Интегрированный урок (информатика + математика) по теме: "Чувственное познание окружающего мира через решение задач на все действия с обыкновенными дробями"

Разделы: Математика, Информатика


1 УРОК

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Обобщить представление учащихся о чувственном познании окружающего мира через решение задач на все действия с обыкновенными дробями.
  • Закрепить навыки и умения структурирования информации с помощью таблиц.
  • Расширить знания учащихся об окружающей их природе и окружающем мире.

ХОД УРОКА

Презентация

Учитель математики: Тема нашего урока: “Чувственное познание окружающего мира через решение задач на все действия с обыкновенными дробями”. (слайд 1)

Сегодня на уроке мы обобщим представление о чувственном познании окружающего мира, закрепим умения и навыки структурирования информации с помощью таблиц и все это через решение задач на все действия с обыкновенными дробями.

УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ВЫЧИСЛИТЬ:

Повторить правила всех действий с обыкновенными дробями, правило представления смешанной дроби в виде неправильной дроби, правило выделения целой части из неправильной дроби. (слайд 2)

Учитель информатики:

На уроке мы познакомимся с основными понятиями, такими как ощущение, восприятие, представление, рассмотрим, что является средством получения информации из внешнего мира.

С первых минут жизни человек воспринимает окружающий мир (его звуки, запахи, свет, тепло или холод).

Все окружающие нас объекты воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения, восприятия и представления. С помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира.

Учитель: Какие органы чувств человека вы знаете? Для чего они служат?

Ученик: Уши - слушать музыку; нос – воспринимать запахи; руки – воспринимают тепло или холод; глаза – видеть окружающий мир; язык – ощущать вкус.

Учитель: Так что же такое органы чувств человека?

Ученик: Это органы, которые получают информацию из внешнего мира).

Органы чувств человека – средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. (слайд 3)

Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения.

Учитель: Например, какие ощущения вызывает цветок.

Ученик: Запах.

Учитель: земляника.

Ученик: Запах, вкус.

Учитель: Что вы ощущаете при виде огня?

Ученик: Тепло. (слайд 4)

Учитель: Перед вами несколько цветков: зверобой, горчица морская, пион крупнолистный, роза иерихонская, вереск. Какие органы чувств участвуют при определении данных объектов? (слайд 5)

Ученик: Нос – обоняние, глаза – цвет и форма.

Учитель: А сейчас с помощью устных упражнений выясним, какой из цветков растет в Хабаровском крае? (слайд 6)

Учитель математики:

Для этого устно вычислим задание.

Учитель: Какой это цветок?

Ученик: Зверобой.

Учитель: Какими свойствами обладает этот цветок, чем он полезен?

Доклад учащегося. (слайд 7)

Учитель информатики:

Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (сладкий или гладкий), а по их совокупности.

Например:

  • желтый, овальный, кислый, сочный – это лимон;
  • зеленая, колючая, пахнет смолой – это елка. (слайд 8)

ФИЗМИНУТКА

Игра “Бывает – не бывает”

Учитель: Я называю объекты с их характеристиками по одному основанию. Если такое бывает, вы хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете: зеленый снег, красное яблоко, голубой цветок, синее солнце, белая трава, желтый банан, зеленый огурец, зеленый лев, красный заяц.

Учитель: О каком свойстве объектов идет речь?

Ученик: О цвете.

Учитель: Квадратное яблоко, круглый арбуз, овальный стул, круглый телевизор, квадратная коробка, треугольная линейка, прямоугольная картошка.

Учитель: О каком свойстве объектов говорилось сейчас?

Ученик: О форме.

Учитель: Кислый лимон, сладкая соль, горький перец, горькое яблоко, сладкий арбуз, ароматная дыня.

Учитель: О каких двух свойствах объектов идет речь?

Ученик: Вкус, запах.

Учитель: Теперь вы знаете, что у объектов можно определить цвет, форму, вкус и запах.

Со следующим объектом, воздействующим на наши органы чувств вы познакомитесь, решив примеры и разгадав зашифрованное слово.

Учитель математики: (работа в тетрадях)

На листах вам даны задания (приложение 1). Ответ каждого примера зашифрован в таблице. (слайд 9)

Под номером 1-ответ первого примера, под номером 2-ответ второго примера и т.д. Каждому правильному ответу соответствует сочетание двух букв. Решив примеры и найдя в таблице правильные ответы и соответствующие им буквы вы получите нужное слово.

Учитель: Какое слово получилось?

Ученик: Восприятие.

2 УРОК

Учитель информатики:

Восприятие – это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. (слайд 10)

Оно складывается из отдельных ощущений.

Учитель: Допустим, вас угостили грушей. Какие ощущения возникают?

Ученик: Вкус (кислая или сладкая), запах (аромат), форма и цвет.

В результате вы воспринимаете целостное отражение этого объекта.

Следующим элементом чувственного познания является представление. (слайд 11)

Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.

Учитель: Сейчас я включу вам небольшое музыкальное произведение, а вы внимательно его прослушаете и ответите на вопрос. Какие представления возникали в вашем сознании, когда звучала музыка? (гиперссылка на слове представление, слайд 11)

Ученики: Журчание ручья и пение птиц. (Приложение)

Учитель: Вы сейчас это видели?

Ученики: Нет.

Учитель: А что вы делали?

Ученики: Мы представляли.

Учитель: Так что же такое представление?

Ученик: Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее. (слайд 11)

В следующей части нашего урока небольшая практическая работа (приложение 2, слайд 12). Все учащиеся садятся за компьютеры. Первый ученик, выполнивший правильно практическую работу, демонстрирует ее с использованием мультимедийного проектора, объясняя ход выполнения работы. (слайд 13)

После выполнения учащимися практической работы проводится опрос: “По какому принципу отбирались дроби?” (формулируются правила). Осуществляется проверка.

Учитель математики:

Используя заданное условие и объекты, которые мы сегодня рассматривали на уроке придумать задачу: (слайд 14)

Прослушивается несколько вариантов задачи, выбирается один и совместно решается.

Учитель информатики:

Учитель: С какими элементами чувственного познания мы с вами познакомились на сегодняшнем уроке?

Ученик: Ощущение, восприятие, представление. (слайд 15)

Учитель: Что собой представляет ощущение?

Ученик: Это отдельное свойство объекта, под ощущением понимается вкус, запах, форма.

Учитель: Что собой представляет восприятие?

Ученик: Это целостное отражение объекта, все ощущения в совокупности.

Учитель: А что собой представляет представление?

Ученик: Это чувственный образ объекта, который мы не видим в данный момент, но восприняли его ранее.

Учитель: Какие органы чувств человека участвуют в чувственном познании окружающего мира?

Ученик: Нос, уши, язык, руки, глаза.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ: (по времени) (слайд 17)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • Математика: № 619 (г), 626.
  • Информатика: § 2.2 стр.35 задание 1-4 (устно) А. Босова Информатика 6 класс (слайд 16)

Примеры

Практическая работа