Компоненты интеграции: музыка, рисунки.
Цель: формирование представления о разнохарактерных пьесах.
Задачи:
- Образовательная – научить определять разнохарактерные пьесы.
- Воспитательная – воспитывать культуру, умение слушать, развитие кругозора.
- Развивающая – знакомство с различными произведениями, разными по характеру.
Программа:
- Ю.Чичков. Чарльстон.
- И. С. Бах. Менуэт.
- Э. Сигмейсгер. “Поезд идет”.
Музыкальный материал для прослушивания:
- Ю. Чичков. “Веселый слоненок”.
- А. Спендиаров. “Колыбельная”.
Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о разнохарактерных пьесах. Это значит, что мы будем слушать, играть и говорить о произведениях разных по характеру. Как вы думаете, какие произведения можно назвать разными по характеру?
Ученик: Такие произведения можно назвать контрастными.
Учитель: Послушайте два произведения и скажите можно ли назвать эти пьесы разнохарактерными (слушание произведений: Ю. Чичков. “Чарльстон”, И. С. Бах. “Менуэт”).
Что же у них разное?
Ученик: Менуэт – старинный, медленный танец.
Чарльстон – был рожден в Америке и это быстрый танец. Эти произведения контрастны не только по характеру, но и по темпу.
Учитель: Я предлагаю вам послушать произведения в исполнении Киреу Владимира (Менуэт ре-минор И. С. Баха) и Алексеевой Инны (Кабалевский “Полька”). Чем отличаются эти произведения? Какое произведение по темпу можно отнести к менуэту, а какое к чарльстону? (Назвать прослушанные пьесы.)
Ученик: Они контрастны по характеру, менуэт – грустный, а чарльстон – веселый. По ладу, 1-е произведение звучало в миноре, 2-е в мажоре, 1-е произведение можно отнести к “Менуэту” И.С. Баха, а 2-е к “Польке” Д.И. Кабалевского.
Учитель: Прослушайте знакомое вам произведение и вспомните его. Название.
Ученик: Это звучала музыка А. Спендиарова “Колыбельная”.
Учитель: Почему музыка звучала тихо?
Ученик: Так как колыбельная звучит спокойно, нежно, ласково и поэтому по звучанию она звучит тихо.
Учитель: Я исполню произведение, но не скажу название.
Попробуйте самостоятельно определить, что же происходит в этой музыке (исполняю Э. Сигмейстер “Поезд идет”).
Ученик: Это произведение называется “Поезд идет”, написал произведение композитор Сигмейстер.
Учитель: Чем отличаются два последних произведения?
Ученик: Последние 2 произведения разные по характеру.
Учитель: Будут ли эти произведения контрастны? (Определить темп, характер, динамику.)
Ученики: Да, эти произведения контрастные. Последнее произведение звучало быстро, весело, задорно, и громко.
Учитель: Сейчас я вам исполню еще одно произведение, а вы скажите как бы вы назвали эту пьесу? (Играю Чичиков “Веселый слоненок”).
Ученики: Эта пьеса похожа на веселого мальчика.
Учитель: А композитор Чичков назвал ее “Веселый слоненок”.
К каким произведениям прослушанными на сегодня на уроке по характеру подходит “Веселый слоненок”.
Ученики: Д.И.Кабалевский, “Колыбельная”, Сигмейстер “Поезд идет”.
Итог урока: С какими контрастными произведениями на уроке вы сегодня познакомились? (Назвать композитора и название произведения).
Домашнее задание:
Привести примеры контрастной музыки с названием пьесы и композитора. Нарисовать музыкальный контраст. Изобразить в рисунке пьесу Чичкова “Веселый слоненок”.