Программное содержание:
Развивать у детей устойчивый интерес к живописи. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление.
Знакомить с тем, о чем и как говорит искусство. Учить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства.
Продолжать работу по формированию навыков последовательного целостного художественного восприятия подлинно художественных произведений искусства.
Формировать навыки и умения общаться по поводу искусства с товарищами, взрослыми, высказывать суждения и оценки увиденного.
Воспитывать умение любоваться произведениями, понимать настроение героя.
Предварительная работа:
- Рассматривание репродукций, беседа по ним.
- Составление рассказа по картинам.
- Дидактическая игра “Музей”
Зрительный ряд:
Репродукции из набора “Третьяковская галерея”.
Картина П.Федотова “На лугу”.
Ход занятия
Дети входят в зал.
Педагог:
- Здравствуйте, дети! Я рада, что вы приняли мое приглашение посетить нашу картинную галерею. А знаете ли вы, что такое картинная галерея? (Так называется помещение, где висит много картин, и люди ходят туда полюбоваться ими.)
Вот и мы сегодня пришли сюда, чтобы полюбоваться картинами. Правда, картины – это не совсем правильно. У нас в галерее висят репродукции с картин известных художников. А сами картины хранятся в музеях, выставочных центрах, знаменитых картинных галереях, как, например, Третьяковская галерея, Эрмитаж и других.
- Кто из вас уже был в картинных галереях? Что вам особенно понравилось?
Я тоже была в Третьяковской галерее и Эрмитаже. Там очень много замечательных картин и я получила огромное удовольствие, посетив эти музеи. Вы тоже постарайтесь побывать с родителями на выставке. Я желаю вам, чтобы вы испытали подобное наслаждение.
А сегодня я предлагаю вам посмотреть картины в нашей картинной галерее. Проходите, пожалуйста, посмотрите. А потом расскажете, что вам особенно понравилось и почему? (Самостоятельный просмотр детьми картин) В процессе рассматривания дети делятся впечатлениями, педагог ненавязчиво беседуют с детьми.
Дети рассказывают о понравившихся картинах, сочиняют истории, пытаются представить, что они находятся в том месте, которое изображено на картине (цвет, запах, настроение, звуки)
Когда дети достаточно ознакомятся с картинами, эстет призывает их внимание:
- Дети, я предлагаю вам представить, что наша галерея – это салон, куда приходят люди, чтобы приобрести понравившуюся картину. И вы пришли сюда, чтобы выбрать картину. Может быть, вам нужно подарить её кому-нибудь или украсить ею помещение.
Я предлагаю вам выбрать одну картину, которая особенно вам понравилась, и вы считаете, что она подходит вам, рассказать, почему именно эта картина, чем она вам особенно приглянулась. Дети осматриваются, выбирают картины. Затем педагог выслушивает рассказы трех-четырех детей.
Педагог:
- А теперь пришла очередь моего сюрприза (Подходит и снимает ткань с центральной картины.)
- Какая красивая картина! (Дать время на восхищенное рассматривание)
- Чем отличается эта картина от всех остальных? (Она большая и это не репродукция)
- Да, картина действительно настоящая. А написал её художник Петр Иванович Федотов, который живет в нашем городе. Он узнал, что в нашем детском саду дети очень любят рисовать и даже имеют картинную галерею, и решил сделать нам такой подарок. Но с условием, ему бы очень хотелось узнать ваше мнение о картине, понравилась ли она вам или нет и почему.
Давайте немного отойдем в сторону и встанем удобно, ведь это репродукцию можно смотреть близко, а настоящую картину лучше рассматривать немного издали.
Ребята, а вы хотели бы оказаться в таком месте? Как должно быть хорошо пройтись по этой тропинке на лужок, посидеть на травке у реки. Как вы думаете, это жаркий день? Вы слышите, как поют птички, вам хочется искупаться? А в тени прохладно, приятно. Никому не захотелось в тени посидеть? А может кто-то хочет поваляться на траве и посмотреть на голубое небо и облака? Хорошо! Бабочки летают, кузнечики стрекочут. Шмели гудят. А запахи, какие! Вы представили, какие запахи?
А вот с того мостика можно порыбачить или просто посидеть там, свесив ножки.
Понравился вам этот уютный уголок природы? И мне тоже очень понравился. Что мы скажем художнику Петру Ивановичу Федотову? Спасибо за его картину, как будто и, правда, мы там побывали, отдохнули, сил набрались. Я очень рада, что в нашем городе много художников. Мы обязательно побываем с вами на настоящей выставке картин в одной из галерей нашего города.
А вам, ребята, за то, что вы очень интересно рассказывали о картинах, я хочу сделать подарок (Вручает красиво упакованную картину). У себя в группе вы выберете место для этой картины, и будете любоваться ею. Дети благодарят педагога и прощаются.
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с пейзажной живописью на тему: “Необыкновенные приключения в летний день”
Программное содержание:
Познакомить детей с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Подвести к пониманию того, что художники не просто изображают природу, но и передают свое отношение к ней.
Познакомить детей с творчеством И.И. Шишкина и других художников-пейзажистов. Учить сравнивать работы разных художников и находить особенности и отличия в них.
Учить проникновению в картину, развивать фантазию и воображение детей, создавая необходимое настроение. Развивать умение рассматривать картину, обсуждать её достоинства, делиться впечатлениями.
Воспитывать сопереживание чувствам художника, его настроению.
Зрительный ряд:
И.И. Шишкин “Корабельная роща”, “Русский лес”, “Перед грозой”;
Ф.А. Васильев “Перед дождем”, “Мокрый луг”.
Ход занятия
Педагог встречает детей в картинной галерее дошкольного учреждения и начинает свой рассказ:
Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие: с помощью нашего воображения мы побываем в разных местах и посмотрим, что ожидает нас там.
Но вначале я хочу загадать вам загадки:
“Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы? Осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья? Снег, что никогда не потемнеет и не растает?”
Если дети не догадываются, педагог подсказывает:
- На картинах художников-пейзажистов. Изображение природы – леса, луга, реки, моря написанные художником называются пейзажем. Человеку всегда было свойственно наблюдать за природой, стремиться изобразить и выразить своё отношение к увиденному. В пейзаже художник изображает природу так, как её увидел только он один. То особенное, что ему открылось, и что он вложил в привычные очертания деревьев, снега, неба, художник передает в своей картине.
Наверное, все из вас знают, что такое деревня и многие не раз бывали там. Слово деревня похоже со словом “дерево”. Русская зима всегда была богата лесами. Чтобы построить жилище, люди срубали деревья и строили из них дома. Из древесины резали ложки, посуду, украшали её росписью. С лип драли лыко, плели лапти. Из бересты делали кузовки, из ивовых прутьев плели корзины. Много людей ходили в лес по грибы, по ягоды, на охоту, за лекарственными травами, но вот однажды дождался лес своего художника.
Родился он в небольшом городе Елабуга, который стоит на берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов. И фамилия у будущего пейзажиста было лесная – Шишкин. И звали то его по-русски Иван Иванович. Едва ли не половину жизни провел Шишкин в лесу на этюдах. “Царем лесов” называли художника его друзья. В нашей картинной галерее находится несколько его картин-репродукций.
Затем педагог предлагает начать путешествие с картины “Корабельная роща” - самой крупной по размерам в творчестве Шишкина. Вначале педагог дает детям возможность самостоятельно рассмотреть репродукцию, затем задает следующие вопросы:
- Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник?
- Хотели бы вы оказаться в этом лесу?
- Где здесь можно спрятаться в тени?
- А где погреться на солнышке?
- Захотелось ли вам побегать по воде босиком, приложить ладошку к камням? Какие они, холодные или теплые?
- Какие цвета помогают художнику передать ощущение теплоты камня, нагретой воды?
-Почему картина называется “Корабельная роща?
В том случае, если дети будут затрудняться с ответом, педагог им поясняет:
- очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. Рядом с такими гигантами все кажется маленьким и незначительным. Пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.
Затем педагог предлагает детям представить, что они оказались в самой роще:
- Смотрите, какой чудесный летний день! Разогретые на солнце деревья напоили воздух удивительным ароматом сосновой смолы и хвои.
- Чем бы вы занялись, оказавшись в этом лесу? (собирали ягоды, цветы, рассматривали красивых бабочек, плели венки из цветов в тени под деревом, слушали пение птиц, жужжание шмелей, журчание воды, увидели бы белочку, ежика и многое другое).
Вот как хорошо нам с вами было в этом лесу! А потом мы пошли по тропинке, и пришли в ещё более дремучий лес, (педагог подводит детей к репродукции “Русский лес” И.И. Шишкина)
- Кого мы здесь повстречали? / Старичка-лесовичка в стареньком зипуне и шапке, с длинным посохом в руке. Он нам рассказал, как надо беречь лес/.
В этом лесу солнечного света мало, его загораживают высокие деревья, не только сосны, но и могучие дубы. Чувствуете, здесь прохладнее и художник использует холодные зеленые оттенки и темные цвета.
- Что мы можем увидеть в этом лесу? (Огромные мухоморы, берлогу медведя, избушку Бабы-Яги и т.д.)
Долго бродили мы среди великанов-деревьев, совсем забыли о времени и вдруг, неожиданно погода испортилась. Солнце скрылось за тучей, подул холодный ветер, верхушки деревьев тревожно зашумели. Скорее попрощались мы со стариком-лесовиком и побежали по узкой песчаной тропинке, которая вывела нас прямо к реке. (Одновременно с этими словами педагог подводит детей к репродукции с картины И.И. Шишкина “Перед грозой”).
Посмотрите, ребята, как вдруг потемнело. Ветер затих (звучит музыка А. Бетховена: симфония 4 часть “Гроза”). И вдруг темный небосвод озарила яркая вспышка молнии, и загремел гром.
- Куда же мы побежим: вперед или назад? Почему?
- Что вас больше всего пугает на картине? Почему?
- Какие цвета и оттенки художник взял, чтобы показать тревожное грозовое небо, состояние в природе перед грозой? (серый, в некоторых местах почти черный, фиолетовый, синий, сиреневый)
- Как называются такие цвета? (холодные)
Педагог обращает внимание детей на оттенки желтого цвета, такого теплого и ласкового на предыдущей картине, здесь же они, гармонируя, с зеленым, воспринимаются как холодные.
Детям предлагается поспешить дальше к картине “Перед дождем” Ф.А. Васильева. Педагог обращает внимание детей, что эта картина написана другим художником.
- Названия картин одинаковые, но работы отличаются друг от друга. Чем? (техникой исполнения, манерой)
Опять зашумел ветер. Как сильно он наклоняет верхушки деревьев! Через речку хозяйки гонят своих гусей домой. Они торопятся успеть до дождя. Поспешим и мы за ними. За деревьями виднеется дом и дымок под крышей. Попросим художника впустить нас в дом переждать грозу. Побежали (звучит музыка дождя). Хорошо успели. Хозяюшка добрая оказалась, напоила нас чаем с пирогами.
Но вот дождь закончился. Попрощаемся с гостеприимной хозяйкой и поспешим дальше. (Педагог подводит детей к следующей картине-репродукции “Мокрый луг” Ф.А. Васильева):
- Ах, как свежо и чисто стало в природе! Посмотрите, далеко почти за горизонт уплыли черные тучи. Перед нами луг, умытый дождем. Сквозь легкие облака светит солнышко. Оно отражается во всем: в образовавшемся после дождя небольшом озерце и на мокрых травинках и листочках. Все краски свежи. Художнику опять понадобились теплые, ласковые, желтые оттенки. С помощью их он показал, как быстро просыхает и нагревается земля и воздух.
- Как вы думаете, какое время суток здесь изобразил художник? (Ближе к вечеру).
Да долго мы сегодня путешествовали и не заметили, как вечер приблизился. Пора домой! Но мы с вами ещё много совершим увлекательных путешествий в страну живописных полотен. До скорой встречи, ребята, в нашей картинной галерее.