Цель урока: Рассмотреть причины возникновения денег, а так же их основную функцию – служить средством обмена, - непосредственно связанную с возникновением денег.
Понятия, которые школьники должны усвоить в процессе изучения материала:
- товарные деньги;
- бумажные (символические) деньги;
- эмиссия денег;
- наличные денежные средства;
- безналичные денежные средства;
- бартер (натуральный продуктообмен);
- функции денег;
- торговля.
Ход урока
Даже любовь не свела с ума стольких людей, cколько мудрствования о сущности денег. Уильям Ю.Гладстон, премьер-министр Великобритании
1. Первичная активизация знаний учащихся.
Учитель:
Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.
2. Выступление учащихся с использованием компьютерной презентации (Приложение 1).
Историк 1:
Обмен – это слово всем знакомо. Меняешь то, чего у тебя много, на то, чего нет, или на то, что очень нужно. Это и есть взаимовыгодный обмен, или, как теперь часто говорят, бартер.
Так вот, у бартера тысячелетняя история. Было такое время, когда люди совсем не знали денег. Жили они тогда племенами, занимались охотой, скотоводством. Однако с обменом постоянно возникали проблемы. Например, вам нужно обменять рыбу на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому необходимо много рыбы, в-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась, пока вы будете его искать. И с ценами при бартере получалась чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на два топора, а завтра голодный купец даст вам за него больше – целых три топора. Разве это справедливо?
Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. С течением времени выделился товар, на который люди охотнее всего обменивались, так как были уверены, что всегда смогут обменять его на нужные им товары. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Их называют товаро-деньги.
Купец:
Первые деньги не были похожи на те, что сейчас существуют. Деньгами считались птичьи перья, зерно, табак, сушеная рыба. Постепенно, через века, они уступили место “деньгам” более удобным. Таким, например, как ракушки морского моллюска каури, которые были в ходу у туземцев Мальдивских островов. Блестящие, легкие, прочные, они были распространены во многих странах Азии, Африки, Европы. Каури в качестве платежного средства просуществовали до самого XX века. Это и понятно – они же удобнее шкур или зерна: не портятся и не теряют вида.
Историк 2:
Как видим, люди перепробовали немало “денег”, пока пришли к деньгам металлическим. Но и эти деньги отличались от “современных”. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. Какие же были преимущества металлических денег перед другими? Они не портились, не занимали много места. Но самое главное – ими можно было расплачиваться за любой товар.
Прошло немало времени, прежде чем слитки превратились в монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо обозначало количество чистого металла в слитке. Затем стали отражать на слитке место изготовления – город, государство, символы их власти – гербы.
Купец:
Деньги существуют вовсе не для того, чтобы их прятать, хранить в кубышке. Деньги
Должны работать, то есть выполнять свое назначение: служить людям при покупке, продаже, словом, должны быть все время в движении. И тут не обойтись без банков.
Все началось с рыночных менял. Они появились еще в древние времена, сначала в Вавилоне, а позднее в Греции, Риме Индии. Менялы не только меняли деньги одной страны на деньги другой, но и давали их взаймы под проценты – это называлось “давать деньги в рост”.
В этом случае менялу уже называли ростовщиком. Со временем услуги менял и ростовщиков разрослись и возникли меняльные конторы и банкирские дома.
Банкиры были связаны с работорговцами, грабителями, финансировали пиратские экспедиции. Это была пора первоначального накопления капитала.
Историк 1:
Отчего же на смену металлическим деньгам пришли бумажные? Когда производство перешло от ручного труда к машинному, и торговля набрала силу, в лавках появилось много товаров. Металлические деньги оказались неудобными при расчетах. Если покупаешь дорогую вещь, надо деньги везти на телеге. Тогда-то банки стали выпускать бумажные деньги, которые получили название “банкноты”, то есть банковские билеты. Впервые банковские билеты появились в кассах Стокгольмского банка в 1661 году.
Запомните это слово – эмиссия. Оно означает выпуск в обращение бумажных денег. А банки, выпускающие банкноты, называются эмиссионными.
В прежнее время купцы были вынуждены везти с собой все свои капиталы, отправляясь по торговым делам в другой город, а с появлением банков получали их на месте, предъявив переводной вексель или аккредитив.
Вексель – это письменное обязательство банка выплатить предъявителю определенную сумму денег в определенный срок.
Аккредитив – также денежный документ, в котором содержится распоряжение одного банка другому об уплате предъявителю определенной суммы.
Историк 2:
А золото? Золото своей цены не потеряло. Его добывают и сегодня, и значительно больше, нежели в давние времена. Человечество, в течение шести тысяч лет, добыло около 100 тысяч тонн золота.
Зачем же теперь нужно золото, если это не деньги? Оно используется в электронике, в ювелирном и зубоврачебном деле. А еще превращается в сокровище, золотой запас страны. Лежит этот запас в виде брусочков в банке до поры до времени, пока не понадобится для приобретения важного для страны товара. Тут золото выступает, как и прежде, в роли денег, только мировых.
Банкир:
Увы, как бы ни были удобны банкноты, как бы хорошо ни служили, но и они уже уступают место более удобным…электронным деньгам.
Сегодня уже во многих странах при расчетах пользуются кредитными карточками. Это и есть электронные деньги, связанные с компьютером. Появились они 45 лет назад, а сегодня их применяют более чем в двухстах странах.
Предшественниками современных пластиковых карточек являются так называемые торговые карты. Их полным аналогом являются хорошо нам знакомые, каждое утро обнаруживаемые в почтовом ящике и выбрасываемые в мусорную корзину рекламные листы с надписью: “Предъявителю предоставляется скидка в размере…” У нас такие листовки появились совсем недавно, а вот в США – еще в конце прошлого столетия. Предшественниками современных пластиковых карт являются и чеки, в особенности чековые книжки, которые также получили широкое распространение в конце прошлого века.
Как они работают, эти пластиковые карточки? При оформлении покупки в магазине, карточку вставляют в кассовый аппарат, пробивают цену, и информация о платеже поступает в банк, где банковский компьютер тут же вычтет из счета покупателя стоимость покупки. С помощью такой карточки можно платить за все: за квартиру, за продукты – за все, что душа пожелает. Удобно, без лишних хлопот. И кроме всего – карточка почти невесома.
3. Закрепление материала в виде диалога.
Учитель:
“Изобретение денег – одно из величайших достижений человечества, так как без них увеличение благосостояния, проистекающего из расширения торговли, стало бы невозможным”. Объясните это утверждение.
Что в свое время выполняло роль денег?
Почему металлические деньги вытеснили примитивные формы денег и почему все прочие металлы были вытеснены благородными металлами?
У бриллиантов есть все свойства, необходимые товару для того, чтобы выполнять в экономике роль денег. Действительно, они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью, прочностью, портативностью, делимостью и к тому же являются редкостью. Почему же они не стали деньгами?
Несмотря на то, что деньги считаются более удобными для совершения сделок, чем бартер, последний все-таки сохранился и в современной экономической системе. Приведите пример бартера из вашего личного опыта и объясните, почему в данном случае использовался именно бартер.
4. Упражнение “Сущность денег и их функции”
Учитель:
Сущность денег – в их функциях:
- средство обмена
- средство измерения
- средство сбережения
Чтобы быть хорошим средством обмена, деньги должны быть признаны людьми в этом качестве, и приниматься к оплате при покупках и продажах товаров и услуг, как производственных, так и конечных. Деньги должны быть компактными или легко транспортируемыми. Они также должны быть делимыми, чтобы с их помощью можно было заключать как крупные, так и мелкие сделки.
Чтобы быть хорошим средством сохранения ценности, деньги должны обладать долговечностью, то есть возможностью сохранения для будущего использования. Они также должны обладать постоянной ценностью, чтобы их покупательная сила не уменьшалась при хранении.
Чтобы быть хорошим стандартом ценности, или счетной единицей, деньги должны быть удобными для выражения цен. Для этого деньги должны быть общеизвестными, делимыми и признанными в качестве средства платежа.
Оцените, насколько каждый из перечисленных предметов (веществ, животных) пригоден для выполнения функций денег по предложенным свойствам (таблица 1)
Обратите внимание, насколько хорошо он может служить в качестве средства обмена, стандарта ценности и средства накопления.
Таблица 1
№ п/п | Предметы, выступающие в роли денег | Компактность | Делимость | Долговечность | Однородность | Приемлемость |
1 | Соль | |||||
2 | Каменные колеса | |||||
3 | Рыба | |||||
4 | Золото | |||||
5 | Медные монеты | |||||
6 | Чек на предъявителя |
5. Игра “Бартер и торговля”, с целью дать представление об обмене товаров с помощью денег и без них, о преимуществах первого способа и о функции денег как средства обращения.
Материалы: инструктивные карточки с заданием (таблица 2), товары (по списку), денежные знаки (муляжи 75 купюр по 10 руб.), два приза.
Таблица 2
Инструктивная карточка для групп участников
Группы играющих | Наличный товар | Дополнительный товар |
1 | 3 значка | 3 блокнота |
2 | 3 жевательные резинки | 3 тетради |
3 | 3 блокнота | 3 ластика |
4 | 3 тетради | 3 значка |
5 | 3 ластика | 3 жевательной резинки |
Педагог, выступающий в роли ведущего, делит класс на 5 равных по числу участников групп, которые будут выполнять задания по инструктивным карточкам.
Ведущий объясняет задание каждой группе игроков, в соответствии с полученными инструктивными карточками.
I этап
Игра начинается по команде учителя одновременно и продолжается до достижения цели учащимися. Время, которое ученики затратили на бартерные сделки, записывается на доске.
Первой группе, завершившей сделки, вручается приз.
II этап
Учитель объясняет, что теперь имеющийся и необходимый товар нужно не обменивать, а продавать и покупать за деньги. Выдает денежные знаки, уточняя, что каждая единица любого товара стоит, например, 10 рублей. Затраченное время записывается на доске.
Педагог вручает приз первой команде, закончившей II этап.
Подведение итогов
Обратив внимание на время, затраченное в первом и втором случаях, учитель переходит к обсуждению результатов игры в форме эвристической беседы:
Вспомните действия на I этапе игры и дайте определение понятию “бартер”.
Как повлияло наличие денег на достижение цели на II этапе? Дайте определение понятию “торговля”.
Какую роль выполняют деньги в процессе обмена товарами?
В чем состоит преимущество торговли перед бартером?
6. Домашнее задание