Открытый урок по литературному чтению. УМК "Школа XXI века" . Художественный анализ рассказа А.Платонова "Неизвестный цветок". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Способствовать полноценному восприятию произведения и творчества А. П. Платонова.
  • Дать понятие “жанр в жанре”.
  • Обогащать эмоциональный опыт детей.
  • Организовать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность поисково-творческого характера.
  • Развивать речь, умение работать с книгой.

Оборудование:

  • Словарик настроений (ожидающее, приподнятое, спокойное, ликующее, таинственное, радостное, тревожное, восхищенное, удивленное).
  • План отзыва (Я прочитал ... Я понял, что ... Я испытал чувства ....).
  • Учебник, рабочая тетрадь.

Оформление доски:

  • Андрей Андреевич Платонов (Климентов)
  • Неизвестный цветок
  • Псевдоним писателя ? (идея) вопрос к уроку

Сказка-быль вопрос к произведению

1 вариант 2 вариант
Каким был неизвестный цветок?

Старательный

Трудолюбивый

Терпеливый

Целеустремленный

Жизнелюбивый

Красивый?

Счастливый?

Каким был неизвестный цветок?

Намного лучше

Еще прекраснее

Еще сильнее отца

 План урока

  1. Орг. момент -2мин
  2. Проблемный вопрос -3мин
  3. Слушание произведения -10мин
  4. Первичное восприятие-5мин
  5. Работа с текстом -15мин
  6. Д/з-2мин
  7. Творческая работа -7мин
  8. Итог урока – 1мин.

 Ход урока

1. Организационный момент

Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? (Словарик настроений вам поможет)

Когда мы говорим о настроении, мы говорим о состоянии души. Что такое душа? (внутренние чувства человека)

Я сегодня волнуюсь, потому что хочу предложить вам поговорить по душам.

Что значит “разговор по душам”? (будем говорить о самом сокровенном, раскрывать свои внутренние чувства)

2. Проблемный вопрос к уроку.

Вдохновило меня на этот разговор по душам произведение известного русского писателя 20 века А. П. Платонова.

Что особенного заметили в имени? (Платонов - это псевдоним.)

Что такое псевдоним? (вымышленное имя.)

Его псевдонимом послужило имя отца: Платон - Платонов.

Попробуйте назвать причину, почему писателем выбран такой псевдоним?

Сегодня на уроке мы попробуем найти ответ на этот вопрос.

3. Слушание произведения.

Прочитайте название произведения.

Как вы думаете, может это произведение быть сказкой?

Вспомните признаки сказки.

О чем может идти речь в этой сказке?

Как вы думаете, может это произведение быть былью?

Что такое быль?

О чем может идти речь в этой были?

Откройте учебники.

Как автор определил жанр своего произведения?

Почему автор объединил несовместимые жанры?

Давайте прочитаем это произведение и ответим на этот вопрос.

4. Первичное восприятие

Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.

Представьте, что это вы увидели вдруг неизвестный цветок. Какие бы чувства испытали? (восхищение, удивление, радость.)

Встаньте, кто выбрал восхищение. Почему? Покажите.

Встаньте, кто выбрал удивление? Почему? Покажите.

Встаньте, кто выбрал радость? Почему? Покажите.

Давайте порассуждаем.

Можно ли назвать это произведение былью? Докажите, используя текст.

Что сказочного?

Зачем автору понадобилось включить элементы сказки? (чтобы читатель мог лучше прочувствовать мысли, чувства цветка, его душу.)

 5. Работа с текстом

А. сам цветок вы представили? А новый цветок, какой он, увидели в своем воображении? Давайте обратимся за помощью к тексту. Работать будете по вариантам.

1 вариант. Прочитайте про себя начало произведения и ответьте на вопрос, каким был неизвестный цветок? Д. тетрадь стр. 38 №2 поможет вам.

2 вариант. Прочитайте про себя эпизод встречи девочки с новым цветком и ответьте на вопрос, каким был новый цветок? Д. тетрадь стр. 38 № 3 поможет вам.

Проверка.

1 вариант. 2 вариант.
Старательный намного лучше
Трудолюбивый еще прекраснее
Терпеливый еще сильнее отца
Жизнелюбивый Целеустремленный Красивый? Счастливый?  
Почему цветок неизвестный?  

Посмотрите на все эти эпитеты. Слышали ли вы такие слова, когда говорят о цветке? Какие бы вы подобрали эпитеты, описывая цветок?

Физ. минутка.

Встаньте. Представьте, что вы тот маленький неизвестный цветок. Приютилось семечко в ямке (присели)

Напиталось росой, пустило корешки и стало расти (медленно встают). Цветок вырастил большие листья (руки в стороны) Когда дул ветер, он поднимал их, и ветер утихал. Чтобы напиться, цветок собирал росу и осторожно опускал листья земле, увлажняя почву. Он радовался, когда первый луч утреннего солнца касался цветка. Как вы изобразили радость? Подарите еще раз друг другу свои улыбки. Какие вы сейчас красивые! Улыбайтесь красоте, друг другу, добру и ваша волшебная улыбка возвратится к вам с радостью. Окружающий нас мир - это волшебное зеркало. Садитесь.

Вспомните, как звучит вопрос к уроку.

Теперь попробуйте объяснить, как псевдоним писателя связан с этим произведением?

Вывод: Выбор псевдонима связан с идеей его творчества, с идеей его произведения. Отец, неизвестный цветок, его жизнь трудная, безрадостная, не прошла даром. Он дал новую жизнь. Его сын вобрал лучшее от отца. Каждый в жизни имеет свое предназначение - живет для общего счастья.

6. Домашнее задание

Прочитайте слова А. П. Платонова:

“Человек-родня и траве, и зверю, и сгорающей звезде, а не властвующий бог, чуждый зеленой земле”.

Как вы понимаете эти строчки?

Возьмите листочки, на которых записано ваше д/з. Дома подумайте, подходят ли эти слова к произведению и почему. С этих слов мы начнем следующий урок литературного чтения. Это будет вопрос к уроку.

7. Творческое задание

Возьмите лепесток. Подводя итог нашему разговору по душам, напишите, как откликнулась ваша душа на это произведение. План вам поможет.

Спрашиваю.

Послушайте, что получилось у меня.

Я прочитала Сказку-быль Платонова “ Неизвестный цветок”.

Цветку трудно пришлось. Но благодаря своему трудолюбию, терпению, стремлению к жизни, благодаря помощи человека, он выжил и смог подарить свою красоту людям, смог дать жизнь более сильному и прекрасному растению.

Я поняла, что любое живое существо, будь то человек или растение, должны бороться за жизнь, имеют право на жизнь. Каждый, кто родился, имеет свое предназначение на Земле, живет не зря, живет для счастья других.

8. Итог урока

Подойдите ко мне.

Волновалась ли у вас сегодня душа?

Пытались ли раскрыть свою душу?

Положите ручку на свое сердечко. Говорят, там душа человека.

Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П. Платоновым.