучастия при выступлении товарища.
  5. Формирование навыков анализа прослушанных выступлений, умения высказывать свое отношение.
  6. Поставить учащихся в ситуацию проведения самоанализа проделанной работы.

Техническая поддержка:

Компьютеры у каждого учащегося. Монитор головного компьютера развернут на аудиторию. Оценочные листы у каждого учащегося группы.

Ход занятия

Целеполагание.

  1. Вступительное слово учителя информатики о предстоящей процедуре защиты.
  2. Определение порядка выступления.
  3. Комментарий оценочных листов.
  4. Создание дружелюбной рабочей атмосферы.

Основная часть занятия.

  1. Представление бизнес-плана.
  2. Демонстрация компьютерной презентации.
  3. Ответы на вопросы аудитории.

Заключительная часть занятия.

  1. Мнение учащихся о представленных бизнес-проектах (актуальность, реальность, красочность).
  2. Проговаривание чувств и собственного состояния при выступлении.
  3. Ответы на анкету.
  4. Заключительное слово преподавателей и присутствовавших на защите гостей.

УВАЖАЕМЫЕ РЕБЯТА!

Вами была проделана значительная работа по составлению бизнес-плана малого предприятия.

Вы провели исследования рынка, определили направление деятельности вашего предприятия, познакомились с деятельностью конкурентов, их сильными и слабыми сторонами, провели расчеты себестоимости вашей продукции и рентабельности создаваемого предприятия.

Свою работу вы выполняли используя персональный компьютер как рабочий инструмент и с помощью различных прикладных программ производили расчеты, оформляли документацию и составляли презентацию своего предприятия.

Мы предлагаем Вам определится с Вашим отношением к выполненной работе и ответить на следующие вопросы:

  1. Довольны ли Вы результатом проделанной работы?
  2. Что помогло (помешало) достичь Вам результата?
  3. Какие знания и умения позволили Вам справиться с поставленной задачей?
  4.  Нехватка каких знаний и умений не позволила сделать Ваш проект интереснее и привлекательнее?
  5.  Какие новые знания и умения Вы приобрели в процессе работы над проектом?
  6.  Считаете ли Вы проведенную работу полезной?
  7. Считаете ли Вы необходимым выполнение такой работы будущими выпускниками?

Оценочный лист
Экономический проект 11 класс

Фамилия Имя

Оценка работы Оценка защиты Итоговая оценка
Актуальность темы Сложность темы Реальная и практическая ценность Реальность и качество расчетов Качество и оформление электронного документа Качество и оформление экранной презентации Качество доклада Проявление глубины и широты знаний по излогаемой теме Ответы на вопросы Оценка творческих способностей докладчика Субъективная оценка деловых качеств докладчика Дополнения, пожелания, замечания
20 20 10 10 20 20 20 10 10 5 5