В нашей школе курс “Культура профессионального выбора” ведётся уже несколько лет. Для более осознанного приобщения учащихся 10 - 11 классов к проблеме профессионального самоопределения используются разнообразные формы и методы обучения, вот некоторые из них:
а) комплексная психодиагностика для изучения учащимися особенностей своей личности и соответствия их требованиям выбираемой профессии с последующим анализом проведённых процедур;
б) профессиональные пробы: “учитель” в школьный день самоуправления, по традиции проводимый в день учителя; пробы из серии “Примерь профессию на уроке” - агроном, водитель, медицинский работник, предприниматель, дизайнер, строитель.
в) творческий проект “Мои жизненные планы и профессиональная карьера”.
Одним из новых является метод проектов, позволяющий учащимся, самостоятельно изучив проблему, оформить результат выполненной работы с помощью ПК.
Вашему вниманию предлагается урок, разработанный для изучения в 10 классе темы “Ошибки при выборе профессии”.
Цель данного занятия - формирование осознанного отношения учащихся к проблеме профессионального самоопределения.
Не секрет, что профессиональная деятельность человека занимает треть его жизни. Заниматься столько времени любимым и интересным делом хочется, наверное, каждому, а для этого необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, учитывать требования, предъявляемые профессией к человеку и ситуацию на рынке труда. Проводимые по выбранной теме исследования помогут учащимся избежать ошибок в дальнейших предполагаемых действиях по выбору профессии
Данный проект позволяет развивать у учащихся компетентности в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в сфере социально-трудовой деятельности, коммуникативную компетентность, т.к. учащиеся работают в группе.
Проект представлен в форме презентации (см. приложение 1) и предполагает решение следующих методических задач:
1. Учить школьников выбирать профессию, не совершая типичных ошибок.
2. Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации.
Основополагающий вопрос: Является ли правильный выбор профессии основой жизненного успеха?
Будущим выпускникам предлагается решить три учебные задачи:
а) Является ли выбор профессии одним из ответственных выборов в жизни человека?
б) Как избежать наиболее типичных ошибок, совершаемых людьми при выборе профессии?
в) Почему не стоит выбирать профессию “за компанию” с другом?
Творческое название проекта: “Потому, что престижно быть…!” - типичные ошибки при выборе профессии”.
В ходе исследования учащиеся разрабатывают две темы:
1. Правила выбора профессии – почему их надо соблюдать?.
2. Цена неправильного выбора профессии – возможные последствия.
Результаты своего исследования учащиеся представляют: 1 группа в форме презентации, 2 группа в форме буклета.
На оформление данной работы отводится 2 стандартных урока по 45 минут с условием, что изучение теоретического материала будет домашним задание к данному занятию.
Для изучения данной проблемы ученики используют как ресурсы Интернета, так и соответствующие теме исследования разделы следующих печатных изданий:
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника -
М.: Генезис, 2005.
Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. Материалы для специалиста образовательного учреждения - СПб.: КАРО, 2003.
Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации – Ростов н / Д.: “Феникс”, 2005.
В школе, где есть компьютерный класс, выход в Интернет, где ученики овладевают навыками работы на компьютере с начальной или средней ступени обучения, данная форма работы на уроке вполне может быть реализована. Кроме того, разработка презентации и публикации заставляет учащихся быть более внимательными при анализе, отборе и редактировании информации, учит представлять выполненную работу в разных формах. Примеры работ, выполненных учащимися, прилагаются (см. приложение 2 и приложение 3).
Для более успешной защиты результата проделанной работы учащимся предлагается воспользоваться правилами самопредставления хорошего проекта, которые рекомендованы Н.И. Дереклеевой в сборнике “Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе”: Игровые упражнения.- М.: 5 за знания, 2005.
Перед выполнением работы учитель обязательно знакомит учащихся с критериями оценивания их работы, которые они должны учесть, готовясь к защите.