Цели урока:
- Образовательные – повторение и обобщение знаний вводного курса физики, различать понятия физическое тело, вещество, явление; понимать отличие веса и массы; уметь пользоваться измерительными приборами и определять массу и вес тела.
- Развивающие – развитие таких мыслительных операций как классификация, анализ, сопоставление, сравнение, выделение главного, нахождение логических путей решения.
- Воспитательные – воспитание культуры поведение, культуры построения ответа, постановка речи, взаимопонимание при работе в парах, рефлексия самочувствия в конце урока.
Подготовка к уроку.
Ребята заранее знают, по каким темам будет проводиться повторение:
- знать понятия: физическое тело, физическое вещество, физическое явление, масса, вес, цена деления шкалы, предел измерения, погрешность измерения, площадь, объем;
- уметь: определять цену деления шкалы, вычислять площадь фигуры правильной формы (по формулам) и площадь фигуры неправильной формы ( палеткой), находить объем фигуры правильной формы (цилиндр, параллелепипед).
- выполнять практические задания: определять площадь фигуры неправильной формы при помощи палетки; определять объем тела неправильной формы при помощи мензурки; определять массу тела, используя весы; определять вес тела, используя динамометр.
Оформление класса и оборудование: на рисунок поезда с вагонами, изображен маршрут поезда, с указанием станций; мультимедиа, компьютер; “черный ящик”; оборудование на столах учеников: ученические весы, динамометры, мензурка с водой, тело неправильной формы.
Учитель одет в форму железнодорожника.
Ход урока
Гудит гудок поезда.
Учитель начинает урок.
Наш поезд замечательный
Отправился в поездку,
Нас ждет с тобой сегодня
Особое путешествие!
Звучит музыка из мультфильма “Бременские музыканты” “Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету…”, на экране идет кадр - “ движение поезда”.
Учитель. Первая остановка ст. Знакомства.
Мы едем в городе красивом,
Город Физика! Звучит!
Населенье многолюдно
Есть тела и вещества,
И физически явленья проживают здесь не зря.
Ну-ка вспомните, ребята
Как их отличаем мы,
Дайте им определенья,
Ну-ка дружно, от души!
Ребята отвечают на вопросы: (за каждый правильный ответ ученик получает звездочку)
- Что называется физическим телом? Приведи примеры.
- Что называется физическим веществом? Приведи примеры.
- Что называется физическим явлением? Приведи примеры.
Учитель.
Поезд сделал остановку,
Приглашаю выйти к нам
Самых смелых пассажиров,
Чтоб заданья выполнять!
Игра “Найди себе пару”.
Задание. Выходит шесть человек. Учитель каждому ученику дает табличку со словами. Ребята должны найти себе пару (тело + тело; вещество + вещество; явление + явление).
Звучит музыка .Отправляемся дальше.
Учитель.
Остановка, это значит
Новые вопросы ждут.
Станция здесь - “Измеренья”.
Поработаем мы впрок,
Я задам вам здесь вопросы.
Учитель задает вопросы учащимся (фронтальный опрос).
- С помощью чего проводятся в физике измерения?
- Какие физические приборы вы знаете?
- Как называется часть прибора, которая есть у любого измерительного прибора?
- Что мы можем определить у шкалы?
- Как найти цену деления шкалы?
После обсуждения вопросов учитель говорит: “ Возьмите ваши путевые листы (мини-тетрадки для самостоятельных работ (половинки тетрадок)) и выполните в них первое задание ( на экране высвечивается первое задание, определить цену деления данной шкалы).
Задание 1. Найдите цену деления шкалы:
Звучит музыка.
Учитель: поезд отправляется дальше.
Мы едем дальше по пути
Намеченный вначале.
И новая станция впереди
Давайте прочитаем!
Все вместе читают название следующей станции “Площадь”.
Учитель. На этой станции живут фигуры, отличающиеся своими площадями (учитель ведет опрос, выясняя основные моменты темы “Площади”).
Вопросы:
1. Угадайте, что лежит в черном ящике:
- если площадь фигуры определяется по формуле: S=a*b.
- если площадь фигуры определяется по формуле: S=(a*b):2.
2. Как найти площадь вот такой фигуры (показывает на экране трапецию)?
3. Как найти площадь такой фигуры (на экране фигура неправильной формы)? Что такое палетка?
Учитель. Возьмите путевые листы и выполните задание 2 (на экране появляется задание 2:определите площадь данной фигуры).
Физкультминутка.
Встали, руки вверх подняли
К Солнцу потянулись все!
Наклон вправо, наклон влево
Замечательно уже!
А теперь глаза закроем и представим в тот же миг:
Море синее как плещет, волны теплые во мгле.
Снова все глаза откроем, и урок продолжим вновь,
Вот учитель, вот тетрадка и решим вопросы впрок!
Учитель. Наш поезд отправляется дальше по городу Физики.
Звучит музыка.
Я хочу сейчас ребята
Фото вам преподнести
Посмотрите, это жители,
Следующей станции!
На экране появляются “фотографии” “жителей” новой станции: конус, пирамида, цилиндр, шар, параллелепипед.
Учитель.
Станция “Объем”. Давайте вспомним, что вы знаете интересного об этой станции (ребята работают, отвечая на вопросы учителя).
Вопросы.
Как найти объем параллелепипеда?
Как найти объем цилиндра?
Возьмите путевые листы и выполните задание3 (на экране появляется третье задание, определить объем фигуры).
Учитель. Но есть тела, которые имеют неправильную форму. Как же найти их объем? (ребята рассказывают, как пользуясь мензуркой определяется объем).
Задание 4.
На столе стоят мензурки и тела неправильной формы, для каждой пары. Найдите объем этого тела и запишите в путевом листе (ребята работают в парах).
Учитель. Отправляемся дальше! Что еще интересного мы увидим в нашем путешествии, которое уже подходит к концу.
Звучит музыка.
Вот последняя остановка
Станция пред нами!
Нас встречает глава администрации станции – Вес и первая леди – Масса. Но они как всегда спорят, давайте послушаем о чем.
Сценка, показывают двое учеников.
Вес. Масса, выходи за меня замуж, я красивый, толстый, богатый.
Масса. Не пойду я за тебя замуж. Я масса постоянная всегда. А ты, то больше, то меньше, то тебя вообще нет. Не пойду я за тебя замуж.
Вес. Но масса, я не буду постоянным, мне это не дано природой.
Масса. Поэтому я за тебя и не выйду замуж.
Учитель.
Ребята, объясните их спор (учащиеся объясняют, почему вес непостоянный, а масса всегда постоянна, выясняется в процессе объяснения понятие веса.).
Учитель.
Ребята, посмотрите, кто в гостях у Веса и Массы? Это всеми вами любимые герои Незнайка и Винни Пух. Внимание на экран.
На экране появляется сюжет из мультфильма “Незнайка на Луне”, за кадром звучит текст вопроса:
Ребята, знакомый вам герой мультфильма – Незнайка, прихватил с собой на Луну НЗ (неприкосновенный запас). Масса этого НЗ на Земле была равна 200 кг. Какой оказалась на Луне его масса?
Следующий сюжет из мультфильма “Винни Пух идет в гости”.
За кадром звучит текст вопроса:
Ребята, а еще один ваш знакомый Винни Пух взял с собой на Марс горшочек с медом. На Земле горшочек с медом имел массу 150 г, а пустой горшочек весил 50 г. Сколько меда увезет Винни Пух на Марс?
Во время ответа на задачи, выяснить каким прибором измеряют массу? В каких единицах? Каким прибором измерить можно вес? В каких единицах?
Учитель.
Задание 5.
А теперь последнее задание, которое вы будете выполнять в парах: используя необходимые приборы, определите массу и вес тела, результаты запишите в путевых листах (учащиеся работают в парах, выполняют практическое задание).
Заключение урока.
Путешествию, конец!
Пора обратно нам, в дорогу!
Тот кто работал, молодец!
А знания, возьми с собой в дорогу!
Рефлексия. У каждого на столе три лепестка: красный, синий, желтый, выберите один лепесток, который выражает ваше отношение и настроение от урока и прикрепите на доску.( ребята прикрепляют к общей середине цветка свои лепестки; красный –хорошее настроение, желтый – безразличное, синий – плохое).
В конце урока ребята сдают свои путевые листы на проверку учителю и подсчитывают количество полученных за правильный ответ звездочек.
Звенит звонок с урока, учитель говорит:
Урок окончен! До свиданья!
Вы знанья получили?… (да)
Так не забудьте на прощанье
Сказать всем ….(до свидания)
Конец.