Урок по теме: "Сила трения"

Разделы: Физика


Цель урока:

  • обобщить, углубить знания учащихся о силе трения, указать направление силы трения, получить формулу для вычисления силы трения; познакомится с новой физической величиной - коэффициент трения скольжения.
  • развивать наблюдательность, внимание, умение пользоваться лабораторным
    оборудованием.
  • воспитать культуру труда и культуру речи.

 Ход урока.

Сообщение темы и цели урока. Ребус.

Вспомним, какие виды сил вам известны: перечислить, записать формулу, указать направление силы

Внимательно посмотрим опыт и попытаемся сформулировать определение силы трения.

Сила трения возникает при… одного тела….другого тела, направлена….поверхности соприкосновения….направлению движения тела.

                                                            

 I) Определения коэффициента трения скольжения

1.С помощью трибометра.

ситуация Вес

P,H

Fтр Fтр/Р
гладкая шершавая гладкая шершавая
1 брусок          
2 Брусок и 1груз          
3 Брусок и 2груза          
4 Брусок и 3 груза          

Последовательность действий:

  • Вычислите цену деления школы динам.
  • Вычислите вес бруска. Запишите в таблицу
  • Вычислите вес бруска с 2,3,1 брусками. Запишите в таблицу.
  • Измерьте максимальную силу трения. Скольжения бруска по линейке. Для этого равномерно перемещайте брусок по линейке. Результат запишите в таблицу.
  • Опыт повторите с 1,2,3 грузами.
P ?
   
   
   
  • Вычислите отношение Fтр/ P постройте график зависимости Fтр.ск. от N. Сравните с 1.

Причиной силы трения является: шероховатость поверхности и сила взаимного притяжения.

Вывод: Коэффициент трения скольжения всегда меньше единицы.

2. С помощью транспортира.

Последовательность действий.

  • Положите деревянный брусок на наклонную плоскость. Медленно поднимите один ее конец, держа в другой руке транспортир, Измеряем угол при котором брусок начинает соскальзывать.
  • Увеличим с помощью грузов, вес бруска повторяем опыт.

Вывод: µ =tg?.

3) Определение коэффициентт трения скольжения с помощью насыпных горок.

H,см R,см h/R
     
     
     
     

Последовательность действий.

Насыпаем на листик бумаги горку соли. Она образует конус. Размеры конуса разные. Измеряем высоту конуса, аккуратно вставив спичку в его вершину и радиус окружности основания  конус, очертив ее на бумаге, коэффициент трения о песчинку равен отношению высоты конуса к R основания.

Вывод: µ= tg? = h/R- от размеров насыпанной горки не зависит.

II) Исследуем от чего зависит коэффициент трения качения.

Fтр кач Сплошной полый R1 R2
1          
2          

Последовательность действий:

  • Измерьте Fтр качения полого и сплошного цилиндров.
  • Измерьте Fтр качения цилиндров разных радиусов.

Fтр к …. N

=> Fтр к = µ

Fтр к ….. 1/R

Сообщение учащегося:

18 августа 1851 г император Николай I совершил первую поездкою Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 часа утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особую торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это было красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первый пойдет по нетронутой белизне уходящих в даль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства... Он забыл о смазочном действии масляно краски, уменьшающем трение, - паровозов буксовал.

А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинели, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем? (Ответ: для увеличения силы трения.)

Закрепление.

  1. Тема и цель нашего урока
  2. Дайте определение силы трения
  3. Назовите виды сил трения
  4. Сила трения явление "полезное" или "вредное"
  5. На участке форм установлен знак 40 км/ч . Инспектор ГИБДД определил по следам колес во время аварийного торможения, что тормозной путь равен 12 м. Нарушил ли водитель правила дорожного движения, если µ=0,6.

Решение задачи.

Дано:   СИ     Решение.

Vo = 40 км/ч 11,1 м/с Sтор. = V - Vo / 2 а >Vo v S X 2a

V = 0

S = 12 м ma = mgµ

µ =0,6 а = gµ = 9,8 х 0,6 = 5,88 (м/с)

Vo = v 12 х 11,879

Vo [ Vo ] = v m x m / c = m/c

Ответ: т.к. Vo > Vo ( 11,879 м/с) водитель нарушил правила движения.

Домашнее задание: подобрать пословицы соответствующие теме "Сила трения", оформить лабораторную работу, конспект.