Цели урока:
- Образовательные: закрепить основные положения квантовой теории, добиться четкого представления о двойственной природе света (корпускулярно-волновой дуализм).
- Развивающие: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами их вызывающими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
- Воспитывающая: содействовать формированию материалистического представления о природе света, формированию познавательного интереса, творческой мыслительной деятельности.
Особенность урока: этот урок нацелен не только на повторение материала, но и на продолжение работы по формированию умений искать информацию, решать задачи, применять знания в разных ситуациях, делать самостоятельно сопоставления.
Ппродолжительность этапа | Содержание учебного материала (СУМ) | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Реальныйрезультат |
Организация урока, 1 мин. | Психологический настрой | Приветствие учителя, готовят свое рабочее место. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. | Включение учащихся в ритм работы, полная готовность к уроку. |
Включение в учебную деятельность, 3 мин. | Сообщение темы занятия, цели и задачи. Короткий обзор основных вопросов предыдущих занятий. | Осознанное выслушивание учителя, записывают тему урока. | Метод эмоционального стимулирования и предъявление учебных требований. | Формирование дидактической цели урока, активности каждого ученика. |
Повторение пройденного материала, подготовка к активной познавательной деятельности, 5-6 мин. | Фронтальный опрос 1. Каковы основные положения электромагнитной теории света? 2.Какие явления объясняют природу света? 3. Какие явления не может объяснить электромагнитная природа света? 4. В чем смысл гипотезы Планка? 5. Объясните явления фотоэффекта. 6. Сформулируйте законы фотоэффекта. 7. Как объясняет законы фотоэффекта квантовая теория? 8. Запишите и объясните уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. 9. На каком принципе работают фотоэлементы? Какие используют фотоэлементы? |
Трое ребят работают у доски, решают задачи по карточкам, остальные участвуют в проверке устного домашнего задания. | Беседа, метод устного контроля. Проверка работы у доски. | Быстрая проверка за короткий промежуток времени опорных заданий. |
Решение задач 6 мин. | 1. Устный анализ решений задач,
выполненных на доске учениками. 2. Самостоятельное выполнение по вариантам и устный анализ задач с места (задания выведены на экран через компьютер |
Корректировка ответов, оценивание
приемов решения. Дифференцирован- ный подход к обучению (варианты составлены по возрастающей степени трудности) |
Учащиеся записывают в тетрадях решение
задач. Возможна организация групповой формы работы. |
Контроль умений и навыков учащихся, осознание физического смысла уравнения Эйнштейна. Проверка ЗУН с поощрениями и указаниями недостатков в знаниях. |
Обобщение и систематизация знаний, 14 мин. | План обобщения 1.Электромагнитная природа света. 2. Основные положения волновой теории оптических излучений. 3. Экспериментальное обоснование волновой теории (примеры явлений, объясняемых волновой теорией) 4. Квантовая теория света. (использую один из фрагментов учебного фильма “Фотоэффект”). “Законы фотоэффекта” 5. Основные положения квантовой теории оптических излучений. 6. Экспериментальное обоснование квантовой теории. 7. Единство волновых и квантовых свойств света. Обобщение ведется с использованием таблицы, выведенной через компьютер на экран, расположенный у доски. Материалы таблицы в приложении № 1. |
Беседа. Учебная дискуссия. Разъяснение табличного содержания. | Слушают учителя. | Составление опорного конспекта. |
Дополнение учащихся, 5 мин. | 1. Применение лазеров. 2. Практическое применение волоконной оптики (краткое содержание в приложениях к уроку) |
Дополняет ответы, оценивает, поощряет работу учащихся. | Делают заметки в тетрадях, задают вопросы докладчикам. | Умение развивать познавательные возможности класса. |
Закрепление: контроль и самоконтроль знаний. 5 мин. | На экран через компьютер выводится
высказывание С.И. Вавилова: “материя, т.е.
вещество и свет одновременно обладает
свойствами волн и частиц…” Задание I. Вариант. Доказать несколькими догмами первое положение о свете. II. Вариант. Доказать второе |
Письменный контроль. | Выполняют задания. | Проверка с поощрениями и указанием недостатков в знаниях. Повышение интереса к научным знаниям. |
Подведение итогов урока | Общая характеристика работы класса и отдельных учеников, отметить успешное овладение содержания урока, отметить и недостатки в ЗУН. | Беседа. Метод контроля. | Слушают учителя. | Умение учесть реальные учебные возможности учащихся. |
Информация о домашнем задании. Инструктаж. 2 мин. | Домашнее задание: сборник задач Г.Н.
Степанова. Подготовиться к контрольной работе. Разобрать решение задач № 1431, 1454, 1607,1639. |
Беседа. Контролирует записи учащихся. | Слушают учителя. Записывают домашнее задание в дневники. | Инструктаж в рамках урока, приводящий к успешности подготовки к контрольной работе. |