Цель:
- дать понятие о классе неорганических соединений – солях;
- сформировать умение составлять формулы солей и правильно давать им названия;
- привести в систему знания учащихся о классификации солей.
Оборудование:
- Набор №1: раствор HCl, Zn (гранулы), пробирки в штативе.
- Набор № 2: пробирки в штативе: а) HCl; б) Н2О; индикатор метиловый – оранжевый, пипетка.
- Набор № 3: предметное стекло, держатель пробирок, сухое горючее, спички, темный экран.
Методы: словесно - наглядный.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны уметь:
- составлять формулы солей;
- давать им названия;
- отличать соли от других классов неорганических соединений.
Ход урока
Эпиграф.
Дорога к знанию?
Ну что же, ее легко понять;
ответить можно сразу:
Вы ошибаетесь и ошибаетесь,
И ошибаетесь опять,
Но меньше, меньше, меньше
С каждым разом.
I. Проверка знаний домашнего задания.
Тема сегодняшнего урока: “Состав и название солей”. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним классом неорганических соединений, который называется соли.Также поговорим о классификации солей, научимся составлять формулы солей и давать им названия. А сейчас повторим тему “Кислоты”.
1). Два человека у доски с заданиями на карточках.
Набор № 1. Экспериментально получите газ водород, используя имеющиеся реактивы и вещества. Объясните ход действий. Напишите уравнение реакций на доске.
Набор № 2. Даны два вещества: прозрачные, бесцветные, без вкуса и запаха. Определите, какое из них кислота. Объясните ход эксперимента.
2). Задание для класса: игра “Ручеёк”.
Первый ученик проговаривает формулу любой задуманной кислоты, следующий ее называет и в свою очередь задает свою формулу соседу. Учитель выбирает и корректирует разные направления, течения и делает заключение.
3). Задание для класса “Третий лишний”.
K2O CaO P2O5 |
CO2 MgO SO3 |
HNO3 BaCO3 H2SO4 |
Определить:
- кислотный оксид среди основных.
- основной оксид среди кислотных.
- соль среди кислот
4). Заслушивание ответов у доски, их анализ, выставление оценок.
II. Изучение нового материала.
1). Актуализация знаний.
Итак, на основании первого опыта мы можем сказать, что цинк прореагировал с кислотой с образованием водорода и какого-то соединения. Водород улетучился, а что осталось в растворе? Давайте выпарим этот раствор.
Демонстрационный опыт. Выпаривание раствора соли. (Набор №3).
- Что выпарилось? (вода).
- Что осталось? (соль).
Цинк вытеснил водород, следовательно, образовалось новое вещество. Общие свойства кислот обусловлены тем, что в состав всех кислот входят атомы водорода. Кроме атомов водорода в молекулах кислот содержатся атомы или группы атомов, которые называются кислотными остатками. Вывод: кислотные остатки не изменившись, переходят в состав образующихся веществ – солей.
Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов,соединенных с кислотными остатками.
Соли - самый распространенный, многочисленный и разнообразный по свойствам класс неорганических соединений. С некоторыми из них вы уже познакомились при изучении свойств водорода и кислот. В жизни вы постоянно встречаетесь с поваренной солью - NaCl, питьевой содой – NaHCO3, кальцинированной содой – Nа2CO3, мелом, известняком и мрамором – CaCO3. Это обиходные (тривиальные) названия солей. Систематические названия солей складываются из названия кислотного остатка и металла, при этом берутся латинские названия кислотных остатков:
название солей = кислотный остаток + металл
2). Название кислотных остатков.
Перед вами задание - головоломка. Если вы ее разгадаете, то узнаете фамилию русского композитора – химика. (Бородин).
- Кислотные остатки:
- Угольной кислоты.
- Фосфорной кислоты.
- Бромоводородной кислоты.
- Соляной кислоты.
- Сероводородной кислоты.
- Сернистой кислоты.
- Азотной кислоты.
3). Составление формул солей.
Если известны валентности (степени окисления) металла и кислотного остатка, то формулы солей составляют так же, как и формулы соединений из двух элементов. Перед вами инструктивные карточки № 1 по составлению формул солей. Изучите их.
Карточка №1. “Составление формул солей”.
Записать химический знак металла и кислотного остатка, входящих в состав соли. Подставить степени окисления: Al+3SO4-2.
Определить наименьшее общее кратное степеней окисления металла и кислотного остатка: (6)
Al+3 SO4_2
Найдем число атомов металла и количество кислотных остатков. Для этого наименьшее общее кратное делят на значение степени окисления металла, находят индекс к металлу: 6 / 3 = 2. В случае, если индекс получается равным единице, его не пишут.
(6)
Al2+3 SO4-2
Затем наименьшее общее кратное делят на значение степени окисления кислотного остатка, находят индекс к кислотному остатку: 6 / 2 = 3. В случае, если индекс получается больше единицы, то формулу кислотного остатка заключают в скобки: (6)
Al2+3(SO4)3-2.
Значит, в данной соли на каждые два атома алюминия приходится три кислотных остатка серной кислоты.
4). Составление названий солей.
Название кислотных остатков кислородсодержащих кислот, как правило, имеют окончания - ат. Al2 (SO4)3 - сульфат алюминия. Названия кислотных остатков в солях бескислородных кислот оканчиваются на - ид. BaCl2 – хлорид бария.
5). Задание классу.
Составьте формулы солей и запишите их названия.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
Mg PO4 | K CO3 | Ca NO3 |
Проверить записью на доске.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
Mg3(PO4)2 Фосфат магния |
K2CO3 Карбонат калия |
Ca(NO3)2 Нитрат кальция |
6). Физические свойства солей.
Все соли – твердые кристаллические вещества, иногда окрашенные в различные цвета. Растворимость солей в воде различна. Растворимость веществ можно определить по Таблице растворимости на форзаце учебника. Например, все нитраты и соли калия и натрия растворимы в воде.
7). Сообщение ученика “Сладкие соли”.
Среди неорганических соединений действительно имеются соли, сладкие на вкус. Таковы, например, соли элемента бериллия. Но наиболее замечательные в этом отношении комплексные соли тиосульфатов серебра, которые отличаются поразительно сладким вкусом. У этих солей сладкий вкус чувствуется даже при разбавлении 1:320000. (Для сравнения: сладкий вкус сахара начинает чувствоваться лишь при разбавлении 1:200). А много ли солей соленых? Оказывается только одна – хлорид натрия или поваренная соль. Остальные соли – либо горькие, либо кислые, либо смешанного вкуса.
8). Классификация солей.
Соли | ||
Средние Na2CO3 Карбонат натрия |
Кислые NaHCO3 Гидрокарбонат натрия |
Основные CaOHCl Гидроксохлорид кальция |
Атомы водорода многоосновных кислот в ходе реакции замещаются на металлы не одновременно, а последовательно, поэтому в соответствии с количеством реагентов они могут оказаться замещенными не все. Тогда образуются соли, содержащие атомы водорода. Они называются кислыми. При составлении названий кислых солей к латинскому названию кислотного остатка добавляют приставку гидро-. Примером кислой соли может служить питьевая сода NaHCO3 - гидрокарбонат натрия. Для солей многоосновных кислот, не содержащих водорода, используется название средние соли. Na2CO3 - карбонат натрия. Соли, содержащие кроме кислотных остатков одну или несколько гидроксогрупп, называются основными солями.
9). Сообщение ученика “О роли солей”.
В разных странах употребляют в пищу самые различные продукты, только один продукт везде одинаков - поваренная соль. И это неудивительно: без соли не могут жить люди и животные, она необходима для приготовления почти всех блюд. Взрослому человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности необходимо получать 8 – 10г соли ежедневно. Недостаток соли, как и ее избыток, пагубно сказываются на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке. Наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток живого организма. У древних народов нередко бывали войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платили за соль золотым песком. Римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали солью. В Китае в ХШ веке из каменной соли изготавливали сами монеты. У всех народов соль - символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. И наоборот, просыпать соль, означало по древним поверьям навлечь на себя гнев богов.
10). Самостоятельная работа.
Задания дифференцированы, каждый ученик выбирает себе задание сам.
Карточке №2.
Вариант 1 (3балла).
Назовите следующие соли: a)KCL, б)K2CO3, в)NaNO3, г)BaS.
Вариант 2 (4 балла).
Составьте формулы следующих солей:
а) карбонат калия; б) хлорид меди (II); в) фосфат калия; г) сульфат натрия.
Вариант 3 (5 баллов).
Выпишите отдельно формулы кислот, оксидов и солей, и назовите каждое соединение:
Na2O, H2SiO3, K3PO4, HBr, Zn (NO3)2, P2O5.
Учитель проверяет результаты самостоятельной работы.
11). Применение солей.
Мы каждый день употребляем в пищу соль - хлорид натрия.
- Где она еще применяется?
Она применяется для обработки кожевенного и мехового сырья.
Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12-15г соли. Сделаем следующий расчет потребления соли, взяв за основу
15г - в сутки.
За месяц 15г х 30 = 450г
За год 450г х 12 = 5400г
Теперь рассчитайте, сколько вы съели соли за свою жизнь. Для этого количество соли, которое вы употребили за год, умножьте на свой возраст.
- Сколько получилось?
III. Домашнее задание.
Параграф 8.2, вопрос 4 стр. 155.
IV. Закрепление.
Игра “Крестики – нолики”.
Карточка №3.
Распознать вещества, относящиеся к одному классу неорганических веществ.
H2SO4 | BaCl2 | P2O5 | HNO3 | CuO | CuCl2 | H2O | K2CO3 | BaSO4 |
CuO | NaNO3 | HCl | NO2 | H2SiO3 | H2O | CO2 | N2O3 | SiO2 |
N2O | K2CO3 | H2O | BeO | SO2 | H3PO4 | Mg(NO3)2 | Na2O | CuCl2 |
1) Определить формулы солей 2) Определить формулы кислот3) Определить формулы кислотных оксидов.
V. Подведение итогов урока.