Тема урока: Равновесие в природе.
Цели: расширять теоретический опыт с последующим переносом eго в практическую плоскость, развивать аргументированную устную речь учащихся, умение выстраивать причинно-следственные связи, воспитывать ответственное отношение к родной природе, дать понятие о необходимости соблюдения равновесия в природе.
Литература:
- “Учебник природоведения 4 класс” А. А. Плешакова
- “Экология” – учебник для 9–11 классов
- “Красная книга России”
- Видеоматериалы:
- “Друг ли ты лесу?”
- “Тайна водоема”
Оформление доски: создание газеты “Судьба природы – наша судьба”
Оборудование к уроку:
- Музыкальный центр и DVD
- Меховые изделия (воротник, шапка, кожаные сапоги, куртка)
- Kocтюм ели, шляпа “ Пусть всегда буду я!”
- Наборы цветной бумаги, картона, музыкальные инструменты (скрипка, балалайка. . . )
- Игрушечная деревянная мебель, птица счастья.
- Таблица с задачей про расходование мела
- Самовар, ножницы, самолет (цветные металлы)
- Резиновый мяч, пластмассовый чайник, упаковка с женскими колготками (Это все я! – нефть)
- Дары моря (боксерские перчатки, рыбный пирог)
- Костюм для изображения мусора (банки, бутылки, пачки, туалетная бумага, пакеты. . . )
- Картинки о природе
- Заголовки отдельных статей к газете на доску.
Колонка редактора | Природа щедра… | Природа – человеку | Боль природы | Растения человеку | Животные – человеку | Неживая природа | Красная книга | Взаимосвязи в природе | Схемы |
Конспект урока
1. Театрализованное начало урока.
Сегодня мы собрались с вами за этим круглым столом, чтобы обсудить один вопрос “Существует ли равновесие в природе?”. Вы все сейчас не просто ученики, стенографисты на заседании ученого совета. В свою тетрадь записываете услышанный материал – конспектируете самое важное.
– Что такое равновесие? А равновесие в природе?
– От чего или от кого оно зависит?
– Нужно ли это равновесие сохранять?
– И чем нам с вами грозит его нарушение?
(На доске таблица взаимосвязей, звучит музыка. )
– Я приглашаю сюда на воображаемый подиум наших демонстраторов. Первыми выходят представители фауны. Это они согревают нас в самое холодное время от пронзительного ветра и нудного дождя. Отдают за нас с вами свои жизни. Перед нами песцы, соболя, норки, кролики, лисы; здесь мы видим изделия из шкур телят и свиней – кожаные куртки.
– Следующими на подиум выходят представители флоры.
Красавица-ель и с ней те волшебные вещи, которые получают из ее древесины (бумага, картон, альбом, муз. инструменты, игрушечная мебель, дома).
– Чудо-волшебницу сменили на подиуме тайные богатства нашей Природы – полезные ископаемые.
- Друг всех учителей школ, гимназий, университетов – господин известняк – МЕЛ
Ученики решили такую задачу:
“Один учитель за 1 день тратит 50 г мела. В школе 40 учителей. За 1 день – 2000 г мела. За год – 2 кг*200 дн. = 400 кг мела нужно 1 школе. Школ в городе –600. За год всем школам требуется 400*600 = 240 000 кг = 240 г мела”.
– Далее известняки сменили тяжелые железные и легкие цветные металлы. Благодаря им мы бороздим моря и океаны, воздушный бассейн, просторы космоса, а также согреваем душу горячей чашечкой душистого чая или кофе (самовар, самолет, катер выносят ученики).
– Последними выходят дары океанов, морей, рек и озер (боксерские перчатки – их набивают специальными морскими водорослями).
– А в заключении: угощение всем – РЫБНЫЙ ПИРОГ (раздать после урока).
– Простите, но это оказывается не все наши гости. Еще один гость просится, но он несколько из другой области. Мы только что видели, что дает человеку ПРИРОДА, а теперь посмотрим, чем ей платит человек за щедрость и доброту (выходит мальчик в костюме мусора и сообщает).
“В любой семье ежедневно что-то выбрасывают. А в год на каждого жителя крупного города приходится целая тонна мусора (+ промышленный). В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется 3 000 000 грузовиков, чтобы эту гору вывезти.
Часть мусора сжигают. Часть – закапывают. И то и другое – не лучший выход из положения. Сейчас часть мусора перерабатывают – оказывается из него можно еще получить немало полезного. Ученые и инженеры ищут новые способы переработки мусора. Ведь нельзя допустить, чтобы повсюду на Земле выросли горы отходов”.
ВЫВОДЫ: Природа щедра и бескорыстна, человек властелин и хозяин, но это все не безгранично. Если человек неразумно использует природу, нарушает равновесие в свою пользу, это в конечном итоге оборачивается против самого человека. Ведь человек – часть природы (на доске появляются первые заголовки):
Природа щедра… | Природа – человеку | Боль природы | Растения человеку | Животные – человеку | Неживая природа |
2. Заседание круглого стола.
– Переходим к серьезной части нашего Ученого Совета. Наши исследователи заочно побывали в разных уголках Земного шара и об этом готовы нам рассказать.
– Мы понимаем, что без богатств природы человек не может существовать. Здесь он вступает с природой в противоречие. Не всегда человек задумывается о последствиях своей хозяйственной деятельности, и мы заполняем следующую колонку в газете БОЛЬ ПРИРОДЫ COOБЩЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
- Почва – дороже золота (яблоко – 3емля, делим его на 4 части, убираем 3 части – это вода, остается 1 часть – суша, делим этот кусочек еще на части: горы, пески. города, остается совсем крошечный кусочек земли, с него срезаем кожицу – это и есть почва на всей планете. Много ее? Нет. Вывод: надо беречь, укреплять и удобрять почву).
- Рассказ эколога о следах трактора на почве.
- Сообщении о лесе (грибы и деревья – с. 123)
- О работе микробов в подстилке – с. 126
- О жуках-могильщиках и навозниках – с . 132
- О помощи животных растениям (сойка, жук-короед).
ВИДЕОФРАГМЕНТ “Друг ли ты лесу?”
СООБЩЕНИЯ о животных
- Уничтожение комаров ядохимикатами
- Яд – комары – тараканы – ящерицы – коты – полчища крыс
- Истребление волков
- Воробьев в Китае
Сообщения о водоемах
- Клад на дне реки – с. 142
- О раках – с. 146
- О болоте – естественный фильтр – с. 149
ВИДЕОФРАГМЕНТ “Тайна водоема”
3. Взаимосвязи в природе
Теперь предлагаем слово нашим ЭКСПЕРТАМ, которые, изучив весь материал о взаимодействиях человека и природы, сделали несколько серьезных предупреждений.
Что случится, если. . . ? Заглянем в Жалобную книгу природы.
СООБЩЕНИЕ “Чем грозит вырубка лесов?”
Рубят лес | Уходят звери | Не растут грибы, ягоды | Наступает засуха | Гибнут плодородные почвы | Меньше чистого воздуха | Страдает человек |
Исчезают насекомые | Чахнут деревья | Растения не выделяют кислород |
СООБЩЕНИЕ о загрязнении рек
Гибель мелких рачков | Гибель мелких рачков | Пропадает рыба | Исчезают раки | Мутнеет вода | Меньше света на глубине | Меньше выделяют водоросли кислорода | Гибнет водоем |
ВЫВОДЫ:
Даже по этим экспертным оценкам видно, что многое зависит от людей, необдуманные действия приводят к экологическим катастрофам в природе. Следствием этого множество исчезнувших видов животных. Перечислите их (мамонт, морская корова, странствующие голуби, дронты), а многие виды живой природы занесены в Красную книгу.
СООБЩЕНИЯ по Красной книге
- О растениях нашей области
- О животных нашего края
- Тигров – 400 особей
- Леопардов – 30 особей
- Видеофрагмент про утку-мандаринку
4. Решения УЧЕНОГО СОВЕТА
Из всего услышанного сделаем выводы, примем и запишем резолюцию по данному вопросу, советы экологического большинства.
- Создание и охрана заповедников и заказников
- Экономное использование природных богатств (сбор макулатуры, металлолома, беречь воду)
- Защита почв (посадка лесных полос, правильная распашка почв. Регулировать использование ядохимикатов
- Строительство очистных сооружений
- Переработка отходов
- Болота осушать осторожно, посоветовавшись с учеными
5. Итог урока, домашнее задание
Посмотрите, на доске мы с вами за урок сумели создать целый разворот своей собственной экологической газеты, где мы поместили актуальные репортажи по теме “Равновесие в природе”.
Так можно ли нарушать это равновесие?
Его разрушать нельзя!
Д/3 Дома аргументировано, логично, ярко и образно с доказательствами довести до сведения родителей то, что вы сегодня запомнили с урока. В тетради написать свой Кодекс любителя природы. На этом заседание Круглого стола считаю закрытым. Всем ученым спасибо за работу!