В театре Ивана Андреевича Крылова

Разделы: Литература


Форма: урок-мастерская актера.

Цель: воспитание интереса к чтению.

Задачи:

  • расширить знания о жизни и творчестве И. А. Крылова;
  • научить осознанному выразительному чтению;
  • развивать артистические способности обучающихся.

Оборудование: оформленная сцена – портрет баснописца; высказывания о книге
и о театре: “Книга - величайшее из чудес, созданное человеком” (А. М. Горький); “О, ступайте, ступайте в театр и живите в нем” (В. Г. Белинский); выставка работ обучающихся – иллюстрации к басням Крылова; фонограммы, музыкальный центр.

Ход занятия

Урок-мастерская проводится в актовом зале с учащимися 6-х классов. Проведена предварительная работа по изучению басен И. А. Крылова: чтение, обсуждение, викторины. Участниками являются все присутствующие: актеры (специально подготовленные ученики), участники конкурсов, зрители.

Учитель:

Театр уж полон;
Ложи блещут,
Партер и кресла — все кипит,
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит. (А. С. Пушкин “Евгений Онегин”)

(Звучит музыка “Билет на балет” в исполнении И. Корнелюка, вступление к песне)

Учитель: - Побываем в театре Ивана Андреевича Крылова. Ребята, вам предоставляется возможность заглянуть в мастерскую актера и увидеть, как исполнитель роли “священнодействует”, проникается “ролью в себе”, добивается такого уровня сопереживания, чтобы ощутить себя на сцене героем крыловских басен.

Актер проезжий этот
В фантазии, для сочиненных чувств,
Так подчинил мечте своё сознанье,
Что сходит пот со лба его,
Глаза туманят слезы, замирает голос.
И облик каждой сладкой говорит,
Чем он живет! А для чего в итоге? (У. Шекспир “Гамлет” в пер. Л. М. Лозинского)

Из-за Ягнёнка!

Что он Ягнёнку? Что ему Ягнёнок?

А он рыдает…

(Звучит музыка из м/ф “Бременские музыканты” -“Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету…”).

Учитель:

Гости нашего театра — герои крыловских басен! Встречайте!

(Аплодисменты)

Учитель: - Пока артисты осваиваются в своей новой “мастерской”, поговорим об Иване Андреевиче Крылове.

Ученик: - В Петербургском Летнем саду сидит, глубоко задумавшись о чем-то, бронзовый Иван Андреевич Крылов в окружении зверей-героев своих басен.

О чём он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает свое нелегкое детство. Родился Иван Андреевич

Крылов в семье армейского офицера, который до капитанского чина дослужился от рядовых.

Десять лет было мальчику, когда отец умер. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию. Крылов вынужден был пойти в канцелярию Калязинского земского суда. Потом он работал в Тверском магистрате, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. “Чистой” литературой писатель никогда не занимался: приехав в Петербург, он стал сначала журналистом, а потом - библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал 30 лет.

Свою литературную деятельность И.А. Крылов начинал как драматург - автор произведений для театра. Но прославился он своими баснями.

Что такое басня? Это небольшое, чаще всего стихотворное произведение. В басне обязательно должно быть поучение, совет или насмешка над дурным поступком. В баснях Крылова обычно действуют не люди, а звери, но ведут они себя по-человечьи: спорят, ссорятся, мирятся.

Басни Крылова легко запоминаются – такие они ясные, складные. А многие фразы из них стали крылатыми: “Ларчик просто открывался”, “А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”, — говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти произнесли герои басен Крылова.

А.С. Пушкину, великому русскому поэту, современнику баснописца, очень нравилось крыловское “веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражения”.

Учитель (обращает внимание сидящих в зале к рисункам-иллюстрация по мотивам басен
А. И. Крылова)
:

- Какую из басен вспомнили вы?

(Дети называют в числе прочих басню “Мартышка и очки”).

- С каких слов начинается басня? (Ребята называют строчки из басни).

- Попробуем инсценировать басню. Но чтобы хорошо ее сыграть на сцене, нам необходимо… (Ученик зачитывает памятку “Как работать над басней”).

Ученик (зачитывает Памятку): Работая над басней, необходимо:

  • понять содержание басни, характеры героев; уяснить для себя мораль басни (нравоучительный смысл);
  • работать над выразительным чтением и техникой речи;
  • познать искусство движения тела, его пластики; учиться сочетать движение и слово.

Учитель: - Прежде чем выйти на сцену, актер проводит огромную работу над собой, над изучением роли. Это предстоит сделать и нам, ведь мы с вами участники мастерской актера.

- Итак, работаем над содержанием басни “Мартышка и очки”.

Кто герои?

Какие события развиваются?

Какова мораль басни?

В каких конкретных жизненных ситуациях вы могли бы их применить?

Какие выражения стали крылатыми пословицами, поговорками?

Нарисуйте словами героев басни, их характеры. Мартышка – какая она? Как вы это почувствовали и поняли. Подтвердите словами из текста

ИТОГ: Уяснили содержание басни, ее нравоучительный смысл, поняли характеры героев.

Однако, прежде, чем артист выйдет на сцену, он долго работает над дикцией, над техникой речи.

Представьте себе, что вам через несколько минут предстоит выход на сцену в роли героини крыловской басни – Мартышки.

РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ РЕЧИ

1. СКОРОГОВОРКА

Шалунья Мартышка сидит на вышке и швыряет оттуда шишки.

а) Произнести так, словно любуешься мартышкой, хвалишь ее действия (ловко же у нее получается);

б) жалуешься на мартышку (она бросает в меня шишки)

2. Упражнения для дыхания

Упражнение 1 - “Стон”

Действия: произносятся сочетания звуков - МИ, МЭ, МА, МО, МУ, МЫ так

– как будто кто-то жалуется;

– как будто кто-то стонет от сильной боли.

Упражнение 2 - “После грозы”

Упражнение выполняется под звуки спокойной музыки или звуков природы (например, “В лесу”, “На берегу моря”).

Действия: учитель предлагает детям закрыть глаза и нарисовать в своем воображении картины.

Картина 1: “Вы в лесу. Только что отгремела гроза. Прошел дождь. Блестят мокрые листья на березах, на траве – серебристые капли… Как хорошо пахнет в лесу. Как легко дышится. Вот ландыши. Сорвите их. Вдохните их запах… Вдыхайте медленно, ровно, глубоко…”.

Картина 2: “Вы на берегу моря, лежите на мягком, теплом, золотистом песке. Слышится равномерный шум набегающих валов. Вы с наслаждением вдыхаете свежий морской воздух. Дышите ровно, глубоко…”.

Упражнение 3 - “Поймай комара”

Действия: Ребята раздвигают руки в стороны – делается вдох; сдвигаются – постепенно вперед ладонями друг к другу – делается выдох. Учитель объясняет задание: “На расстоянии вытянутых рук находится комар, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть. Медленно, сводите руки (не спугните комара!); произносите непрерывно звук “з-з-з”, прихлопните комара, быстро разведите руки в стороны – произойдет автоматический вдох”.

3. Работа над пластикой

Дети тренируются в исполнении роли героев басни.

Наши гости освоились в мастерской актера и готовы к выходу на сцену.

Учитель: - Итак, Иван Андреевич Крылов. Басня “Мартышка и очки”

(Инсценировка басни. Задача зрителей: проследить за игрой актеров, пластикой их движений).

Учитель: - Кто желает сыграть роль забавной Мартышки?

(Приглашается несколько участников, которым было дано домашнее задание. Разные участники проигрывают роль Мартышки).

Учитель: - Кто лучше справился с ролью?

(Зрители сравнивают характеры персонажей. По аплодисментам судят, чья игра интересней. Вручение приза)

ВЫВОД: Каждый по-своему интересно сыграл роль Мартышки. Повадки плутовки переданы, безусловно.

Учитель: - Интересно работать в мастерской актера?

Наши артисты готовы представить на суд зрителей и другие творческие работы

Розыгрыш:

Учитель: - Ребята, так чем недавно швыряла в нас Мартышка? (Шишкой, шишками).

- А чем же в вас может кинуть знаменитая героиня басни Крылова “Свинья под дубом”?

- Ну, конечно же, желудями!

- Итак, представляем басню “Свинья под дубом”

(Инсценировка басни “Свинья под Дубом”. Аплодисменты)

Учитель: - Героиня нас очень рассмешила, не правда ли? Но откуда плач? Вы слышите эти звук? Мы разве кого-то обидели?

- Да нет, конечно. Просто в мастерской актера завершается репетиция басни “Волк и Ягненок”, т.к. сейчас ее герои предстанут на сцене!

(Инсценировка басни под фонограмму: щебет птиц, журчание ручья).

Учитель: - И артисты, и все участники мастерской - вы покорили нас искусством вживаться в образ, пластикой движения, умением сопереживать своему герою.

- Ребята, знаете ли вы другие басни И.А. Крылова? Перечислите, пожалуйста, их названия.

(Перечисляют)

- Молодцы! Вы - любознательны, то есть стремитесь знать много.

- Скажите, а любознательность и любопытство это одно и то же? (Дети высказывают сои суждения)

(Работа со словарем И. С. Ожегова)

Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, пытливость.

А любопытство – 1) мелочный интерес ко всяким даже несущественным подробностям чего-нибудь; 2) Любопытство – это порок (отрицательное качество характера).

Как разоблачается этот порок в басне “Любопытный”?

(Просмотр видеофильма. Басня И.А. Крылова “Любопытный”).

Учитель: - Поделитесь своими впечатлениями. (Герой басни останавливает свое внимание на мелочах, не умеет увидеть главного, не умеет “приметить слона”).

(Звучит песня “Бременские музыканты, артисты спускаются со сцены, покидают зал).

Учитель: - С легкой грустью наши гости покидают гостеприимный школьный театр.

Из всего того, что происходило на сцене, вы должны были уяснить главное (“приметить слона”).

Чтобы стать настоящим актером, мало желания, нужно в совершенстве владеть техникой актерского мастерства (голосом, мимикой, жестом, пластикой движения, умением тонко чувствовать игру партнера на сцене) и, по словам великого русского режиссера К.С. Станиславского, “нащупав зерно образа”, проникнуться “ролью в себе”. Мастерство актера оттачивается годами напряженного труда.

Искусство “перевоплощения” присуще великим мастерам театральной сцены. Наши ребята (на материале крыловских басен) себя только попробовали в этом деле. Но, судя по аплодисментам, у них что-то получилось.

Спасибо за аплодисменты!

До новых встреч в театре!