Использование информационных технологий при создании учебных проектов на уроках физики

Разделы: Физика


Я хочу поделиться опытом по созданию учебных проектов с использованием ИКТ. Мне посчастливилось пройти курсы “INTEL – обучение будущего”, которые помогли представить свою деятельность с использованием ИКТ в виде четкой системы. Данная система позволяет создавать творческие проекты, участниками которых могут быть и учителя, и ученики, и их родители. Поистине – творчеству нет предела!

Метод проектов в последнее время приобретает все большую популярность. Проект-это любая творческая деятельность учащихся, результатом которой является тот или иной продукт. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат.

В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Мой проект- это результат работы в течение 2 лет после прохождения курсов “Intel – обучение будущего”.

Форма реализации этого проекта - групповая (т. е ребята создают мини-проекты по вопросам темы, работая в группах, возможно совместно с родителями). Затем эти работы объединяются в проект, продуктом которого является электронное учебное пособие.

Тема проекта: “Как ток приходит в дом?”.

Цель проекта: Создание электронного учебного пособия по теме “Производство, преобразование, передача и использование электрической энергии”.

Задачи проекта:

1. Сформировать понятия физических принципов получения, передачи и преобразования переменного электрического тока.

2. Изучить вопрос влияния производства переменного электрического тока на экологию.

3. Изучить основные направления энергетической политики в нашей стране.

4. Исследовать рост цен на электроэнергию за последние 5 лет и выяснить причины повышения цены.

5. Изучить основные направления работы районной электростанции – Яйвинской ГРЭС.

Основополагающий вопрос: Как ток приходит в дом?

Постановка проблемы:

Цель: Исследовать уровень знаний жителей нашего города в вопросе: “Каковы физические принципы получения, передачи и преобразования переменного электрического тока?”.

Для выяснения ситуации мы провели опрос жителей нашего города по следующей анкете:

Анкета:

1 Вопрос:

Пользуетесь ли вы электрическим током?

2 Вопрос:

Знаете ли вы где рождается ток?

3 Вопрос:

Какой прибор вырабатывает ток, которым мы пользуемся?

4 Вопрос:

Какое физическое явление лежит в основе получения переменного тока?

Нами было опрошено 20 человек, в возрасте от 16 до 55 лет.

Вывод:

В повседневной жизни мы все пользуемся электрическим током, но, к сожалению не все знают принципы получения электрического тока, его передачу от электростанции к потребителю, принципы преобразования электрического тока.

Проблемные вопросы:

  • Как рождается ток?
  • Какова принципиальная схема работы ГЭС, АЭС, ТЭС?
  • Эколого-энергетические проблемы.
  • Энергетическая политика в России.
  • Нетрадиционные способы получения эл. энергии.
  • Яйвинская ГРЭС- источник энергии нашего района.
  • Как растет цена на ток?

Участники проекта:

Учащиеся 11-х классов. Ребята объединяются в группы по интересам: экологическое направление, политика, постановка проблемы проекта, изучение принципов работы электростанций и т. д.

В течение 2 недель ребята работают над проектом: собирают информацию, формулируют цели своего проекта, структурируют и оформляют в электронном виде. В основном эти работы представляются в виде MS Word, MS Power Point, MS Macromedia Flesh.

Все работы учащихся объединены в сайт, выполненный в программе Microsoft Office Publisher 2003. В сайте работают гиперссылки, с помощью которых можно переходить на любой вопрос сайта.

Первая страница сайта представлена в Приложении №1.

Презентация проекта:

На итоговом уроке по теме “Производство, преобразование, передача и использование электрической энергии” представляется готовое учебное пособие.

В нем используются работы учащихся выполненных в виде презентаций, вырезки из ЦОР(цифровых образовательных ресурсов) “Подготовка к ЕГЭ по физике” в виде анимации: устройство генератора и линия электропередачи, а также занимательные факты и небольшой тест для проверки своих знаний.

Учащиеся защищают свои проекты в течение 5-7 минут, остальные производят оценку по следующим критериям:

Критерии Оценки Презентации

Учащегося _____________________________ Дата______

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ Максимальное количество баллов Оценка группы Оценка учителя
Титульный слайд с заголовком 5    
Минимальное количество – 10 слайдов 10    
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) 10    
Библиография 5    
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации 15    
Вставка графиков и таблиц 10    
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных 10    
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов 10    
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы 10    
Слайды представлены в логической последовательности 5    
Красивое оформление презентации 10    
ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

100    

Рассмотрено: ________________________________________

Замечание: Каждая работа должна быть рассмотрена группой и учителем.

Рефлексия:

В конце урока обязательно проводится анализ этой работы и ее необходимости. Ребятам предлагается ответить в краткой форме на вопрос проекте: как ток приходит в дом?

При этом повторяются основные физические принципы получения, преобразования, передачи и использования переменного тока.

Результаты оформляются в виде таблицы:

Процесс Физический принцип Устройство Физический закон
Производство электрической энергии Явление электромагнитной индукции Генератор переменного тока Закон электромагнитной индукции
Преобразование электрической энергии Явление электромагнитной индукции Трансформатор Явление электромагнитной индукции
Передача электрической энергии Электрический ток в проводниках, потери энергии. ЛЭП- линия электропередачи Закон Джоуля-Ленца
Использование электрической энергии Действия Эл. тока: световое, тепловое, магнитное, физиологическое и т. д Электроприборы в быту, транспорт, промышленность. Закон Ома

В завершении ребята высказываются о том, что ценного они приобрели в результате этой деятельности.

В основном мнения сходятся в следующем:

  • Развиваются творческие способности.
  • Приобретаются новые знания, выходящие за рамки учебника.
  • Прослеживается межпредметная связь.
  • Приобретаются навыки работы в группе и использование ИКТ.
  • Приобретается опыт творческой деятельности, опыт представления своей работы.

Приложение 2