Я хочу поделиться опытом по созданию учебных проектов с использованием ИКТ. Мне посчастливилось пройти курсы “INTEL – обучение будущего”, которые помогли представить свою деятельность с использованием ИКТ в виде четкой системы. Данная система позволяет создавать творческие проекты, участниками которых могут быть и учителя, и ученики, и их родители. Поистине – творчеству нет предела!
Метод проектов в последнее время приобретает все большую популярность. Проект-это любая творческая деятельность учащихся, результатом которой является тот или иной продукт. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат.
В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Мой проект- это результат работы в течение 2 лет после прохождения курсов “Intel – обучение будущего”.
Форма реализации этого проекта - групповая (т. е ребята создают мини-проекты по вопросам темы, работая в группах, возможно совместно с родителями). Затем эти работы объединяются в проект, продуктом которого является электронное учебное пособие.
Тема проекта: “Как ток приходит в дом?”.
Цель проекта: Создание электронного учебного пособия по теме “Производство, преобразование, передача и использование электрической энергии”.
Задачи проекта:
1. Сформировать понятия физических принципов получения, передачи и преобразования переменного электрического тока.
2. Изучить вопрос влияния производства переменного электрического тока на экологию.
3. Изучить основные направления энергетической политики в нашей стране.
4. Исследовать рост цен на электроэнергию за последние 5 лет и выяснить причины повышения цены.
5. Изучить основные направления работы районной электростанции – Яйвинской ГРЭС.
Основополагающий вопрос: Как ток приходит в дом?
Постановка проблемы:
Цель: Исследовать уровень знаний жителей нашего города в вопросе: “Каковы физические принципы получения, передачи и преобразования переменного электрического тока?”.
Для выяснения ситуации мы провели опрос жителей нашего города по следующей анкете:
Анкета:
1 Вопрос:
Пользуетесь ли вы электрическим током?
2 Вопрос:
Знаете ли вы где рождается ток?
3 Вопрос:
Какой прибор вырабатывает ток, которым мы пользуемся?
4 Вопрос:
Какое физическое явление лежит в основе получения переменного тока?
Нами было опрошено 20 человек, в возрасте от 16 до 55 лет.
Вывод:
В повседневной жизни мы все пользуемся электрическим током, но, к сожалению не все знают принципы получения электрического тока, его передачу от электростанции к потребителю, принципы преобразования электрического тока.
Проблемные вопросы:
- Как рождается ток?
- Какова принципиальная схема работы ГЭС, АЭС, ТЭС?
- Эколого-энергетические проблемы.
- Энергетическая политика в России.
- Нетрадиционные способы получения эл. энергии.
- Яйвинская ГРЭС- источник энергии нашего района.
- Как растет цена на ток?
Участники проекта:
Учащиеся 11-х классов. Ребята объединяются в группы по интересам: экологическое направление, политика, постановка проблемы проекта, изучение принципов работы электростанций и т. д.
В течение 2 недель ребята работают над проектом: собирают информацию, формулируют цели своего проекта, структурируют и оформляют в электронном виде. В основном эти работы представляются в виде MS Word, MS Power Point, MS Macromedia Flesh.
Все работы учащихся объединены в сайт, выполненный в программе Microsoft Office Publisher 2003. В сайте работают гиперссылки, с помощью которых можно переходить на любой вопрос сайта.
Первая страница сайта представлена в Приложении №1.
Презентация проекта:
На итоговом уроке по теме “Производство, преобразование, передача и использование электрической энергии” представляется готовое учебное пособие.
В нем используются работы учащихся выполненных в виде презентаций, вырезки из ЦОР(цифровых образовательных ресурсов) “Подготовка к ЕГЭ по физике” в виде анимации: устройство генератора и линия электропередачи, а также занимательные факты и небольшой тест для проверки своих знаний.
Учащиеся защищают свои проекты в течение 5-7 минут, остальные производят оценку по следующим критериям:
Критерии Оценки Презентации
Учащегося _____________________________ Дата______
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ | Максимальное количество баллов | Оценка группы | Оценка учителя | |
Титульный слайд с заголовком | 5 | |||
Минимальное количество – 10 слайдов | 10 | |||
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 10 | |||
Библиография | 5 | |||
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
Использование эффектов анимации | 15 | |||
Вставка графиков и таблиц | 10 | |||
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных | 10 | |||
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов | 10 | |||
ОРГАНИЗАЦИЯ | ||||
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 10 | |||
Слайды представлены в логической последовательности | 5 | |||
Красивое оформление презентации | 10 | |||
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: |
100 |
Рассмотрено: ________________________________________
Замечание: Каждая работа должна быть рассмотрена группой и учителем.
Рефлексия:
В конце урока обязательно проводится анализ этой работы и ее необходимости. Ребятам предлагается ответить в краткой форме на вопрос проекте: как ток приходит в дом?
При этом повторяются основные физические принципы получения, преобразования, передачи и использования переменного тока.
Результаты оформляются в виде таблицы:
Процесс | Физический принцип | Устройство | Физический закон |
Производство электрической энергии | Явление электромагнитной индукции | Генератор переменного тока | Закон электромагнитной индукции |
Преобразование электрической энергии | Явление электромагнитной индукции | Трансформатор | Явление электромагнитной индукции |
Передача электрической энергии | Электрический ток в проводниках, потери энергии. | ЛЭП- линия электропередачи | Закон Джоуля-Ленца |
Использование электрической энергии | Действия Эл. тока: световое, тепловое, магнитное, физиологическое и т. д | Электроприборы в быту, транспорт, промышленность. | Закон Ома |
В завершении ребята высказываются о том, что ценного они приобрели в результате этой деятельности.
В основном мнения сходятся в следующем:
- Развиваются творческие способности.
- Приобретаются новые знания, выходящие за рамки учебника.
- Прослеживается межпредметная связь.
- Приобретаются навыки работы в группе и использование ИКТ.
- Приобретается опыт творческой деятельности, опыт представления своей работы.