Цели:
- закрепить умение выполнять умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями; обобщить знания учащихся об изменении частного в зависимости от изменения делимого;
- продолжить работу по совершенствованию умения решать задачи на движение, на нахождение доли числа;
- повторить изученный геометрический материал;
- развивать логическое мышление и воспитывать интерес и любовь к математике.
Оборудование:
- плакат: “Математика – царица всех наук”;
- “Круговые примеры”;
- игра “Лабиринт”;
- Микки Маус (в кармашке задачи);
- схема к задаче на движение; лица (с изображением мимики для оценки урока);
- математический кроссворд;
- слова: “баобаб”, “эвкалипт”, “лиственница”;
- карточки с примерами (для индивидуальной работы);
- рисунки баобаба, эвкалипта;
- географический атлас.
Ход урока
Учитель: - Ребята, люди издавна называют математику царицей наук? Почему?
Дети: - Потому что математика применяется в различных областях знаний. Она очень важная наука.
Учитель: - Правильно, ребята! Сейчас о важности математики мы послушаем стихи и убедимся, что математика – царица всех наук.
I ученик:
Чтоб водить корабли,
Чтоб в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь!
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка
Очень важная наука
Математика!
II ученик:
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
Математика!
III ученик:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать
Надо, прежде всего
Математику знать!
И на свете нет профессии
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Математика!
Учитель: - Вот поэтому, ребята, мы все должны любить математику, уметь вычислять, решать задачи и уравнения, развивать свой ум и память.
- Сегодня на уроке мы будем решать примеры на деление и умножение многозначных чисел, на числа, оканчивающиеся нулями; решать задачи на нахождение P и S геометрических фигур и задачи на движение. Будьте внимательны, царица наук Математика приглашает вас в свои владения.
I задание: (всем ученикам, устно):
I. Вычислить и сравнить выражения, сделать вывод (на доске примеры):
420:6 и 420:60
4200:6 и 4200:600 (обратить внимание на делимое, на делитель).
1) 420:6 > 420:60
70 > 7 (в 10 раз увеличился делитель, поэтому и частное уменьшилось в 10 раз).
4200:6 > 4200:600
700 > 7 (в 100 раз увеличился во втором примере делитель, поэтому частное меньше в 100 раз).
2) 42:6 и 420:6
420:6 и 4200:6
70 < 700 (в 10 раз увеличилось делимое, поэтому и частное увеличилось в 10 раз).
420:6 и 4200:6
70 < 7000 (в 100 раз больше частное).
Учитель: - Кто сделает вывод, ребята?
Во сколько раз увеличим делимое, во столько же раз увеличивается частное. Во сколько раз увеличиваем делитель, во столько раз уменьшается частное.
- Молодцы, справились!
IIзадание: Самостоятельная и индивидуальная работа.
- А теперь напишите число и решите эти примеры, используя письменный прием (столбиком):
Два ученика у доски:
8070 х 60 | 903 х 400 |
Класс: | |
6020 х 500 | 150 – (80-120:2) х 5 |
(В это время 3 ученика находят ошибку в решении примеров (карточки). Исправьте ошибки).
Индивидуальное задание:
317 | 327 | 327 |
х 4 | х 400 | х 400 |
_____ | ____ | _______ |
1248 | 1308 | 128800 |
(Проверяю сразу, если исправили, даю фишку).
- Проверьте друг друга. Читаем пример первого примера: 484200, второго – 361200.
- Как умножаем число на числа, оканчивающиеся нулями?
Дети: - При умножении сначала не обращаем внимания на нули, а потом добавляем при записи справа.
IIIзадание: Игра.
Хорошо, молодцы! Ребята, Царица Математика приготовила нам игру “Лабиринт, хочет узнать, кто быстрее попадет в ее владения. Чтоб попасть, надо пройти через двое ворот так, чтобы при делении числа, записанного во внешних “воротах”, на число, записанное во внутренних “воротах”, получилось число 6. Составьте и запишите примеры. (Пишут по очереди на доске:
180:30=6
420:70=6
540:90=6
360:60=6)
- Молодцы, вы удачно прошли ворота!
IV задание: Теперь немного отдохнем. Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок!
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка в хатке
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!
(Упражнения на внимание).
V задание: - Ребята, у Царицы Математики владения велики: там есть страна арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия.
- Послушайте загадку и скажите, какой раздел математики изучает эту фигуру.
В нем четыре стороны
И все стороны равны.
Без обмана перед нами
На бумаге он с углами.
Честен каждою чертой,
Каждый угол в нем прямой. (Квадрат)
- Ребята, а теперь давайте решим кроссворд. Если правильно решим, в выделенной графе получим еще одно название геометрической фигуры.
- Результат умножения длины прямоугольника на его ширину. (Площадь)
- У угла – две, у треугольника – три, у четырехугольника – 4. (Сторона)
- Сумма длин всех сторон геометрической фигуры. (Периметр)
- Единица измерения длины. (Дециметр)
- Результат вычитания. (Разность)
- Замкнутая линия. (Окружность)
- Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг)
Ответ: (отрезок)
- А какие геометрические фигуры нарисованы здесь? Покажите.
Дети: - Прямоугольник, квадрат, трапеция, 4 треугольника.
Учитель: - Ребята, мы из загадки узнали о квадрате; если сторона квадрата равна 10 см, чему равны периметр и площадь? Подсчитайте, пожалуйста.
- Еще одно задание:
а=34 см,
в=20 см,
Найти: P и S прямоугольника.
Решение:
P=(34+20)х2=54х2=108 см
S=34х20=34х2х10=680 см2
Ответ: P=108 см, S=680 см2
(Вычисляем рациональным способом)
- Ребята, а кто скажет, чему равна площадь вот этого треугольника? (Мы нашли площадь прямоугольника, диагональ делит площадь прямоугольника на две равные части. Значит, S=680:2=340 см2)
VI задание: - Ребята, теперь отгадайте загадку и вы узнаете, чем мы будем дальше заниматься. Слушайте внимательно, кто знает став слова, тот сразу догадается.
Первое – предлог или приставка,
Второе – летний дом,
А целое порой
Решается с трудом.
Ответ: Задача.
– Послушайте задачу:
1) Десять солдат строились в ряд,
Десять солдат шли на парад.
9/10 было усатых.
Сколько там было безусых солдат?
Ответ: 1.
2) Десять солдат строились в ряд,
Десять солдат шли на парад.
8/10 было носатых.
Сколько там было курносых солдат?
Ответ: 2.
VII задание: - А теперь следующая задача. Смотрим на схему. Нужно составить и решить задачу на движение.
1) Что известно? V1 – скорость велосипедиста = 15 км/ч, V2 = 80 км/ч, t = 3 часа, S - ?
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
- Нет. Надо сначала узнать какое расстояние проехал каждый?
Велосипедист: 15х3=45 км
Мотоциклист: 80х3=240 км
Вместе: 45+240=285 км
- Кто решил другим способом? Запишите второй способ выражением: (15+80)х3=285 км
VIII задание: - К нам на урок, ребята, пришел Микки Маус. Он тоже принес задачи. Доставайте из кармашка героя и решайте задачи.
1 задача:
Голубь улетел от голубятни на расстояние, равное 420 км. Через сколько времени он вернется, если будет лететь со скоростью 60 км/ч?
Решение: 420:60=7 ч.
2 задача:
Одна акула плыла со скоростью 100 км/ч, а скорость другой акулы составляет 2/5 этой скорости. С какой скоростью плыла вторая акула?
Решение: 100:5х2=20х2=40 км/ч
3 задача:
Баобаб – самое толстое дерево – живет 4000 лет, а лиственница 400 лет. Во сколько раз баобаб живет дольше лиственницы?(Объясняю, что такое баобаб, показываю Африку, рисунок).
Решение: 4000:400=10 раз
4 задача:
Кукушка за один час может съесть 100 гусениц. Сколько гусениц может уничтожить кукушка, если будет охотиться за пищей 16 часов?
Решение: 100х16=1600 гусениц
IX. Физкультминутка. Все встали. Слушают внимательно.
- Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз,
Лишь скажу я слово “три”,
Хлопайте в ладоши вы!
- Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри…
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых … два.
- Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду:
“Раз, два, …, марш!
- Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше … три!”
X. – Садитесь, пожалуйста, о чем тут речь, отгадайте:
“Говорит она беззвучна,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь в 10 раз умней”.
Ответ: книга.
- Откройте, пожалуйста, учебники, с.33, упражнения для закрепления. Какие тут примеры?
(Умножение многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями. Как умножаем?)
XI. Итог.
- Ребята, понравился ли сегодня вам урок, как оценим, какое личико больше подойдет? (Выбирают нужную мимику.)
- Что сегодня делали на уроке?
- Урок окончен. Спасибо всем!