Цель урока: формирование прикладных умений в создании web-сайта.
Задачи урока:
Образовательная:
- познакомить учащихся с понятием проекта, проектной деятельности, ее этапами, видами;
- научить создавать мультимедийный интернет-проект, закрепить (повторить) навыки работы с приложениями Microsoft Office, Microsoft FrontPage.
Воспитательная:
- воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, умение работать в группах, ответственность за свои действия перед товарищами.
Развивающая:
- научить анализировать и систематизировать данный материал, ставить и разрешать проблемы, развивать эстетические качества учащихся.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Постановка темы, целей и задач занятия.
3. Деловая игра:
- начало игры;
- деление класса на группы, выбор ролей;
- объяснение материала;
- выбор группой задания для работы;
- обсуждение заданий с каждым участником группы;
- практическая работа (составление проекта);
- отдых, разминка;
- защита проекта.
4. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент
Необходимые материалы: слайд с темой урока, кто проводит и задачи урока, дата (во время урока показывается презентация); 4 помощника, компьютер (FrontPage, PowerPoint, Word), цифровой фотоаппарат, проектор, экран.
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, садитесь.
Тема нашего урока: “Мультимедийные интернет-проекты”. Это очень актуальная тема: что ни день, мы слышим о проектах национальных, научных, экологических и т.д. В ходе урока мы с вами узнаем: что такое проект, виды проектов, план работы над проектом, составим сам проект и проведем его презентацию. А проходить наш урок будет в форме деловой игры: “Хочу стать web-дизайнером”. Итак, мы начинаем.
II. Деловая игра
Необходимые материалы: музыка, бейджики, слайд фирмы, пакет электронных документов по фирме.
(Перевоплощение учителя в генерального директора фирмы); бейджик.
Учитель:
- Здравствуйте, я генеральный директор туристического агентства “Калина”, основным направлением работы которого является организация туров по Кузбассу, Сибири, России и за рубежом, а вы — как я слышала, представители лучших дизайнерских фирм. Разрешите представить моих помощников:
- заместитель директора по маркетингу — помощник 1;
- менеджер по кадрам — помощник 2;
- менеджер по информационным технологиям — помощник 3;
- заместитель директора по техническому обеспечению — помощник 4.
В ближайшее время наша фирма хочет разместить в сети Интернет свой сайт, где мы желали бы как можно ярче представить наши услуги и возможности по организации отдыха населения. Я как руководитель фирмы объявляю конкурс по разработке проекта нашего web-сайта. Та дизайнерская фирма, которая победит в конкурсе получить право на разработку и размещение нашего сайта. Конкурс будет проходить в виде презентации проектов ваших фирм. Для работы вам необходимо выбрать себе деловых партнеров, т. е. распределиться на группы: в группе должно быть 4 человека (распределение может осуществляться жеребьевкой). Для создания презентации необходимо в группе распределить роли, кто за что будет отвечать: программисты, WEB - дизайнеры, менеджеры-администраторы и рекламная группа – маркетологи.
Помощники раздают пакеты печатных документов, дискеты с пакетом электронных документов, файлами рисунков и т.д.
<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
<Рисунок 3 >
<Рисунок 4> <
<Рисунок 5>
<Рисунок 6 >
<Рисунок 7>
<Рисунок 8>
III. Объяснение нового материала (мини-лекция), деловая игра
Необходимые материалы: слайды о проектной деятельности; проект-видеофильм о г. Прокопьевске; слайд, на котором возникают этапы создания проекта (для каждого участника задания в распечатанном виде); папка для материалов, которая остается у детей со всеми вложенными теоретическими и практическими материалами. Во время работы групп помощники фотографируют класс, составляя фотопрезентацию.
Учитель:
Проект — слово, заимствованное из латинского языка, оно происходит от причастия projectus, которое обозначает “выброшенный вперед”, “выступающий”, в петровскую эпоху оно обозначало “план, предложение”. В энциклопедическом понимании, проект — это замысел, план: прототип, прообраз какого-либо объекта.
Виды проектов:
- Практико-ориентированный проект направлен на решение социальных задач, отражающие интересы заказчиков проекта.
- Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование.
- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте.
- Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению (например, видеофильм).
- Ролевой проект. Пример — наша деловая игра.
Все виды проектов могут быть одновременно мультимедийными, то есть выполненные средствами информационных технологий.
Интернет-проекты направлены на решение задач, результат которых будет реализован средствами интернет-технологий.
Как вы думаете, к какому виду проектов можно отнести наш рекламный проект? (Практико-ориентированный мультимедийный интернет-проект).
Вебсайт - это маленькая модель мира. Если раньше кирпичики мира творили авторы, а обжигал эти кирпичики и укладывал их в кадку вебсайта один человек - вебмастер, то сейчас промышленный подход к миростроению привел к тому, что вебдизайнер задает стиль, бригада программистов функциональность, системный администратор - общую концепцию, директор по маркетингу - блок партнерских ссылок. Менеджер обеспечивает общую организацию работы. Может быть, такая структура коллектива в будущем претерпит сильные изменения, но неизменно важным при этом останется содержание сайта.
План работы над проектом состоит из шести “П”:
Проблема включает в себя тему и задачи проекта, отвечает на вопрос: зачем нам нужен этот проект? Давайте себе тоже зададим этот вопрос и попытаемся на него ответить (учащиеся ставят задачи проекта - познакомить посетителей интернет с продукцией фирмы)
Планирование: рассмотрим планы работы, которые лежат перед вами, они стандартны для любого проекта, можно некоторые пункты опустить, некоторые добавить (изучают план работы).
№ п/п | Этапы работы | Сроки | Оценка | Подпись руководителя |
1 | Выбор темы | сентябрь | ||
2 | Постановка задачи | октябрь | ||
3 | Сбор материала. Выбор средств | ноябрь | ||
4 | Создание эскиза или макета проекта | ноябрь | ||
5 | Отбор содержания проекта | декабрь | ||
6 | Создание модели проекта | декабрь | ||
7 | Реализация текстовой части проекта средствами информационных технологий | декабрь | ||
8 | Вставка графики в проект | январь | ||
9 | Доработка проекта | февраль | ||
10 | Подготовка проекта к защите | март | ||
11 | Защита проекта | март |
Мы с вами будем создавать мини-проект, поэтому все сроки будут измеряться в минутах.
Поиск информации: информация, необходимая для разработки вашего сайта находится на дискете.
Продукт — создание самого проекта web-сайта.
Менеджер-администратор должен подготовить информационно-содержательное наполнение сайта, и определить основные формы представления информации, он занимается созданием модели, макета будущего сайта, корректировкой работы web-дизайнера, web-программиста и маркетолога.
Этапы работы:
1. Определить цель создания сайта.
2. Определить предполагаемый контингент посетителей сайта.
3. В соответствии с целью создания сайта и предполагаемым контингентом продумать содержание сайта.
4. Определить возможные формы представления информации на сайте.
5. Сформулировать названия основных рубрик (страниц) сайта.
6. В текстовом процессоре WORD подготовить концепцию создания сайта.
Web-дизайнер и web-программист приступают к созданию самого проекта в программе подготовки web-сайтов;
Web-дизайнер получат правила хорошего сайта:
- На странице должно присутствовать не более трех цветов (не считая оттенков).
- Фон должен соответствовать цвету текста и не забивать его.
- Если фоном является картинка, необходимо, чтобы текст на ней был читаемым.
- Запомните, тем, кто будет смотреть ваш проект интереснее рассматривать иллюстрации и смотреть видео, чем читать написанное.
- Не забудьте, что оформление должно соответствовать теме проекта.
- При сканировании рисунков и записи музыки, файлы должны находиться в вашей папке.
Web-программист получает советы по организации сайта:
- Разумно организуйте содержимое. Возможно, вам знакомо утверждение, что содержание первично, а форма вторична? И это правда, но форма подачи содержания тоже важна. Сколько раз при посещении очередного сайта вы говорили себе: "Здесь нет ничего интересного"? Возможно, где-то глубоко внутри и захоронено что-то ценное, но откопать это что-то можно, лишь случайно на него натолкнувшись. Если у вас есть информация, которую, как вы считаете, ваши посетители должны увидеть, не прячьте ее вглубь сайта. Сделайте важную информацию настолько легко доступной, насколько это возможно.
- Предусмотрите на сайге кнопки навигации. Большинство разработчиков используют кнопки, адресующие к различным разделам сайта. Эти кнопки, как правило, присутствуют на всех страницах сайта и обычно расположены плотной группой в одном и том же месте страницы. Единообразие и компактность их расположения существенно упрощают просмотр вашего сайта. Пользователю достаточно просто нажать кнопку, чтобы перейти в другой раздел сайта.
Рекламная группа (маркетолог) готовит в текстовом редакторе 3-х минутное представление сайта (защиту проекта); составление рассказа с рассмотрением целей и задач проекта, получают план защиты проекта.
План защиты проекта:
- Тема.
- Общая информация: количество страниц, назначение страниц, содержание.
- Элементы оформления.
- Навигация по сайту.
- Что хотели показать проектом?
- Почему выбран такой фон?
- Какие эффекты использовали?
- Подведение итогов.
Презентация проекта, защита проекта — представление, показ своего проекта.
Портфолио — сбор папки с рабочими материалами проекта.
Каждая группа за помощью может обратиться к консультанту.
Итак, я и мои помощники вместе с вами, приступаем к созданию проекта.
IV. Отдых
Необходимые материалы: слайд с природой, спокойная музыка, слова с экрана.
Уважаемые коллеги! Перед презентацией (защитой) вашего проекта мы вам предлагаем немного отдохнуть: расслабьтесь, закройте глаза, представьте, что вы на природе, не открывая глаз, посмотрите направо, налево, еще раз, сильно зажмурьтесь, резко откройте глаза, посмотрите на лес, усталость ваших глаз медленно проходит. Вы хорошо поработали, мне приятно общаться с вами.
Ну а теперь, с новыми силами продолжаем работу.
V. Защита проектов
Необходимые материалы: каждой группе раздаются карточки с критериями оценки сайта <Приложение 2>.
Группа оценивает свой сайт и переходит к оценке сайта группы слева и так по кругу. Проекты сайтов также оценивают помощники, подсчитывают общее количество баллов, средний балл каждой команды, выводят их на экран в виде диаграммы.
Каждой группе дается минута на представление своего web-сайта и минута для ответов на вопросы помощников и соперников.
Вопросы:
- Достигнута ли цель проекта?
- Что вы узнали нового?
- Чему научились?
- Что поняли?
- Какой из этапов проекта понравился вам больше всего?
- Что понравилось больше, что меньше по сравнению с обычными уроками?
- Возникло ли у вас желание что-либо изменить в содержании и организации работы?
- Научились ли вы правильно распределять время?
Научились ли вы анализировать собственные действия?
Комментарий учителя по проекту каждой группы.
VI. Подведение итогов
Необходимые материалы: слайд с фотографиями класса; нужен отдельный компьютер чтобы на нем выполнить проект о работе на уроке.
Ваши проекты показали, что вы люди творческие, обладающие логическим мышлением, умеющие ставить перед собой задачи и выполнять их. А также вы справились с задачами, которые стоят перед нами на уроке.
Давайте подведем итоги нашей игры. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Что такое интернет-проект?
- Каков план работы над проектом?
- Какой проект по его классификации мы создавали сегодня?
Большое спасибо за вашу работу. Я думаю, что основы проектной деятельности очень пригодятся вам в жизни. Так как вся наша работа основывается на разработке тех или иных проектов, будь то приготовление пищи, шитье или строительство.
А мои помощники не сидели без дела, и пока вы создавали свои проекты, мои помощники тоже создали проект о нас с вами. Этот подарок получает каждый из вас.