Подготовка к этому уроку начинается за две недели. Цель деятельности учащихся - анализ особенностей сложившейся обеспеченности трудовыми ресурсами и уровня безработицы своей местности.
Класс разделен на группы, каждая из которых работает с отдельным социумом (своеобразная сегментация рынка труда). По окончании работы должен быть сдан проект с анализом и соответствующими выводами.
Для того чтобы создать и защитить проект, необходима соответствующая информация. В ходе обсуждения алгоритма действий учащиеся выбрали способы сбора информации: социологический опрос и интервьюирование.
Этап поиска и сбора информации дает учащимся возможность приобрести иные навыки в получении необходимой информации. Через личные наблюдения и общение с людьми старшеклассники учатся координировать различные точки зрения.
Наиболее сложная часть работы над проектом - обработка полученной информации. Здесь необходимо уметь формировать собственные суждения, делать выводы.
Далее - этап представления полученных результатов работы, который проходит в форме конференции, позволяющей каждому учащемуся осознать важность своего участия в данном проекте.
Работая над проектом, обучаемые показали, что они могут самостоятельно осуществлять поиск, отбор, обобщение и анализ необходимой информации.
Урок по теме "Рынок труда"
Цели урока:
- развитие социально - и экономически значимых качеств личности старшеклассников;
- сформировать у учащихся навыки проведения исследований и презентации полученных знаний и опыта.
Задачи урока:
- формирование целостного представления о рынке труда;
- определение собственного отношения к рынку труда;
- выработка собственной стратегической линии поведения в экономической структуре социума.
Как шла работа.
Опрос и интервьюирование проводились среди старшеклассников и взрослого населения села.
Предлагались следующие вопросы.
(к учащимся)
Какие профессии, по вашему мнению, наиболее востребованы сейчас?
Какими важными качествами должен обладать потенциальный работник?
Какую профессию вы выбрали для себя и почему?
Проблема безработицы остра для молодежи. Ваши предложения в решении данной проблемы.
(ко взрослому населению)
Вы работаете (не работаете, безработный)?
Ваш уровень образования.
Чем вас привлекает профессия, которую вы выбрали или работа, которую вы выполняете?
Что можно сделать в нашем селе, чтобы решить проблему безработицы?
Отчет учащихся подкреплялся диаграммами, схемами, графиками. Все это оформляется интересно, современно с использованием компьютерной графики.
(см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
Учащиеся обращались также за информацией о количестве безработных, о вакантных местах трудоустройства в районный центр занятости. Затем они её обработали применительно к нашему поселку и увидели, что существуют определенные проблемы, особенно с регистрацией всех безработных, имеющихся в родном селе.
Представление (презентация) полученных результатов работы проходила в форме конференции.
Каждая группа учащихся представила свой отчет, подкрепленный наглядными материалами.
В ходе презентации шел обмен мнениями, рассматривалась проблема безработицы и трудоустройства, предлагались собственные варианты путей ее решения.
Услышанная информация в ходе отчета-презентации обсуждалась и анализировалась классом.
По окончании презентации участникам конференции были заданы следующие вопросы:
Кому, по вашему мнению, будет интересна и полезна данная информация и полученные выводы?
Кто может воспользоваться этими материалами?
Как можно распространить полученную информацию среди населения села?
Учащиеся, делая заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своего поселка, страны, соответственно приходят к формулированию новых проблем (для будущего времени).
В качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить сообщения о трудовых династиях односельчан.
Со всеми полученными данными учащиеся отправляются в поселковую администрацию с конкретными предложениями.
Школьная печать отражает данную информацию.