Одна из болевых точек учебного процесса в школе – это адаптация пятиклассников, так как переход учащихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную школьную жизнь:
- кабинетная система и много учителей предметников;
- увеличивается количество изучаемых предметов, появляются новые виды домашних заданий;
- приемы работы на уроке, отличные от начальной школы;
- сложность адаптации к учителям.
Все эти причины приводят к переутомлению детей, возрастанию состояния стресса, снижения успеваемости.
Избежать некоторых проблем помогают:
- изучение классного коллектива 4-го класса будущим классным руководителем,
- посещение уроков в начальной школе будущих учителей-предметников,
- составление сенсорных карт восприятия окружающего мира учащихся и использование их при проведении уроков,
- выявление типов познавательной активности учащихся с целью активизации познавательной деятельности “слабых” учащихся,
- знание психологических особенностей подросткового возраста.
Контроль по преемственности обучения в 5-ых классах проводится в нашей школе во второй половине октября.
Цели контроля:
- итоги адаптации в среднем звене обучения;
- уровень базовых знаний 1 ступени обучения;
- стабильность результатов обучения;
- работа учителя по повышению уровня познавательной активности обучения.
Документация, сопровождающая контроль:
- приказ о проведении контроля по преемственности в 5-х классах,
- рекомендации по проведению контроля,
- памятка классному руководителю 5-го класса (приложение 1),
- характеристика классного коллектива (в помощь учителю 5-го класса) (приложение 2),
- рекомендации учителю, работающему с пятиклассниками (приложение 3),
- аудиалы, визуалы и кинестеты: учет особенностей каждого типа (приложение 4),
- типы познавательной активности: рекомендуемые методы, средства и формы обучения (приложение 5),
- памятка проверяющему (приложение 6),
- возрастная психология, социально-психологический статус учащегося 5-го класса (приложение 7),
- возрастные особенности учащихся, 5–11 классы (приложение 8),
- приказ по итогам контроля по преемственности в 5-х классах.
Литература:
- Е. Коротаева “Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия”. Ж. Директор школы № 9, 2000 г.
- В. С. Демиховский “О преемственности начальной и средней школы”. Ж. Завуч № 5 1999 г.
- Н. В. Рагозинская “Преемственность между начальным и основным общим образованием”. Ж. Завуч № 4 2000 г.
- Г. А. Баева, И. Н. Сбитнева, А. А. Колмогорова “Подготовка и проведение педагогического консилиума по проблемам преемственности”. Ж. Завуч № 1 2006 г.
- Линда Лойд “Школьная магия”. Москва 1982 г.
- Р. С. Немов “Психология”. Москва “Просвещение”, 1995 г.