Урок по курсу: "Мы и окружающий мир". Тема: "Зимующие птицы"

Разделы: Начальная школа


Цель: расширить и углубить знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

  • выявить знания детей о зимующих птицах;
  • расширить и углубить знания детей о взаимосвязи неживой и живой природы;
  • воспитывать любовь к природе бережное отношение к ней.

Оборудование:

  • учебник “Мы и окружающий мир” Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.,
  • картина “Зима в лесу”,
  • грамзапись П.И.Чайковского “Времена года”,
  • плакаты “Зимующие и перелетные птицы”,
  • рисунки-плакаты детей,
  • иллюстрации птиц,
  • виды кормушек,
  • конверт с письмом,
  • книги для выставки.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Подведение итогов наблюдений за природой (за неделю). Повторение пройденного.

Группировка (на доске)

  1. Низкое положение Солнца над горизонтом.
  2. Прошел теплый дождь.
  3. Температура воздуха ниже 0 градусов.
  4. Жарко.
  5. Разноцветным огнем запылала в небе радуга.
  6. Осадки в виде снега.
  7. Солнце стоит высоко над горизонтом.
  8. Замерзли водоемы.

Прочитайте

На какие группы можно разделить эти явления природы?(1 группа - зимние изменения в природе; 2 группа - летние изменения в природе)

Разделите.

Работа в тетради.

Проверка. (1 группа-1 3 6 8; 2 группа- 2 4 5 7)

Установление взаимосвязи между живой и неживой природой.

Эти изменения произошли в какой природе?

Что ещё можете добавить? (продолжительность дня, земля, небо)

Как повлияли изменения в неживой природе на живую? А на труд людей?

Как вы думаете, зима наступила в нашем городе? (календарная - с1 декабря; по фенологическим признакам - установление льда на Неве)

3.Сообщение темы урока. Постановка задачи.

На доске:1.Ласточка 2.Ворона 3.Воробей 4.Кукушка 5.Сорока 6.Поползень 7.Клест 8.Малиновка

Прочитайте.

Как назвать одним словом эти объекты?

Какое задание могу дать? (разделить на группы)

Выполняйте.

Проверка.

На доске 2 плаката-названия: Перелетные (1 4 8 ) Зимующие(2 3 5 6 7)

Кто догадался, какая тема урока?

4.Работа над новым материалом.

Загадка:

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая-
Известная персона
Кто она? (ворона)

Выявление знаний детей.

Дополнение. Рассказ заранее подготовленного ученика.

Что нового узнали?

Чей это хвост? (сорока)

Выявление знаний детей.

Дополнение. Рассказ заранее подготовленного ученика.

Что нового узнали?

Что за птица ползает вниз головой? (поползень)

Выявление знаний детей.

Дополнение. Рассказ заранее подготовленного ученика.

Что нового узнали?

Как называется эта птица? Показ рисунка (Синичка)

Выявление знаний детей.

Дополнение. Рассказ заранее подготовленного ученика.

Что нового узнали?

Чтение отрывка статьи учебника с.81 о синицах.

Чей это клюв?

Как догадались?

Чем интересен клест? Выявление знаний детей.

Дополнение. Рассказ заранее подготовленного ученика.

Что нового узнали?

Можем ли мы в городе увидеть клеста?

Отправимся в зимний лес.

Закройте глаза. (Звучит грамзапись П.И.Чайковского “Декабрь”, вывешивается картина “Зима в лесу”.

Откройте глаза.

Текст- описание “Зима” с.85 учебника читает заранее подготовленный ученик.

Найдите клеста на картине.

Сообщение ученика о клесте.

Каких зимующих птиц еще знаете? (снегирь, дятлы, свиристели, щуры, чечетки,…)

К нам в класс пришло письмо. Прочитаем его.

“Дорогие ребята! Птичьих столовых у нас немало. За это, ребята, вам большое спасибо. Но уж больно беспорядков в столовых много!

Семечки в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь.

От соленого сала у нас животы болят. Иногда обед ветром сдувает: кормушки без бортиков.

Где рябина, калина, бузина? Где семена сорняков?

Мы любим семена арбузные, тыквенные и дынные.

Хороша и крупа - овсяная, пшенная. Приносите нам хлебные крошки и супные косточки с волоконцами мяса и сала.”

У многих из вас есть кормушки. Расскажите, какие они?

Рассмотрим образцы и рисунки различных кормушек.

Какое меню вы предложили бы птицам?

(Например: 

  • Клюква под шубой.
  • Суп из гусениц.
  • Караси во льду.
  • Сало, где попало.
  • Глазунья из яиц бабочек.
  • Жульен из мерзлых коконов.
  • Липовая шарлотка.

Всегда в ассортименте: хлебные крошки, сосульки на ножке и т. д.)

Рисунки-плакаты детей об охране природы.

О чем говорят нам эти плакаты? (“Берегите птиц! Они - наши друзья”, “Подкармливайте птиц зимой!”, “Не кричите в лесу, клесты выводят птенцов!”)

К нам обращается поэт М.Гладков. ( Чтение наизусть заранее подготовленным учеником)

“Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками.
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну, а с песней жить-то интересней,
Поделитесь с птицами едой!”

Давайте постараемся быть добрыми помощниками и друзьями для наших меньших братьев, и они отблагодарят нас.

5.Выставка- рекомендация книг о зимующих птицах.

6.Подведение итогов.

  • О каких птицах мы говорили сегодня на уроке?
  • Что нового узнали? Что было особенно интересным для вас?
  • Кто доволен своей работой на уроке?

7.Домашнее задание.

  • продолжать наблюдать за природой;
  • продолжать подкармливать птиц;
  • с.81-82 учебника, читать, отвечать на вопросы;
  • подготовить сообщение об 1 зимующей птице.