Информированность подростков о пагубном влиянии наркотических веществ на их здоровье и стиль жизни

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Классное руководство, Социальная педагогика


Введение

Порой трудно объяснить многие человеческие стремления и желания. Кто-то рьяно занимается спортом, кто-то много читает, кто-то сутками ремонтирует любимые авто или мотоцикл, пишет замечательные картины, снимает кино или занимается бизнесом, зарабатывая хорошие деньги, подавая этим пример окружающим. Мы все разные, с разными дарованиями и возможностями. Но существует безжалостное обстоятельство, которое всегда делало нас, непохожих друг на друга людей, абсолютно равными. Оно может манипулировать нами, держа на грани жизни и смерти, не обращая внимания на наши заслуги, возраст, пол и место в обществе. Имя ему - несчастье. В старину общее несчастье единило старых и молодых, бедных и богатых, давало всем силы и надежду на преодоление лиха. Сейчас мы живём в относительно спокойное время. Нет кровопролитных войн с многомиллионными жертвами, нам незнакомы такие глобальные вирусные эпидемии, которые с угрожающей быстротой уничтожают города и государства, а развитие современных технологий в области химии и медицины позволяют излечивать многие опасные заболевания и продлевать людям жизнь. Казалось бы, живи, да радуйся. Но не тут-то было, Homo Sapiens (Человек разумный!!!) повернул многие свои достижения против себя и в результате этого: перенаселённость городов, уничтожение флоры и фауны, загрязнение окружающей среды. Но самым смертельно опасным для людей несчастьем и самыми ужасными проблемами XX - начала XXI веков стали употребление наркотиков, алкоголя и табака. От них страдает, прямо или косвенно, и умирает, гораздо больше людей, чем от природных катаклизмов и войн. И самое страшное - тот факт, что вышеперечисленные недуги затронули молодых людей, от которых зависит судьба и здоровье будущего поколения и история человечества. Задача людей сегодня - объединить свои желания и конкретные действия для преодоления этого несчастья. Также важно глубоко изучить суть этих проблем. Потому что, к сожалению, не смотря на их глобальность, люди, а особенно молодёжь, не всегда осознают истинной опасности алкоголизма, курения и приёма наркотиков иногда по причине своей неграмотности, а, может быть, недостаточной информированности, ложных, искажённых представлений или простого нежелания знать что-либо о них.

Целью нашего проекта "Информированность подростков о влиянии вредных привычек на их здоровье и стиль жизни" является: исследование пагубного влияния алкоголя, наркотиков и курения на организм, в частности, на растущий детский организм человека, и выявление уровня осведомлённости подростков по данному вопросу. Мы абсолютно уверены, что выбранная нами тема актуальна и представляет большой интерес для каждого, кто желает расширить свои знания в этой области, а они помогут им самим в первую очередь, осознано отказываться от пагубных привычек, научат, как помогать тем, кто уже попал в беду. Знания воспитают в них чувство собственного достоинства, уважения к себе и уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, даёт ему силы делать самостоятельный выбор во всём.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

  • изучение теоретической литературы по данной проблеме на русском и английском языках;
  • составление плана работы согласно тематической направленности;
  • работа над каждым пунктом плана, включая и практическую часть: диагностика и анкетирование учащихся; - осуществление перевода необходимого материала на английский язык, анализ написанного и корректировка;
  • обсуждение и публичная презентация проекта.

Глава I. Из истории появления, распространения, употребления наркотиков

1.1. Наркотики и табакокурение

Человечество знает наркотики с незапамятных времён. Уже в самом начале своего существования первобытный человек столкнулся лицом к лицу с жестокой природой, полной опасностей, вызывающих в душе страх и одновременно желание победить или избежать их. Полная беспомощность перед неведомым и страх перед смертью вынуждали человека искать помощи или забвения.

Сон дарил ему покой и уверенность в себе. но иллюзия сна длилась недолго, и, проснувшись, человек снова чувствовал себя в одиночестве и в опасности.

По натуре своей человек любопытен, и поэтому сам тянется к неведомому. Он сделал открытие, что в природе есть растения, которые улучшают настроение, придают силы, делая жизнь более лёгкой, хоть ненадолго, и не такой трудной.

Существует гипотеза, что первое знакомство человека с наркотиками произошло 40 тысяч лет до нашей эры. Из документов и исторических, археологических раскопок известно, что китайцы, индусы, древние греки и первые сибирские племена хорошо знали действие некоторых наркотических веществ и использовали их в религиозных, культовых, врачебных целях. Жрецы, колдуны, а позже - шаманы в строжайшей тайне держали рецепты приготовления чудесных напитков. Они были для избранных.

Первое растение с психоактивными свойствами, которое упоминается в истории человека - мак.

Еще 5 тысяч лет назад его использовали шумеры, жившие на территории современного Ирака, а Геродот в V веке до нашей эры сообщал, что скифским племенам были известны плоды с опьяняющим дымом.

Семена и коробочки растения, из которого получают опий, были обнаружены и при археологических раскопках вблизи Боденского озера в Северной Европе. Древнейшие следы найдены на территории Швейцарии. Позже о нем узнали в Персии, Египте, Греции. Эти народы посвятили опиуму много легенд. Например, великий древнегреческий поэт Гомер две тысячи лет назад описал в одной из своих поэм, как Елена, дочь бога Зевса, подливала воинам в вино какие-то соки, под действием которых они забывали о страхе и боли.

В древнем Китае и Индии наркотики использовали как лекарство от кашля, расстройства желудка и при хирургических операциях. В древней Греции в религиозных ритуалах применяли галлюциногенные грибы. Древние викинги и некоторые сибирские племена тоже знали о таких грибах, они употребляли их перед схваткой, чтобы повысить боеспособность, храбрость. Первый медицинский препарат, изготовленный из опиума, прописал больному в XVII веке знаменитый Парацелье. [1. с. 38] Он назвал его "камнем бессмертия".

После опиума самым древним психостимулирующим веществом является кокаин. Еще испанские конкистадоры заметили, как туземцы американского континента жуют листья какого-то растения, после чего без отдыха и еды могут работать в течение нескольких дней. До сегодняшнего дня жители Боливии и Перу жуют листья коки с той же целью.

Кокаин является "деликатесом" для наркоманов, его ценят по причине сильного эффекта "flash" при внутреннем введении.

Впервые в медицинских целях кокаин был использован в Вене в 1884 году в качестве анестезии при операции глаза.

Интересно, что всем известный тонизирующий напиток кока-кола, созданный в 1886 году американским фармацевтом Пембертоном, сначала включал в себя кокаин, который был заменен кофеином в 1906 году. Таким образом, этот популярный напиток целых 20 лет был наркотическим в полном смысле XIX веке 1805 года аптекарь Зертюрнер открыл "морфин". Он дал это название ему в честь греческого бога сна Морфея.

Марихуану (цветы и листья некоторых видов конопли; гашиш - прессованная смола и пыльца этого растения) и ее действие человечество также знает много тысяч лет, но ее массовое употребление началось в начале 60-х годов XX столетия. Марихуану приняли хиппи, ее употребление носило характер эпидемии. По статистическим данным в 70-80 годы 50% молодых американцев принимали этот наркотик; 26% из них употребляли 3 раза в неделю и примерно 5% курили ее ежедневно.

Марихуану жуют, едет, нюхают или курят.

В истории Азии употребление наркотиков исчисляется тысячелетиями, но всеобщее распространение оно получило в 18 веке, когда Британия начала производить опиум в больших количествах и продавать в Бенгалию и Китай. Массовое употребление наркотиков в Европе и в России началось лишь в 19 веке.

Что касается курения, то табак был известен еще племенам ацтеков, а испанцы были первыми европейцами, пристрастившимися к табаку. Они же завезли семена табака из Америки в Европу.

Когда Колумб вернулся с моряками в Испанию, на них смотрели с подозрением, считали, что курящий человек связан с нечистой силой.

В Россию табак, по-видимому, попал в конце XVI века и был встречен не очень приветливо.

За курение полагалось серьезное наказание - от палочных ударов и порки кнутом, до отрезания носа, ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь. Распространение табака встречало в разных странах противодействие. В Турции, например, курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виновных сажали на кол.

Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан 7 отлучил от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды монахов за курение он замуровал в стену.

С годами к вредной привычке приобщались не только мужчины, но и женщины, молодые люди и даже дети. Повсеместно возникала мода на курение.

1.2. Алкоголь

Точная дата, кода именно люди открыли для себя возможность одурманиваться при помощи алкоголя, не зафиксирована ни в одном историческом литературном памятнике. Этого и не могло произойти, поскольку пристрастие человечества к опьяняющим напиткам намного древнее, чем письменность. Скорее всего, пьянство - явление такое же древнее, как и сам род человеческий. Оно возникло на заре истории, когда первобытный человек был далек от цивилизации и вел примитивный, с нашей точки зрения, образ жизни. На самом деле его жизнь была сложна и многогранна, мы, современные потомки его, не смогли просуществовать в ней и дня.

Открытие алкоголя произошло неосознанно, оно связано с естественной потребностью человека в питании. Известно, что все без исключения алкогольные напитки, от самых древних и до современных, приготовлялись из различных растений при помощи процесса брожения.

Об этом свидетельствуют и названия хмельных напитков. Кельты называли "нектар богов" словом "brance", славяне - брага; древненемецкий язык сохранил следующие названия: bruiwan и brot; по-албански слово brum означает "кислое тесто"; в латинском языке словом “fermetntum” называли дрожжи.

Человеческий организм - уникальная биохимическая лаборатория. Именно в нем впервые и был "изготовлен" алкоголь. Для того, чтобы удовлетворить свою насущную потребность в пище, древний человек тщательно пережевывал растительную пищу, богатую крахмалом, слюна запускала механизм брожения. Растительная масса, заготовленная впрок, начинала бродить.

Известный русский путешественник и этнограф Миклухо-Маклай и швейцарский естествоиспытатель Чуди, присутствовавшие на церемонии приготовления культовых алкогольных напитков аборигенами Океании и мексиканскими индейцами, подтверждают в своих записках тот факт, что процесс приготовления их связан с пережевыванием растительной пищи и брожением.

Таким образом. совершенно неосознанно первый человек узнал о притягательных свойствах алкоголя.

Первобытное пьянство носило сначала религиозный, культовый характер. Ярчайшим примером тому служат обычаи и ритуалы древних греков, римлян, которые поклонялись богу плодородия и виноделия Дионису. Затем культ Диониса с шумными праздниками, процессиями, состязаниями комических поэтов, хоров, распространился до Индии и других стран мира. Опьяняющие напитки в древности считались "божественными", и их могли употреблять только избранные и по особым случаям. Детям и женщинам запрещалось пить эти напитки, что, может быть, и спасло человечество от гибели на закате истории.

Культовое пьянство далее переросло в бытовое и продолжает присутствовать в жизни современного человека и сегодня.

В истории нашей страны, в противовес известному утверждению, что “пьянство - национальная черта русских”, нужно сказать, что неограниченное спаивание народа всегда вызывало волну возмущения. Так, например, на протяжении всего XVII века простой люд писал царю многочисленные челобитные грамоты с просьбой ограничить виноторговлю и снести кабак в той или иной местности. Под воздействием народа царь Алексей Михайлович запретил торговлю алкоголем в воскресенье, среду и пятницу. Петр I также принимал кардинальные меры против особо ретивых пьяниц: сажали в ямы, били палками и даже существовал позорный чугунный "орден" "за пьянство" весом пять с половиной килограммов. Его подвешивали на шею пьяницы.

Не смотря на то, что виноторговля всегда приносила и приносит огромные доходы в казну или бюджет страны, общественное мнение и в современной России настроено против алкоголя, а "главной идеей, первейшей целью общества и государства сегодня является здоровый человек".

 Глава 2. Механизм воздействия наркотических веществ на организм человека

2.1. Курение

“Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других”.
Н.А. Семашко

О вреде курения сказано и написано немало. Это один из самых распространенных видов наркомании и часто не только дети, но и взрослые считают его безобидным. В этом-то и заблуждение! Курение - это бомба замедленного действия, медленная смерть. Сигареты в руках - это неприятный запах, ссоры в доме, мусор, плохой пример детям и пустая трата денег.

Что же происходит с нашим организмом при курении? При курении табака часть его сгорает, а дым, втягиваемый курильщиком, содержит окись кислорода, свинец, аммиак, ацетон, синильную кислоту и другие вредные вещества. В табаке их более 1.200, а они образуют примерно 3.950 химических соединений. Среди них есть особенно токсичные и радиоактивные вещества типа Полоний-210, так как установлено, что растение табак обладает способностью аккумулировать радиоактивные вещества из воды, почвы, воздуха. Пачке сигарет дали меткое название "карманный Чернобыль". Самым ядовитым для человека веществом в табаке является никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы, как и многие наркотики. Он сужает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки.

Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно эта доза поступает в организм человека при выкуривании 20-25 сигарет (одна сигарета содержит примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). То есть, если в течение тридцати лет такой курильщик выкуривает примерно 20.000 сигарет, то он поглощает 800 граммов никотина! Курильщик не погибает лишь потому, что никотин поступает в организм не сразу, а постепенно, небольшими дозами в течение дня и подвергает его хроническому отравлению. Он включается в процессы обмена веществ и приводит к психической и физической зависимости от него; человек приобретает пагубное пристрастие к курению.

Курение относится к саморазрушительному поведению, т.к. с ним связано возникновение многих заболеваний, являющихся основными причинами смертности: в первую очередь, болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени.

Курильщики чаще болеют и легочными заболеваниями: пневмонией, хроническим бронхитом, астмой и туберкулезом, т.к. при курении легкие засоряются и быстро разрушаются; курящий человек быстрее стареет.

Установлено, что люди, начавшие курить до пятнадцатилетнего возраста, умирают от рака легких в пять раз чаще, чем те, которые начали курить после двадцати пяти лет.

Курение особенно пагубно для детского организма, в два раза больше, чем для взрослого. Курение замедляет их физическое и интеллектуальное здоровье. Курящие подростки страдают от болезней желудка, одышки; при физических нагрузках они быстро устают. У них слабая память, что часто является причиной плохой успеваемости в школе. Они нервные, неуравновешенные, подвержены депрессии и асоциальным поступкам.

У подростков бытует мнение, что сигареты с фильтром безвредны для здоровья. но следует знать, что фильтры задерживают не более 20% вредных веществ, большая часть поступает в легкие, а 5-8 сигарет, выкуренные за один раз - смертельная доза для детского организма. Поэтому, прежде, чем закурить, стоит подумать! Не курить - значит быть здоровым и долго жить!

2.2. Алкоголь

Алкоголь синоним словам "этиловый спирт" и "этанол". Эта бесцветная, прозрачная, летучая, воспламеняющаяся жидкость с температурой кипения 78 градусов по шкале Цельсия. Этанол легко смешивается с водой и органическими растворителями. Его с трудом можно назвать "пищевым" продуктом, хотя продают в продуктовых магазинах.

В организме человека нет ни одного органа, который не поражался бы алкоголем, а миф о пользе алкоголя и его целебных свойствах живуч в народе.

Этиловый спирт быстро всасывается из желудка и кишечника в кровь и печень, где происходит 80% химических превращений, поэтому печень страдает больше всего, а она играет очень важную роль в процессе пищеварения и обмена веществ. Конечная цель алкоголя - сердце и мозг человека.

При попадании спиртного в мозг человек ощущает чувство легкости и эйфории и платит за временный подъем энергии, за свое пагубное пристрастие высокую цену.

Алкоголь - сильный яд, воздействующий на двигательную функцию человека, нарушающий речь, ухудшающий контроль за мышцами, приводящий к помрачнению сознания и коме (беспамятству). Он также поражает иммунную систему, которая защищает организм человека от вторжения чужеродного генетического материала, очищает и "ремонтирует" его.

Алкоголь ведет к нехватке кислорода в крови, поэтому из-за плохой вентиляции легких угнетается дыхательная система, а дыхание - символ жизни.

От недостатка кислорода гибнут и клетки головного мозга, развивается алкогольное слабоумие.

75% страдающих от алкоголя людей, умирают от болезней сердца (гипертонии, ишемической болезни сердца, инфарктов и инсультов).

По данным американской статистики, одна из десяти смертей является следствием употребления алкоголя. Ассоциация английских врачей утверждает, что более 20% пациентов, лечащихся в больницах, пьющие. А в России, по некоторым данным, страдает от алкоголя каждый шестой житель, по официальным - каждый пятнадцатый. Средняя продолжительность их жизни - пятьдесят один год, но они могут умереть и в тридцать пять. Причина смерти: рак - 13%; поражение мозга - 6%; несчастные случаи - 10%; насильственная смерть – 7%.

Алкоголизм - не только чрезвычайно распространенный вид наркомании, но и серьезная социальная проблема общества, т.к. является главной причиной многих автокатастроф, агрессии, убийств и преступности.

Бедой современного социума становится и женский алкоголизм. Когда пьет женщина, она приносит вред своим детям, рождается больное, хилое, неразвитое поколение. Понятия "алкоголь" и "материнство" несовместимы.

Алкоголь приносит огромный вред детскому организму. За короткий срок он подрывает здоровье, изменяет характер подростка, делает его не только угрюмым, несдержанным, но и может толкнуть на совершение немотивированного поступка. По данным Всемирной Организации Здравоохранения от 12 до 21% пьющих людей пытаются покончить жизнь самоубийством; от 2 до 8% они заканчиваются смертельным исходом.

Алкоголь ведет к резкому снижению уровня познавательных процессов у подростков: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Отсюда вывод: действия наркотических веществ разнообразны, но результат для человека один - смерть. Причем, если для взрослого человека в возрасте 30-35 лет употребление, например, алкоголя в течение 10-15 лет ведет к постепенному разрушению организма и деградации личности, то требуется совсем немного времени, чтобы привести ребенка к гибели.

2.3. Наркотики

В настоящее время в мире существует множество натуральных наркотических веществ и синтетических, т.е. выработанных врачами и учеными в медицинских и научных целях.

Они имеют всевозможные названия и прозвища. Среди них самые известные - это марихуана, кокаин, галлюциногенные наркотики, летучие жидкости: ацетон, бензин, эфир и др.; опиум и его производные: морфин, метадон, героин, кодеин и различные барбитураты с обезболивающим и успокаивающим действием.

Опиум называют "Green Dragons" - "Зеленые драконы"; "Yellow Jackets" - "Желтые рубашки"; "Red Devils" - "Красные дьяволы". Марихуана известна как шит, грасс, ти, Мэри-Джейн. В Мексике она - марихуана, в США - пот, в Восточной Африке - джамба, а в России - анаша.

Все они очень популярны среди наркоманов, но способ их употребления зависит от географических и культурных особенностей, а также от национальных традиций разных стран. Например, в Иране и Турции опиум едят, китайцы его чаще всего курят, а европейцы и американцы вводят путем инъекции.

Рассмотрим общий механизм их воздействия на организм человека.

Некоторые наркотические вещества вызывают у наркоманов беспокойство, возбуждение, их мучает мания преследования и галлюцинации, развиваются психические расстройства.

От других страдают почки, поджелудочная железа, отекают легкие, возникает глухота, бессонница, обезвоживается организм и возникают конвульсии

У лиц, впервые вводящих себе наркотик, могут возникнуть сначала неприятные ощущения: тошнота, рвота, головокружение, но затем они переживают состояние эйфории, им кажется, что тысячи игл плывут в сосудах всего тела. И, наконец, наступает состояние, которое называют по-английски "stoned" - "окаменевший". Это физическое онемение, апатия, покой, расслабление, беззаботность. Исчезает стремление к активным действиям, острота зрения снижается, дыхание замедляется, понижается температура тела. Функция интеллекта приближается к нулю.

Но частое употребление снижает первый "положительный" эффект, и наркоману приходиться увеличивать дозу, что приводит со временем к наркотической зависимости. И далее он продолжает принимать наркотики уже не ради удовольствия, а стремясь избежать абстинентного синдрома (ломки).

Критические дозы могут спровоцировать глубокую спячку и даже смерть от паралича дыхательного центра мозга.

Наркоманы страдают от опиумной горячки, вирусного воспаления печени, гнойных инфекций и шрамов кожи и тканей, у них воспаляются и изменяются вены, но в первую очередь, страдают головной и спинной мозг. Организм истощается от неправильного питания (т.к. чувство голода притупляется при приеме наркотиков), снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, самые опасные из них - гепатит и СПИД. У наркоманов дрожат руки, повышается потоотделение, а в фазе абстиненции опасны и эпилептические припадки.

Наркомания как болезнь поражает чаще всего молодых людей от 13 до 30 лет (школьники, студенты, музыканты, малолетние криминальные слои общества и др.). Легко распознать подростка-наркомана. Он истощен, кожа дряблая с сероватым оттенком, под глазами темные круги, белки глаз и зубы желтые, он производит впечатление старого, тяжелобольного человека. Чтобы скрыть следы инъекций, молодежь носит рубашки с длинными рукавами даже летом.

Меняется и психика подростков. Они становятся мнительными, подозрительными. Им свойственно чувство паники и страха, они безответственны и пассивны, не проявляют интереса к семье, учебе, теряют друзей. Когда подростки находятся непосредственно под действием наркотика, они отличаются специфическим поведением: ненормально расширенные или максимально суженные зрачки глаз, шатающаяся, неуверенная походка, беспричинная улыбка или смех, бессмысленные бредовые высказывания, нарушенная артикуляция длинных слов, сонное или искаженное выражение лица.

В период ломки наркоманы агрессивны и склонны к неадекватному поведению.

Так, согласно статистическим данным, половина наркоманов, употребляющих наркотики более 10 лет, гибнут в результате убийств, самоубийств, несчастных случаев. В Великобритании, например, в течение года из 1000 наркоманов умирает 30; в Нью-Йорке за год погибает 350 человек. А юные наркоманы живут от 4 максимум до 10 лет после их первого принятия наркотического вещества.

Глава III. Проблемы современной молодежи и причины подростковой наркомании

Сегодня модно говорить о проблемах молодежи. Мир становится жутким местом, а всего лишь несколько лет назад алкоголь, драки, убийство и другие виды насилия были проблемами скорее взрослых, чем молодежи. Сегодня СПИД, подростковая беременность и преступность среди детей возрастают.

Официальные сообщения допускают, что наркотики, алкоголь и самоубийство все более ассоциируются с юнцами. Для детей из асоциальных семей жестокость и проблема выпивки становится такой же реальной, как сама жизнь, не только в нашей стране, но и зарубежом. Например, в США каждый пятый подросток, арестованный за преступные действия, моложе 14 лет и не мог быть отправлен в тюрьму. Современная молодежь впервые пробует наркотические вещества, спиртные напитки и секс до 16 лет. Что толкает подростков на столь необдуманные и опасные для жизни и здоровья привычки?

В подростковом возрасте (переходном в биологическом и психологическом смыслах) происходит формирование характера, смена интересов, переоценка ценностей. Все это делает психику подростка уязвимой. Наркодельцы тонко учитывают их увлечения, формирующиеся сексуальные влечения и часто бывают незримыми хозяевами дискотек, клубов, спонсируют развитие музыкальных групп, способствующих "дозреванию" подростка перед первым приемом наркотика. Именно подросток попадает под их выбор, потому что они легко внушаемы, еще не способны к направленным волевым действиям, лишены осознания ответственности за свое будущее. Причиной является и молодежная мода с элементами субкультур, скрытая пропаганда наркотиков под видом постижения мистики, дьявольщины, оккультизма. Также увлечения подростков астрологией, фильмами ужасов, пришельцами, НЛО. Это и смакование жизни рок-звезд, сообщения в прессе о их преступлениях, махинациях и пагубных влечениях. Это - реклама ночных клубов, массовых праздников, рок-концертов, на которых приобщение новых подростков к употреблению наркотиков идет по типу цепной реакции.

Некоторые специалисты объясняют причину тем, что меняются или подменяются ценностные ориентиры, хотя дать определение понятиям ценности невозможно, но можно назвать ряд ключевых слов: "Родина", "Мать", "Долг", "Любовь", "Совесть". Меняется само общество, подталкивая молодых людей изменить и стиль их жизни. С одной стороны, общество согласно, что 14-17-летние люди достаточно зрелые, чтобы отвечать за свои поступки, и дает им свободу и права, которые изложены в законодательных и правовых документах.

С другой стороны, большинство взрослых считают, что подростки слишком молоды, чтобы их воспринимать всерьез. Это непонимание является причиной многих проблем и конфликтов. Безразличие и лицемерие взрослых - также плохие примеры для подростков: данные многочисленных социальных опросов, проводимых среди молодежи, свидетельствуют о том, что они отнюдь не в восторге от собственных родителей, которые говорят о наркотиках, как о чем-то ужасном, а сами в это время употребляют алкоголь, курят табак, глотают в огромных количествах таблетки, которые "улучшают", по их мнению, настроение, помогают при бессоннице, устраняют чувство усталости, снимают боль.

В силу особенностей своего возраста, подростки испытывают сильную потребность в общении и групповой индивидуальности, т.к. еще не имеют собственной. Срабатывает принцип "стаи" в юношеских компаниях - "тусовках": "все так поступают", "друзья уговорили", "неудобно было отказаться" и стремление самоутвердиться в группе сверстников.

Часто причиной вредных привычек может быть наличие у молодых людей противоречий жизненных взглядов, несогласие с мнением окружающих, желание досадить родителям, заглушить чувство одиночества, что свойственно подростковому возрасту - "со всеми и один".

Среда, насыщенная алкогольными установками, традициями, также оказывает на подростка интенсивное давление.

На вопрос взрослым "С кем вы, будучи подростком, начали употреблять спиртные напитки?" были получены такие ответы: "на вечеринке у друзей" - 18%; "с товарищами по учебе и двору" - 33,9%; "дома, без родителей" - 9,2%; "в праздники с семьей" - 42,5%. Многие подростки говорят, что их родители позволяют им делать все, что им хочется (пить на семейных праздниках и курить в присутствии взрослых в некоторых семьях) и, в основном, они считают, что родители довольно-таки безразличны к их проблемам. По данным опроса, проведенного Международной ассоциацией по борьбе с наркоманией в регионах России, 87% учащихся девятых классов (подростки 14-15 лет) употребляли алкоголь, в том числе и пиво (одна бутылка пива равна 50-60 граммам водки); из них 48% напивались до сильного алкогольного опьянения.

Российский подросток взрослеет в обществе, раздираемом противоречиями. Он получает свободу, не получив духовной опоры. Подросток обращается к наркотическим веществам, прикрывая свою слабость всевозможными причинами: "расслабиться", "испытать новые ощущения", из-за желания "выразить протест против запрета", пережить "маленькую радость, которую может позволить себе человек, "облегчить" процесс учебы или "забыться и уйти от реальности, ее тягот и проблем".

В последние годы среди молодежи стал чрезвычайно "популярен" суицид. Действительно, многие подростки впадают в депрессию, когда не могут самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией; они верят, что единственный выход - это умереть, и совершают самоубийство.

Среди наркоманов риск самоубийства возрастает в 35 раз, смертность в 30 раз (среди подростков в 42 раза).

Причины суицида часто довольно-таки банальные: затруднения в школе, конфликт с родителями, проблемы со сверстниками. Существуют разные страны, общества, системы, но подростковые проблемы в них схожи. Для примера приведем один день из жизни американских подростков:

2795 девочек-подростков беременны; 1106 подростковых абортов; 27 детей умерло от нищеты, 10 - от огнестрельного оружия; 211 подростков арестованы за наркотики, 437 - за распитие спиртных напитков и управление автомобилем в нетрезвом состоянии; 1512 - исключены из школы; 1629 - находятся в заключении. Сорок миллионов детей во всем мире живут на городских улицах. Из-за:

  • бедности - 27%
  • с ними плохо обращаются в семье - 30%
  • подросткам нечем заняться - 28%
  • выгнаны из дома - 9%
  • следуют за другими детьми - 10%

Отсюда видно, что жизнь подростков полна опасностей и вовсе не легка, а проблемы и причины, ведущие к употреблению наркотических веществ, разнородны. Следует помнить, что пагубные привычки приносят вред не только окружающим людям, семьям, но, в первую очередь, их здоровью. К курению, наркомании и алкоголизму можно добавить и современные "грехи": ожирение, физическое бездействие, еда на ходу.

Безусловно, недостаток сна и избыточный вес не так страшны, как спиртное и наркотики, но они также являются показателями опасного для здоровья хаотичного образа жизни.

Глава 4. Диагностика информированности подростков о пагубном влиянии наркотических веществ на организм человека

4.1. Диагностическая анкета о вредном влиянии курения, наркотиков и алкоголя на организм человека

По мнению психологов, профилактику курения, употребления алкоголя и наркотиков среди школьников следует начинать с диагностики их информированности в данном вопросе и с оценки понимания школьниками социально-психологических последствий пагубных привычек. В нашей школе социологические опросы и анкетирования среди учащихся помогли провести преподаватели кафедры ЗОЖ и школьный медицинский работник.

Первая диагностическая анкета состояла из трех блоков: вопросов о курении, наркотиках и алкоголе. (приложение 1) Всего принимали участие 150 человек в возрасте от 10 до 15 лет - 70 мальчиков и 80 девочек.

При ответе на вопрос "Полезно ли курение для организма человека?" "Да" ответили 2 человека - 1%; "Нет" - 148 человек - 99%, т.е. почти все участники опроса понимают, что курение вредно для здоровья.

На следующий вопрос "Куришь ли ты?" "Да" ответили 23 человека - 15% и дали ответ "Нет" 127 учащихся - 85%. Это значит, что подростки осознают вред курения, но, тем не менее, они курят.

Отвечая на вопрос "Есть ли желание бросить курить?" из 23 курящих подростков ответили "Да" 14 человек - 60%; "Нет" - 9 человек - 40%.

Уверенные ответы дали учащиеся на десятый вопрос анкеты "Чаще или реже курящие люди болеют простудными заболеваниями?" "Чаще" ответили 145 человек - 97% и "Реже" всего 5 человек - 3%. (приложение 2)

При ответах на вопросы о наркотиках, все опрошенные написали, что в компаниях с друзьями они редко говорят о наркотиках. Учащиеся знают названия самых распространенных наркотических веществ, они назвали: героин, кокаин, гашиш, марихуану. 17 учащихся - 11% считают, что существуют "легкие" наркотики; 133 из 150 опрошенных подростков уверены, что таких наркотиков не бывает. Никто из учащихся не пробовал наркотические или токсические вещества, и сейчас не употребляют. Ребята понимают, что употребление любых наркотиков представляет серьезную угрозу для их здоровья и жизни.

Следующий блок вопросов был о влиянии алкоголя на организм человека.

Подавляющее большинство подростков ответило, что алкоголь вреден для здоровья - 136 человек - 90%, а 8 человек - 5% считают, что все зависит от количества выпитого алкоголя. На вопрос "Как часто в вашей семье употребляют алкоголь?" учащиеся ответили следующим образом:

А. только по праздникам - 60 ч. - 40%;

Б. по выходным дням - 23 ч. - 15%;

В. в дни получки - 20 ч. - 13%;

Г. несколько раз в неделю - 13 ч. - 9%;

Д. почти ежедневно - 2 ч. - 1%.

Из опрошенных попробовали алкоголь в 11-12 лет - 7 человек; 4,7% это произошло "с товарищами за компанию". Отвечая на вопрос об изменении самочувствии после приема алкоголя, ребята отметили, что испытывали сонливость и вялость - 52% (из 7 пробовавших алкоголь) и головную боль, тошноту - 3 человека - 48%.

На вопрос о необходимости чтения лекций о вреде алкоголя и наркотиков "Да" ответили 132 человека - 88%; "Нет" - 18 человек - 12%.

Подростки хотят получать больше информации о вредном воздействии табакокурения, алкоголя, наркотических и токсических веществ и знакомиться со специальной литературой по этой проблеме.

 4.2. Диагностический тест "Что я знаю и чего не знаю о наркотических веществах?"

Учащимся 6-9 классов был предложен тест "Что я знаю и чего не знаю о наркотических веществах?" (приложение 3) Всего в опросе принимало участие 52 ученика, из них девочек - 30, мальчиков - 22.

Анонимность теста дала возможность учащимся откровенно ответить на все вопросы. Подробный анализ теста позволил определить круг вопросов, которые явно вызывают у подростков затруднения, увидеть противоречия.

При ответе на вопрос "Табак в сигаретах является наркотиком", учащиеся 7-9 классов ответили "Верно" - 100%, а среди учащихся шестых классов дали положительный ответ только 20 человек - 38%

Таблица 1

Учащиеся Количество учащихся, ответивших “верно” %
7 – 9 классы 32 100
6 классы 20 38

На вопрос "Люди, которые злоупотребляют наркотиками, вредят лишь себе", "Верно" ответили 22 ученика - 42%, т.е. они считают, что наркоманы вредят лишь себе, не доставляя проблем окружающим.

Таблица 2

Учащиеся Количество учащихся, ответивших “верно” %
6 – 9 классы 22 42

При ответе на вопрос "Алкоголь - это стимулирующее, возбуждающее средство", "Верно" ответили 30 учащихся - 58%, но 22 - 42% опрошенных знают, что алкоголь отрицательно влияет на рассудочную деятельность и самоконтроль.

Таблица 3

Учащиеся Количество учащихся, ответивших “верно” %
6 – 9 классы 30 58

Отсюда вывод, что следует проводить чаще беседы, часы общения, валеологические десятиминутки, просматривать фильмы о вредном влиянии алкоголя на организм человека, на систему органов, особенно на ЦНС (центральную нервную систему).

95% учащихся ответили "Верно" на вопрос "Если родители пьют, то их дети тоже будут пить". Подростки понимают, что молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице, в школе.

Вопрос "На равное количество какого-либо наркотика все люди реагируют одинаково" вызвал у ребят затруднение, "Верно" ответили 38 учащихся - 73%.

Таблица 4

Учащиеся Количество учащихся, ответивших “верно” %
6 класс 12 23
7 – 9 классы 26 50

Подросткам следует объяснить, что реакция на наркотические вещества у каждого человека индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость), способ приема наркотика.

4.3. Социологическое исследование "Представление о здоровом образе жизни (ЗОЖ)"

Целью данного опроса было выявление знаний и представлений школьников о ЗОЖ. Было опрошено 150 учеников 5-9 классов в возрасте 10-15 лет. Учащимся было предложено ответить на восемь вопросов о здоровом образе жизни и проранжировать предложенные им варианты по значимости. Приведем анализ ответов лишь на два вопроса.

По результатам ответов на первый вопрос (проранжировать варианты ответов по значимости) (приложение 4), школьники ставят на:

  • 1м. - "Занятие спортом" 128 ч. - 85%;
  • 2м. - "Не пить" 125 ч. - 83%;
  • 3м. - "Не курить" 122 ч. - 80%;
  • 4м. - "Не употреблять наркотики" - 112 ч. - 74%;
  • 5м. - "Правильное питание" - 111 ч. - 74%;
  • 6м. - "Не вести беспорядочную половую жизнь" - 84 ч. - 57%;
  • 7м. - "Вести осмысленную жизнь" - 84 ч. - 56%;
  • 8м. - "Хорошее отношение к себе" - 82 ч. - 54%;
  • 9м. - "Гармоничные отношения в семье" - 80 ч. - 53%;
  • 10м. - "Позитивные отношения с друзьями" - 75 ч. - 50%;
  • 11м. – "Полноценная духовная жизнь" - 67 ч. - 44%;
  • 12м. - Саморазвитие и самосовершенствование - 62 ч. - 41%.

Результаты показывают, что подростки понимают, что такое ЗОЖ и , в основном, правильно расставляют акценты. Большинство из них положительно относятся к своему здоровью, знают факторы, укрепляющие и сохраняющие его.

Когда школьники отвечали на второй вопрос "Является ли ваш образ жизни здоровым?" и оценивали свой образ жизни по десятибалльной шкале, выяснилось, что на 10 баллов оценивает свой образ жизни 50 человек - 33%; на 9 баллов - 38 человек - 25%; на 8 баллов - 44 - 30%; на 7 баллов - 18 - 12%. Подавляющее большинство ребят считают, что они ведут здоровый образ жизни.

Таблица 5

Баллы Количество школьников %
10 50 33
9 38 25
8 44 30
7 18 12

Проведенные диагностические исследования среди учащихся нашей школы показывают, что подростки достаточно хорошо осведомлены о пагубном влиянии наркотических веществ, интересуются этой проблемой.

Заключение

Как бы не сложились результаты опросов, каждый подросток должен осознать, что употребление любых наркотических веществ – болезнь сознания и без личного участия в решении этой проблемы, она просто неразрешима. Для этого подростку необходимы, широкие знания о механизме воздействия наркотических веществ и страшных последствиях их употребления. Известно, что только информированный человек – независим, уверен и более защищён от жизненных ошибок. В этом ему помогут родители, учителя, врачи, психологи и другие, напрямую заинтересованные в решении этой проблемы, службы.

Список литературы

  1. Белов Н.В. 10 000 советов. Как избавиться от алкоголизма и наркозависимости. М., АСТ, Мн.: Харвест, 2005. - 400с.
  2. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: всё о наркомании серия “ Библиотека школьника” - Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 352с.
  3. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. М., “Просвещение”, 1987. - 78с.
  4. Кузовлёв В.П., Лапа Н.М. Учебник английского языка для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., “Просвещение”, 2003. - 336с.
  5. Материалы Конгресса Всероссийского Форума “ Здоровье нации - основа процветания Росси”. М., 1-5 июня 2005. – 104с.
  6. Родионов А.В. Подростки и наркотики. Ярославль, 2004.-210с.
  7. Энциклопедия наших заблуждений (полная иллюстрированная). М., Издательство “ЭКСМО”, 2004. -676с.