Урок природоведения в 4-м классе по теме: "Равновесие в природе" (урок-исследование)

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Равновесие в природе.

Цели: расширять теоретический опыт с последующим переносом eго в практическую плоскость, развивать аргументированную устную речь учащихся, умение выстраивать причинно-следственные связи, воспитывать ответственное отношение к родной природе, дать понятие о необходимости соблюдения равновесия в природе.

Литература:

  • “Учебник природоведения 4 класс” А. А. Плешакова
  • “Экология” – учебник для 9–11 классов
  • “Красная книга России”
  • Видеоматериалы:
  • “Друг ли ты лесу?”
  • “Тайна водоема”

Оформление доски: создание газеты “Судьба природы – наша судьба”

Оборудование к уроку:

  • Музыкальный центр и DVD
  • Меховые изделия (воротник, шапка, кожаные сапоги, куртка)
  • Kocтюм ели, шляпа “ Пусть всегда буду я!”
  • Наборы цветной бумаги, картона, музыкальные инструменты (скрипка, балалайка. . . )
  • Игрушечная деревянная мебель, птица счастья.
  • Таблица с задачей про расходование мела
  • Самовар, ножницы, самолет (цветные металлы)
  • Резиновый мяч, пластмассовый чайник, упаковка с женскими колготками (Это все я! – нефть)
  • Дары моря (боксерские перчатки, рыбный пирог)
  • Костюм для изображения мусора (банки, бутылки, пачки, туалетная бумага, пакеты. . . )
  • Картинки о природе
  • Заголовки отдельных статей к газете на доску.
Колонка редактора Природа щедра… Природа – человеку Боль природы Растения человеку Животные – человеку Неживая природа Красная книга Взаимосвязи в природе Схемы

Конспект урока

1. Театрализованное начало урока.

Сегодня мы собрались с вами за этим круглым столом, чтобы обсудить один вопрос “Существует ли равновесие в природе?”. Вы все сейчас не просто ученики, стенографисты на заседании ученого совета. В свою тетрадь записываете услышанный материал – конспектируете самое важное.

– Что такое равновесие? А равновесие в природе?

– От чего или от кого оно зависит?

– Нужно ли это равновесие сохранять?

– И чем нам с вами грозит его нарушение?

(На доске таблица взаимосвязей, звучит музыка. )

 

–  Я приглашаю сюда на воображаемый подиум наших демонстраторов. Первыми выходят представители фауны. Это они согревают нас в самое холодное время от пронзительного ветра и нудного дождя. Отдают за нас с вами свои жизни. Перед нами песцы, соболя, норки, кролики, лисы; здесь мы видим изделия из шкур телят и свиней – кожаные куртки.

– Следующими на подиум выходят представители флоры.

Красавица-ель и с ней те волшебные вещи, которые получают из ее древесины (бумага, картон, альбом, муз. инструменты, игрушечная мебель, дома).

– Чудо-волшебницу сменили на подиуме тайные богатства нашей Природы – полезные ископаемые.

  • Друг всех учителей школ, гимназий, университетов – господин известняк – МЕЛ

Ученики решили такую задачу:

“Один учитель за 1 день тратит 50 г мела. В школе 40 учителей. За 1 день – 2000 г мела. За год – 2 кг*200 дн. = 400 кг мела нужно 1 школе. Школ в городе –600. За год всем школам требуется 400*600 = 240 000 кг = 240 г мела”.

– Далее известняки сменили тяжелые железные и легкие цветные металлы. Благодаря им мы бороздим моря и океаны, воздушный бассейн, просторы космоса, а также согреваем душу горячей чашечкой душистого чая или кофе (самовар, самолет, катер выносят ученики).

– Последними выходят дары океанов, морей, рек и озер (боксерские перчатки – их набивают специальными морскими водорослями).

– А в заключении: угощение всем – РЫБНЫЙ ПИРОГ (раздать после урока).

– Простите, но это оказывается не все наши гости. Еще один гость просится, но он несколько из другой области. Мы только что видели, что дает человеку ПРИРОДА, а теперь посмотрим, чем ей платит человек за щедрость и доброту (выходит мальчик в костюме мусора и сообщает).

“В любой семье ежедневно что-то выбрасывают. А в год на каждого жителя крупного города приходится целая тонна мусора (+ промышленный). В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется 3 000 000 грузовиков, чтобы эту гору вывезти.

Часть мусора сжигают. Часть – закапывают. И то и другое – не лучший выход из положения. Сейчас часть мусора перерабатывают – оказывается из него можно еще получить немало полезного. Ученые и инженеры ищут новые способы переработки мусора. Ведь нельзя допустить, чтобы повсюду на Земле выросли горы отходов”.

ВЫВОДЫ: Природа щедра и бескорыстна, человек властелин и хозяин, но это все не безгранично. Если человек неразумно использует природу, нарушает равновесие в свою пользу, это в конечном итоге оборачивается против самого человека. Ведь человек – часть природы (на доске появляются первые заголовки):

Природа щедра… Природа – человеку Боль природы Растения человеку Животные – человеку Неживая природа

2. Заседание круглого стола.

– Переходим к серьезной части нашего Ученого Совета. Наши исследователи заочно побывали в разных уголках Земного шара и об этом готовы нам рассказать.

– Мы понимаем, что без богатств природы человек не может существовать. Здесь он вступает с природой в противоречие. Не всегда человек задумывается о последствиях своей хозяйственной деятельности, и мы заполняем следующую колонку в газете БОЛЬ ПРИРОДЫ COOБЩЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

  • Почва – дороже золота (яблоко – 3емля, делим его на 4 части, убираем 3 части – это вода, остается 1 часть – суша, делим этот кусочек еще на части: горы, пески. города, остается совсем крошечный кусочек земли, с него срезаем кожицу – это и есть почва на всей планете. Много ее? Нет. Вывод: надо беречь, укреплять и удобрять почву).
  • Рассказ эколога о следах трактора на почве.
  • Сообщении о лесе (грибы и деревья – с. 123)
  • О работе микробов в подстилке – с. 126
  • О жуках-могильщиках и навозниках – с . 132
  • О помощи животных растениям (сойка, жук-короед).

ВИДЕОФРАГМЕНТ “Друг ли ты лесу?”

СООБЩЕНИЯ о животных

  • Уничтожение комаров ядохимикатами
  • Яд – комары – тараканы – ящерицы – коты – полчища крыс
  • Истребление волков
  • Воробьев в Китае

Сообщения о водоемах

  • Клад на дне реки – с. 142
  • О раках – с. 146
  • О болоте – естественный фильтр – с. 149

ВИДЕОФРАГМЕНТ “Тайна водоема”

3. Взаимосвязи в природе

Теперь предлагаем слово нашим ЭКСПЕРТАМ, которые, изучив весь материал о взаимодействиях человека и природы, сделали несколько серьезных предупреждений.

Что случится, если. . . ? Заглянем в Жалобную книгу природы.

СООБЩЕНИЕ “Чем грозит вырубка лесов?”

Рубят лес Уходят звери Не растут грибы, ягоды Наступает засуха Гибнут плодородные почвы Меньше чистого воздуха Страдает человек
  Исчезают насекомые Чахнут деревья     Растения не выделяют кислород  

СООБЩЕНИЕ о загрязнении рек

Гибель мелких рачков Гибель мелких рачков Пропадает рыба Исчезают раки Мутнеет вода Меньше света на глубине Меньше выделяют водоросли кислорода Гибнет водоем

ВЫВОДЫ:

Даже по этим экспертным оценкам видно, что многое зависит от людей, необдуманные действия приводят к экологическим катастрофам в природе. Следствием этого множество исчезнувших видов животных. Перечислите их (мамонт, морская корова, странствующие голуби, дронты), а многие виды живой природы занесены в Красную книгу.

СООБЩЕНИЯ по Красной книге

  • О растениях нашей области
  • О животных нашего края
  • Тигров – 400 особей
  • Леопардов – 30 особей
  • Видеофрагмент про утку-мандаринку

4. Решения УЧЕНОГО СОВЕТА

Из всего услышанного сделаем выводы, примем и запишем резолюцию по данному вопросу, советы экологического большинства.

  • Создание и охрана заповедников и заказников
  • Экономное использование природных богатств (сбор макулатуры, металлолома, беречь воду)
  • Защита почв (посадка лесных полос, правильная распашка почв. Регулировать использование ядохимикатов
  • Строительство очистных сооружений
  • Переработка отходов
  • Болота осушать осторожно, посоветовавшись с учеными

5. Итог урока, домашнее задание

Посмотрите, на доске мы с вами за урок сумели создать целый разворот своей собственной экологической газеты, где мы поместили актуальные репортажи по теме “Равновесие в природе”.

Так можно ли нарушать это равновесие?

Его разрушать нельзя!

Д/3 Дома аргументировано, логично, ярко и образно с доказательствами довести до сведения родителей то, что вы сегодня запомнили с урока. В тетради написать свой Кодекс любителя природы. На этом заседание Круглого стола считаю закрытым. Всем ученым спасибо за работу!