Тема урока: "Разнохарактерные пьесы"

Разделы: Музыка


Компоненты интеграции: музыка, рисунки.

Цель: формирование представления о разнохарактерных пьесах.

Задачи:

  1. Образовательная – научить определять разнохарактерные пьесы.
  2. Воспитательная – воспитывать культуру, умение слушать, развитие кругозора.
  3. Развивающая – знакомство с различными произведениями, разными по характеру.

Программа:

  1. Ю.Чичков. Чарльстон.
  2. И. С. Бах. Менуэт.
  3. Э. Сигмейсгер. “Поезд идет”.

Музыкальный материал для прослушивания:

  1. Ю. Чичков. “Веселый слоненок”.
  2. А. Спендиаров. “Колыбельная”.

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о разнохарактерных пьесах. Это значит, что мы будем слушать, играть и говорить о произведениях разных по характеру. Как вы думаете, какие произведения можно назвать разными по характеру?

Ученик: Такие произведения можно назвать контрастными.

Учитель: Послушайте два произведения и скажите можно ли назвать эти пьесы разнохарактерными (слушание произведений: Ю. Чичков. “Чарльстон”, И. С. Бах. “Менуэт”).

Что же у них разное?

Ученик: Менуэт – старинный, медленный танец.

Чарльстон – был рожден в Америке и это быстрый танец. Эти произведения контрастны не только по характеру, но и по темпу.

Учитель: Я предлагаю вам послушать произведения в исполнении Киреу Владимира (Менуэт ре-минор И. С. Баха) и Алексеевой Инны (Кабалевский “Полька”). Чем отличаются эти произведения? Какое произведение по темпу можно отнести к менуэту, а какое к чарльстону? (Назвать прослушанные пьесы.)

Ученик: Они контрастны по характеру, менуэт – грустный, а чарльстон – веселый. По ладу, 1-е произведение звучало в миноре, 2-е в мажоре, 1-е произведение можно отнести к “Менуэту” И.С. Баха, а 2-е к “Польке” Д.И. Кабалевского.

Учитель: Прослушайте знакомое вам произведение и вспомните его. Название.

Ученик: Это звучала музыка А. Спендиарова “Колыбельная”.

Учитель: Почему музыка звучала тихо?

Ученик: Так как колыбельная звучит спокойно, нежно, ласково и поэтому по звучанию она звучит тихо.

Учитель: Я исполню произведение, но не скажу название.

Попробуйте самостоятельно определить, что же происходит в этой музыке (исполняю Э. Сигмейстер “Поезд идет”).

Ученик: Это произведение называется “Поезд идет”, написал произведение композитор Сигмейстер.

Учитель: Чем отличаются два последних произведения?

Ученик: Последние 2 произведения разные по характеру.

Учитель: Будут ли эти произведения контрастны? (Определить темп, характер, динамику.)

Ученики: Да, эти произведения контрастные. Последнее произведение звучало быстро, весело, задорно, и громко.

Учитель: Сейчас я вам исполню еще одно произведение, а вы скажите как бы вы назвали эту пьесу? (Играю Чичиков “Веселый слоненок”).

Ученики: Эта пьеса похожа на веселого мальчика.

Учитель: А композитор Чичков назвал ее “Веселый слоненок”.

К каким произведениям прослушанными на сегодня на уроке по характеру подходит “Веселый слоненок”.

Ученики: Д.И.Кабалевский, “Колыбельная”, Сигмейстер “Поезд идет”.

Итог урока: С какими контрастными произведениями на уроке вы сегодня познакомились? (Назвать композитора и название произведения).

Домашнее задание:

Привести примеры контрастной музыки с названием пьесы и композитора. Нарисовать музыкальный контраст. Изобразить в рисунке пьесу Чичкова “Веселый слоненок”.