Тип урока: урок проверки и закрепления знаний и умений.
Вид урока: урок-викторина.
Технология: личностно-ориентированная, игровая технология.
Программно-дидактическое обеспечение:
ЭВМ типа IBM. Локальная сеть. ОС Windows 98/XP. ППП MS Office ХР/2003. Программа NetOpSchool.
Карточки с обозначением диапазонов (Приложение 1).
Презентация для викторины (Приложение 2).
Контрольные листы (Приложение 3).
Задание для практической работы (Приложение 4).
Цели и задачи:
- Закрепление и проверка знаний учащимися основных навыков работы с электронными таблицами.
- Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
- Развитие внимания, логического и наглядно-образного мышления.
План занятия
- Организационный момент.
- Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия.
- Разминка: практический диктант на выделение элементов таблицы.
- Выполнение упражнений на перевод выражений.
- Викторина “Вторжение”.
- Проверочная работа по контрольному листу.
- Практическая работа.
- Подведение итогов. Выставление оценок.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия.
Ребята, ряд предыдущих уроков мы посвятили изучению программы - табличный процессор MS Excel. Познакомились с возможностями этой программы. Научились вводить в таблицу различные типы данных, редактировать и форматировать эти данные. Создавать простейшие формулы, использовать функции в формулах. При создании формул применять различные типы адресации. Научились использовать возможность автозаполнения данных, применять условное форматирование. А сегодня мы закрепим полученные знания и проверим как вы усвоили материал.
3. Разминка: практический диктант на выделение элементов таблицы.
Учащимся демонстрируются на карточках обозначения диапазонов ячеек, которые они должны выделить в таблице.
B2 | E10 |
A1:C3 | C:C |
4:4 | D:H |
D5:F14 | 8:16 |
B3;C5;D7 | A1:A5;C1:C5 |
4. Выполнение упражнений на перевод выражений.
Учащиеся получают карточки с упражнениями. В рабочих тетрадях выполняют самостоятельно данные упражнения. Проверку и анализ упражнений выполняют самостоятельно, открыв заранее подготовленный документ с ответами. Оценку выставляют себе в тетрадь.
Карточка с заданием
Упражнение 1. Следующие математические выражения записать в виде формул для электронной таблицы, предположив, что значение переменных находится в соответсвующих ячейках таблицы:
x | C4 |
y | D4 |
z | F4 |
5(x+y)-z
Упражнение 2. Записать в традиционной математической форме следующие формулы из ЭТ, заменив адреса ячеек именами переменных:
A1 | a |
A2 | b |
C2 | c |
D1 | x |
D2 | y |
=C2+A2/3
=(A1*A2)/D1*D2
=(D1-D2)/9
=A1*A2/D2
=C2^2/(A2+3)
Ответы к заданиям
Упражнение 1 | Упражнение 2 | ||
5(x+y)-z | =5*(C4+D4)-F4 | =C2+A2/3 | |
=(C4+F4)/(2*D4) | =(A1*A2)/D1*D2 | ||
=(C4-F4)/(F4+D4*C4) | =(D1-D2)/9 | ||
=(C4+D4)^2 | =A1*A2/D2 | ||
=C4+D4^2/4-8/(3+F4) | =C2^2/(A2+3) |
5. Викторина “Вторжение”
На экране демонстрируется первый слайд презентации (Приложение 1) и происходит знакомство учащихся с правилами викторины.
На соответствующих слайдах презентации учащимся демонстрируется маленький фрагмент элементов окна программы Excel или диалоговых окон. По фрагменту учащиеся определяют исходный объект и дополнительно отвечают на поставленные вопросы. Учащийся, который правильно определить исходный объект и правильно ответить на вопросы, получает “1 вторжение” (Приложение 2). По окончании викторины подводятся итоги. У кого оказалось больше всего “Вторжений”, получает оценку “отлично”.
6. Проверочная работа по контрольному листу (Приложение 3).
7. Практическая работа.
Открыть документ (Приложение 4).
Упорядочить столбцы и отформатировать по образцу.
Рассчитать максимальное, минимальное и среднее значение.
Результат сохранить.
8. Подведение итогов.