1 УРОК
ЦЕЛИ УРОКА:
- Обобщить представление учащихся о чувственном познании окружающего мира через решение задач на все действия с обыкновенными дробями.
- Закрепить навыки и умения структурирования информации с помощью таблиц.
- Расширить знания учащихся об окружающей их природе и окружающем мире.
ХОД УРОКА
Учитель математики: Тема нашего урока: “Чувственное познание окружающего мира через решение задач на все действия с обыкновенными дробями”. (слайд 1)
Сегодня на уроке мы обобщим представление о чувственном познании окружающего мира, закрепим умения и навыки структурирования информации с помощью таблиц и все это через решение задач на все действия с обыкновенными дробями.
УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ВЫЧИСЛИТЬ:
Повторить правила всех действий с обыкновенными дробями, правило представления смешанной дроби в виде неправильной дроби, правило выделения целой части из неправильной дроби. (слайд 2)
Учитель информатики:
На уроке мы познакомимся с основными понятиями, такими как ощущение, восприятие, представление, рассмотрим, что является средством получения информации из внешнего мира.
С первых минут жизни человек воспринимает окружающий мир (его звуки, запахи, свет, тепло или холод).
Все окружающие нас объекты воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения, восприятия и представления. С помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира.
Учитель: Какие органы чувств человека вы знаете? Для чего они служат?
Ученик: Уши - слушать музыку; нос – воспринимать запахи; руки – воспринимают тепло или холод; глаза – видеть окружающий мир; язык – ощущать вкус.
Учитель: Так что же такое органы чувств человека?
Ученик: Это органы, которые получают информацию из внешнего мира).
Органы чувств человека – средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. (слайд 3)
Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения.
Учитель: Например, какие ощущения вызывает цветок.
Ученик: Запах.
Учитель: земляника.
Ученик: Запах, вкус.
Учитель: Что вы ощущаете при виде огня?
Ученик: Тепло. (слайд 4)
Учитель: Перед вами несколько цветков: зверобой, горчица морская, пион крупнолистный, роза иерихонская, вереск. Какие органы чувств участвуют при определении данных объектов? (слайд 5)
Ученик: Нос – обоняние, глаза – цвет и форма.
Учитель: А сейчас с помощью устных упражнений выясним, какой из цветков растет в Хабаровском крае? (слайд 6)
Учитель математики:
Для этого устно вычислим задание.
Учитель: Какой это цветок?
Ученик: Зверобой.
Учитель: Какими свойствами обладает этот цветок, чем он полезен?
Доклад учащегося. (слайд 7)
Учитель информатики:
Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (сладкий или гладкий), а по их совокупности.
Например:
- желтый, овальный, кислый, сочный – это лимон;
- зеленая, колючая, пахнет смолой – это елка. (слайд 8)
ФИЗМИНУТКА
Игра “Бывает – не бывает”
Учитель: Я называю объекты с их характеристиками по одному основанию. Если такое бывает, вы хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете: зеленый снег, красное яблоко, голубой цветок, синее солнце, белая трава, желтый банан, зеленый огурец, зеленый лев, красный заяц.
Учитель: О каком свойстве объектов идет речь?
Ученик: О цвете.
Учитель: Квадратное яблоко, круглый арбуз, овальный стул, круглый телевизор, квадратная коробка, треугольная линейка, прямоугольная картошка.
Учитель: О каком свойстве объектов говорилось сейчас?
Ученик: О форме.
Учитель: Кислый лимон, сладкая соль, горький перец, горькое яблоко, сладкий арбуз, ароматная дыня.
Учитель: О каких двух свойствах объектов идет речь?
Ученик: Вкус, запах.
Учитель: Теперь вы знаете, что у объектов можно определить цвет, форму, вкус и запах.
Со следующим объектом, воздействующим на наши органы чувств вы познакомитесь, решив примеры и разгадав зашифрованное слово.
Учитель математики: (работа в тетрадях)
На листах вам даны задания (приложение 1). Ответ каждого примера зашифрован в таблице. (слайд 9)
Под номером 1-ответ первого примера, под номером 2-ответ второго примера и т.д. Каждому правильному ответу соответствует сочетание двух букв. Решив примеры и найдя в таблице правильные ответы и соответствующие им буквы вы получите нужное слово.
Учитель: Какое слово получилось?
Ученик: Восприятие.
2 УРОК
Учитель информатики:
Восприятие – это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. (слайд 10)
Оно складывается из отдельных ощущений.
Учитель: Допустим, вас угостили грушей. Какие ощущения возникают?
Ученик: Вкус (кислая или сладкая), запах (аромат), форма и цвет.
В результате вы воспринимаете целостное отражение этого объекта.
Следующим элементом чувственного познания является представление. (слайд 11)
Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.
Учитель: Сейчас я включу вам небольшое музыкальное произведение, а вы внимательно его прослушаете и ответите на вопрос. Какие представления возникали в вашем сознании, когда звучала музыка? (гиперссылка на слове представление, слайд 11)
Ученики: Журчание ручья и пение птиц. (Приложение)
Учитель: Вы сейчас это видели?
Ученики: Нет.
Учитель: А что вы делали?
Ученики: Мы представляли.
Учитель: Так что же такое представление?
Ученик: Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее. (слайд 11)
В следующей части нашего урока небольшая практическая работа (приложение 2, слайд 12). Все учащиеся садятся за компьютеры. Первый ученик, выполнивший правильно практическую работу, демонстрирует ее с использованием мультимедийного проектора, объясняя ход выполнения работы. (слайд 13)
После выполнения учащимися практической работы проводится опрос: “По какому принципу отбирались дроби?” (формулируются правила). Осуществляется проверка.
Учитель математики:
Используя заданное условие и объекты, которые мы сегодня рассматривали на уроке придумать задачу: (слайд 14)
Прослушивается несколько вариантов задачи, выбирается один и совместно решается.
Учитель информатики:
Учитель: С какими элементами чувственного познания мы с вами познакомились на сегодняшнем уроке?
Ученик: Ощущение, восприятие, представление. (слайд 15)
Учитель: Что собой представляет ощущение?
Ученик: Это отдельное свойство объекта, под ощущением понимается вкус, запах, форма.
Учитель: Что собой представляет восприятие?
Ученик: Это целостное отражение объекта, все ощущения в совокупности.
Учитель: А что собой представляет представление?
Ученик: Это чувственный образ объекта, который мы не видим в данный момент, но восприняли его ранее.
Учитель: Какие органы чувств человека участвуют в чувственном познании окружающего мира?
Ученик: Нос, уши, язык, руки, глаза.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ: (по времени) (слайд 17)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Математика: № 619 (г), 626.
- Информатика: § 2.2 стр.35 задание 1-4 (устно) А. Босова Информатика 6 класс (слайд 16)