Урок химии по теме: "Состав и название солей"

Разделы: Химия


Цель:

  • дать понятие о классе неорганических соединений – солях;
  • сформировать умение составлять формулы солей и правильно давать им названия;
  • привести в систему знания учащихся о классификации солей.

Оборудование:

  • Набор №1: раствор HCl, Zn (гранулы), пробирки в штативе.
  • Набор № 2: пробирки в штативе: а) HCl; б) Н2О; индикатор метиловый – оранжевый, пипетка.
  • Набор № 3: предметное стекло, держатель пробирок, сухое горючее, спички, темный экран.

Методы: словесно - наглядный.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны уметь:

  • составлять формулы солей;
  • давать им названия;
  • отличать соли от других классов неорганических соединений.

Ход урока

Эпиграф.

Дорога к знанию?
Ну что же, ее легко понять;
ответить можно сразу:
Вы ошибаетесь и ошибаетесь,
И ошибаетесь опять,
Но меньше, меньше, меньше
С каждым разом.

I. Проверка знаний домашнего задания.

Тема сегодняшнего урока: “Состав и название солей”. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним классом неорганических соединений, который называется соли.Также поговорим о классификации солей, научимся составлять формулы солей и давать им названия. А сейчас повторим тему “Кислоты”.

1). Два человека у доски с заданиями на карточках.

Набор № 1. Экспериментально получите газ водород, используя имеющиеся реактивы и вещества. Объясните ход действий. Напишите уравнение реакций на доске.

Набор № 2. Даны два вещества: прозрачные, бесцветные, без вкуса и запаха. Определите, какое из них кислота. Объясните ход эксперимента.

2). Задание для класса: игра “Ручеёк”.

Первый ученик проговаривает формулу любой задуманной кислоты, следующий ее называет и в свою очередь задает свою формулу соседу. Учитель выбирает и корректирует разные направления, течения и делает заключение.

3). Задание для класса “Третий лишний”.

K2O

CaO

P2O5

CO2

MgO

SO3

HNO3

BaCO3

H2SO4

Определить:

  • кислотный оксид среди основных.
  • основной оксид  среди кислотных.
  • соль среди кислот

4). Заслушивание ответов у доски, их анализ, выставление оценок.

II. Изучение нового материала.

1). Актуализация знаний.

Итак, на основании первого опыта мы можем сказать, что цинк прореагировал с кислотой с образованием водорода и какого-то соединения. Водород улетучился, а что осталось в растворе? Давайте выпарим этот раствор.

Демонстрационный опыт. Выпаривание раствора соли. (Набор №3).

- Что выпарилось? (вода).

- Что осталось? (соль).

Цинк вытеснил водород, следовательно, образовалось новое вещество. Общие свойства кислот обусловлены тем, что в состав всех кислот входят атомы водорода. Кроме атомов водорода в молекулах кислот содержатся атомы или группы атомов, которые называются кислотными остатками. Вывод: кислотные остатки не изменившись, переходят в состав образующихся веществ – солей.

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов,соединенных с кислотными остатками.

Соли - самый распространенный, многочисленный и разнообразный по свойствам класс неорганических соединений. С некоторыми из них вы уже познакомились при изучении свойств водорода и кислот. В жизни вы постоянно встречаетесь с поваренной солью - NaCl, питьевой содой – NaHCO3, кальцинированной содой – Nа2CO3, мелом, известняком и мрамором – CaCO3. Это обиходные (тривиальные) названия солей. Систематические названия солей складываются из названия кислотного остатка и металла, при этом берутся латинские названия кислотных остатков:

название солей = кислотный остаток + металл

2). Название кислотных остатков.

Перед вами задание - головоломка. Если вы ее разгадаете, то узнаете фамилию русского композитора – химика. (Бородин).

  1. Кислотные остатки:
  2. Угольной кислоты.
  3. Фосфорной кислоты.
  4. Бромоводородной кислоты.
  5. Соляной кислоты.
  6. Сероводородной кислоты.
  7. Сернистой кислоты.
  8. Азотной кислоты.

3). Составление формул солей.

Если известны валентности (степени окисления) металла и кислотного остатка, то формулы солей составляют так же, как и формулы соединений из двух элементов. Перед вами инструктивные карточки № 1 по составлению формул солей. Изучите их.

Карточка №1. “Составление формул солей”.

Записать химический знак металла и кислотного остатка, входящих в состав соли. Подставить степени окисления: Al+3SO4-2.

Определить наименьшее общее кратное степеней окисления металла и кислотного остатка: (6)

Al+3 SO4_2

Найдем число атомов металла и количество кислотных остатков. Для этого наименьшее общее кратное делят на значение степени окисления металла, находят индекс к металлу: 6 / 3 = 2. В случае, если индекс получается равным единице, его не пишут.

(6)

Al2+3 SO4-2

Затем наименьшее общее кратное делят на значение степени окисления кислотного остатка, находят индекс к кислотному остатку: 6 / 2 = 3. В случае, если индекс получается больше единицы, то формулу кислотного остатка заключают в скобки: (6)

Al2+3(SO4)3-2.

Значит, в данной соли на каждые два атома алюминия приходится три кислотных остатка серной кислоты.

4). Составление названий солей.

Название кислотных остатков кислородсодержащих кислот, как правило, имеют окончания - ат. Al2 (SO4)3 - сульфат алюминия. Названия кислотных остатков в солях бескислородных кислот оканчиваются на - ид. BaCl2 – хлорид бария.

5). Задание классу.

Составьте формулы солей и запишите их названия.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
Mg PO4 K CO3 Ca NO3

Проверить записью на доске.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
Mg3(PO4)2

Фосфат магния

K2CO3

Карбонат калия

Ca(NO3)2

Нитрат кальция

6). Физические свойства солей.

Все соли – твердые кристаллические вещества, иногда окрашенные в различные цвета. Растворимость солей в воде различна. Растворимость веществ можно определить по Таблице растворимости на форзаце учебника. Например, все нитраты и соли калия и натрия растворимы в воде.

7). Сообщение ученика “Сладкие соли”.

Среди неорганических соединений действительно имеются соли, сладкие на вкус. Таковы, например, соли элемента бериллия. Но наиболее замечательные в этом отношении комплексные соли тиосульфатов серебра, которые отличаются поразительно сладким вкусом. У этих солей сладкий вкус чувствуется даже при разбавлении 1:320000. (Для сравнения: сладкий вкус сахара начинает чувствоваться лишь при разбавлении 1:200). А много ли солей соленых? Оказывается только одна – хлорид натрия или поваренная соль. Остальные соли – либо горькие, либо кислые, либо смешанного вкуса.

8). Классификация солей.

Соли
Средние

Na2CO3

Карбонат натрия

Кислые

NaHCO3

Гидрокарбонат натрия

Основные

CaOHCl

Гидроксохлорид кальция

Атомы водорода многоосновных кислот в ходе реакции замещаются на металлы не одновременно, а последовательно, поэтому в соответствии с количеством реагентов они могут оказаться замещенными не все. Тогда образуются соли, содержащие атомы водорода. Они называются кислыми. При составлении названий кислых солей к латинскому названию кислотного остатка добавляют приставку гидро-. Примером кислой соли может служить питьевая сода NaHCO3 - гидрокарбонат натрия. Для солей многоосновных кислот, не содержащих водорода, используется название средние соли. Na2CO3 - карбонат натрия. Соли, содержащие кроме кислотных остатков одну или несколько гидроксогрупп, называются основными солями.

9). Сообщение ученика “О роли солей”.

В разных странах употребляют в пищу самые различные продукты, только один продукт везде одинаков - поваренная соль. И это неудивительно: без соли не могут жить люди и животные, она необходима для приготовления почти всех блюд. Взрослому человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности необходимо получать 8 – 10г соли ежедневно. Недостаток соли, как и ее избыток, пагубно сказываются на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке. Наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток живого организма. У древних народов нередко бывали войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платили за соль золотым песком. Римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали солью. В Китае в ХШ веке из каменной соли изготавливали сами монеты. У всех народов соль - символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. И наоборот, просыпать соль, означало по древним поверьям навлечь на себя гнев богов.

10). Самостоятельная работа.

Задания дифференцированы, каждый ученик выбирает себе задание сам.

Карточке №2.

Вариант 1 (3балла).

Назовите следующие соли: a)KCL, б)K2CO3, в)NaNO3, г)BaS.

Вариант 2 (4 балла).

Составьте формулы следующих солей:

а) карбонат калия; б) хлорид меди (II); в) фосфат калия; г) сульфат натрия.

Вариант 3 (5 баллов).

Выпишите отдельно формулы кислот, оксидов и солей, и назовите каждое соединение:

Na2O, H2SiO3, K3PO4, HBr, Zn (NO3)2, P2O5.

Учитель проверяет результаты самостоятельной работы.

11). Применение солей.

Мы каждый день употребляем в пищу соль - хлорид натрия.

- Где она еще применяется?

Она применяется для обработки кожевенного и мехового сырья.

Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12-15г соли. Сделаем следующий расчет потребления соли, взяв за основу

15г - в сутки.

За месяц 15г х 30 = 450г

За год 450г х 12 = 5400г

Теперь рассчитайте, сколько вы съели соли за свою жизнь. Для этого количество соли, которое вы употребили за год, умножьте на свой возраст.

- Сколько получилось?

III. Домашнее задание.

Параграф 8.2, вопрос 4 стр. 155.

IV. Закрепление.

Игра “Крестики – нолики”.

Карточка №3.

Распознать вещества, относящиеся к одному классу неорганических веществ.

H2SO4 BaCl2 P2O5 HNO3 CuO CuCl2 H2O K2CO3 BaSO4
CuO NaNO3 HCl NO2 H2SiO3 H2O CO2 N2O3 SiO2
N2O K2CO3 H2O BeO SO2 H3PO4 Mg(NO3)2 Na2O CuCl2

1) Определить формулы солей 2) Определить формулы кислот3) Определить формулы кислотных оксидов.

V. Подведение итогов урока.