Цель урока:
- обобщить, углубить знания учащихся о силе трения, указать направление силы трения, получить формулу для вычисления силы трения; познакомится с новой физической величиной - коэффициент трения скольжения.
- развивать наблюдательность, внимание, умение
пользоваться лабораторным
оборудованием. - воспитать культуру труда и культуру речи.
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока. Ребус.
Вспомним, какие виды сил вам известны: перечислить, записать формулу, указать направление силы
Внимательно посмотрим опыт и попытаемся сформулировать определение силы трения.
Сила трения возникает при… одного тела….другого тела, направлена….поверхности соприкосновения….направлению движения тела.
I) Определения коэффициента трения скольжения
1.С помощью трибометра.
№ | ситуация | Вес P,H |
Fтр | Fтр/Р | ||
гладкая | шершавая | гладкая | шершавая | |||
1 | брусок | |||||
2 | Брусок и 1груз | |||||
3 | Брусок и 2груза | |||||
4 | Брусок и 3 груза |
Последовательность действий:
- Вычислите цену деления школы динам.
- Вычислите вес бруска. Запишите в таблицу
- Вычислите вес бруска с 2,3,1 брусками. Запишите в таблицу.
- Измерьте максимальную силу трения. Скольжения бруска по линейке. Для этого равномерно перемещайте брусок по линейке. Результат запишите в таблицу.
- Опыт повторите с 1,2,3 грузами.
P | ? |
- Вычислите отношение Fтр/ P постройте график зависимости Fтр.ск. от N. Сравните с 1.
Причиной силы трения является: шероховатость поверхности и сила взаимного притяжения.
Вывод: Коэффициент трения скольжения всегда меньше единицы.
2. С помощью транспортира.
Последовательность действий.
- Положите деревянный брусок на наклонную плоскость. Медленно поднимите один ее конец, держа в другой руке транспортир, Измеряем угол при котором брусок начинает соскальзывать.
- Увеличим с помощью грузов, вес бруска повторяем опыт.
Вывод: µ =tg?.
3) Определение коэффициентт трения скольжения с помощью насыпных горок.
H,см | R,см | h/R |
Последовательность действий.
Насыпаем на листик бумаги горку соли. Она образует конус. Размеры конуса разные. Измеряем высоту конуса, аккуратно вставив спичку в его вершину и радиус окружности основания конус, очертив ее на бумаге, коэффициент трения о песчинку равен отношению высоты конуса к R основания.
Вывод: µ= tg? = h/R- от размеров насыпанной горки не зависит.
II) Исследуем от чего зависит коэффициент трения качения.
№ | Fтр кач | Сплошной | полый | R1 | R2 |
1 | |||||
2 |
Последовательность действий:
- Измерьте Fтр качения полого и сплошного цилиндров.
- Измерьте Fтр качения цилиндров разных радиусов.
Fтр к …. N
=> Fтр к = µ
Fтр к ….. 1/R
Сообщение учащегося:
18 августа 1851 г император Николай I совершил первую поездкою Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 часа утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особую торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это было красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первый пойдет по нетронутой белизне уходящих в даль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства... Он забыл о смазочном действии масляно краски, уменьшающем трение, - паровозов буксовал.
А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинели, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем? (Ответ: для увеличения силы трения.)
Закрепление.
- Тема и цель нашего урока
- Дайте определение силы трения
- Назовите виды сил трения
- Сила трения явление "полезное" или "вредное"
- На участке форм установлен знак 40 км/ч . Инспектор ГИБДД определил по следам колес во время аварийного торможения, что тормозной путь равен 12 м. Нарушил ли водитель правила дорожного движения, если µ=0,6.
Решение задачи.
Дано: СИ Решение.
Vo = 40 км/ч 11,1 м/с Sтор. = V - Vo / 2 а >Vo‘ v S X 2a
V = 0
S = 12 м ma = mgµ
µ =0,6 а = gµ = 9,8 х 0,6 = 5,88 (м/с)
Vo = v 12 х 11,879
Vo‘ [ Vo ] = v m x m / c = m/c
Ответ: т.к. Vo‘ > Vo ( 11,879 м/с) водитель нарушил правила движения.
Домашнее задание: подобрать пословицы соответствующие теме "Сила трения", оформить лабораторную работу, конспект.