Цели урока:
- Закрепить ЗУН в преобразовании величин.
- Дать представление об использовании этих знаний на практике.
- Развивать интерес учащихся к математике.
- Работать над развитием логического мышления.
- Закреплять навыки устного счёта.
- Формирование представление о единстве окружающего мира.
- Использовать метод развивающего обучения.
Ход урока
- Организационный момент.
- Устный счёт.
- Работа с геометрическим материалом.
- Путешествие по солнечной системе.
- Самостоятельная работа.
- Решение задач.
- Итоги урока.
- Постановка домашнего задания.
1. Организационный момент.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука,
Эта математика.
Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит выяснить, нужна ли математика человеку в жизни, при изучении других предметов?
2. Устный счёт.
Ну-ка, в сторону карандаши.
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт. Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица,
Потому что читаем в уме!
Задача 1. (слайд 2)
Пожарных учат надевать пожарные штаны за 3 секунды. Посчитайте, сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту? 5 минут?
Задача 2.
Сколько станет весить этот пожарный в своих 100 штанах, если его собственный вес 80 кг, а вес одних штанов полкило?
Возможно ли такое в жизни? Это была задача-шутка.
3. Работа с геометрическим материалом.
На столе у учеников разложены геометрические фигуры. (слайд 3). Как они называются?
Загадка:
Чудо-птица – алый хвост
Полетела в стаю звёзд. (ракета)
Изобразите отгадку с помощью этих фигур. Что у вас получилось? (слайд 4, 5).
4. Путешествие по солнечной системе
Ну, а на ракете, только в космос лететь,
И во все глаза смотреть.
Столько неизвестного,
Столько интересного!
А вы хотели бы полететь в космос? Давайте совершим путешествие к Солнцу.
Задача 1. (слайд 6)
Температура поверхности Солнца 6000о С. Да, жарковато! У нас летом бывает 30о С, и то мы мучаемся от жары. Давайте посчитаем, на сколько градусов солнечная температура больше указанной земной?
Задача 2. (слайд 7)
Термометр показывает самую низкую температуру -20оС, а самую высокую +6000оС. Сколько делений будет расположено между этими значениями, если одно деление равно 1 мм? Выразите ответ в сантиметрах и метрах.
Существует ли термометр высотой 6 м 2 см? На что он может быть похож?
Температуру на поверхности Солнца мы знаем. Давайте поговорим о расстояниях. Расстояние от Земли до Солнца примерно 150 млн км = 1 а.е. (астрономическая единица). В пределах солнечной системы расстояния измеряют в астрономических единицах, в каких единицах измеряют расстояния на Земле?
Задача 3. (слайд 8).
Если бы мы решили добраться до Солнца на карете, нам понадобилось бы 500 лет. Запишите и ответьте, сколько это веков?
Передвигаясь на автомобиле, на эту дорогу понадобилось бы в 5 раз меньше времени. Сколько это лет?
На самолёте пришлось бы лететь 10 лет. Сколько это месяцев?
А наша ракета преодолеет это расстояние за один год. Сколько это дней, если год високосный?
Задача 4. (слайд 9).
Солнце от нас очень далеко. Даже самый быстрый и проворный солнечный луч преодолевает расстояние от Солнца до Земли за 8 минут. Посчитайте, во сколько взошло Солнышко, если его первый лучик разбудил наших ребят в 7 часов утра?
Ну что, я думаю, на Солнце лететь нельзя: далековато, жарковато! Да и Солнце это не планета, а что, мы сейчас узнаем.
Следует сообщение о Солнце.
Задача 5. (слайд 10).
Если бы мы захотели остудить Солнце и сделали бы снежок величиной с Луну, а потом запустили бы им в Солнце, то этот снежок уже через 30 секунд превратился бы в пар. Сколько это минут?
Я предлагаю отправиться на одну из планет. Какие планеты вы знаете?
Назовите ближайшие к нам планеты.
Следует сообщение о Венере.
Отказываемся лететь, т.к. там нет условий для жизни человека.
Следует сообщение о Марсе.
Условия приближены к земным. Ну что, полетели? Включаем первую космическую скорость. Она нам нужна для того, чтобы преодолеть земное притяжение и выйти на околоземную орбиту.
Задача 6. (слайд 11).
Первая космическая скорость 8 км/с. На каком расстоянии от Земли будет наш космический корабль через одну минуту?
Задача 7.
Мы вышли на околоземную орбиту. Чтобы лететь к другой планете, надо включить вторую космическую скорость. Она на 3 км/с больше первой. Каково её числовое значение?
Задача 8.
Корабль может развивать скорость в 2 раза больше первой космической. Она нужна для того, чтобы преодолеть солнечное притяжение и отправиться к другим звёздным мирам. Определите значение третьей космической скорости.
Задача 9. (слайд 12).
До Марса лететь 4 месяца в одну сторону. Успеем ли мы вернуться домой к началу нового учебного года?
5. Самостоятельная работа.
Пусть наш корабль летит к Марсу без нас, а мы порешаем.
6. Решение задач. (слайд 13)
Задача 10. (слайд 13).
Бывает, что из космических глубин на Землю падает кусок камня или металла. Он называется метеоритом. За неделю на поверхность нашей планеты падает в среднем 38 тонн 500 кг метеоритного вещества.
Переведите это значение в килограммы.
Сколько килограммов метеоритов выпадает на Землю за одни сутки?
Верховный правитель маленькой планеты Укропии – Ерёма I и Единственный очень любит загадывать и решать интересные задачи. Вот какую задачу он придумал для вас.
Задача 11. (слайд 14).
Самыми высокими облаками Земли являются серебристые облака, которые проявляются на высоте 90 км. Вырази эту высоту в метрах, сантиметрах.
7. Итог урока.
Почему этот урок для вас был необычным?
8. Домашнее задание.
Придумайте задачу для правителя маленькой планеты Укропии – Ерёмы I и Единственного.