Цели урока:
- дать общее представление о личности и эпохи Николая1, о причинах и следствиях реформ, проводимых в его царствование, охарактеризовать социально-экономическую обстановку сложившуюся во второй четверти 19 века, выявить причины тормозящие процесс модернизации в российском государстве;
- формирование умений строить причинно-следственные связи, выделять главное, работать с документами, формулировать выводы.
- формирование активной гражданской позиции на основе изучаемого материала.
Основные понятия темы: жандармерия, канцелярия, ассигнации, капиталистые крестьяне, товарно-денежные отношения, классы, промышленный переворот, модернизация.
План урока:
- Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу (тест).
- Мотивация.
- Характеристика личности Николая 1 и его царствования. Работа с документами.
- Составление таблицы “Политические, социально-экономические реформы Николая I”.
- Беседа по вопросам социально-экономического развития России во второй четверти 19 века.
- Подведение итогов. Закрепление изученного материала.
1. Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу (тест).
(Приложение №1)
2. Мотивация.
Мне кажется, две фразы сказанные Николаем 1 характеризуют время его правления:
“Господи, умери Россию”, и фраза сказанная наследнику престола Александру 2 “Сдаю тебе мою команду, к сожалению не в том порядке, как желал, оставляя много хлопот и забот”.
3. Характеристика личности Николая 1.Работа с документами.
(Приложение №2)
Вопросы к документам:
- Каковы по-вашему мнению положительные и отрицательные стороны личности Николая 1.
- Как вы думаете Николай 1 осознавал обстановку сложившуюся в России?
- Какую роль он отвадил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение?
- Какие задачи для Николая 1 были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи?
- Сравните Задачи Николая 1 с задачами Александра1.
- Подведение итогов.
4. Составление таблицы “Политические, социально-экономические реформы Николая 1”.
Прекрасно понимая необходимость и неизбежность реформ. Николай стремился обеспечить устойчивость существующих в стране порядков.
Николай 1 попытался провести ряд реформ, в надежде на укрепление самодержавной власти. Давайте рассмотрим реформы Николая 1 на основание текста учебника и занесем их в таблицу. Начнем заполнение таблицы с политических преобразований Николая1. Работаем с текстом & 10-11 стр.57-65
Дата. | Автор. | Реформа. Содержание реформы. | Значение |
5. Беседа по вопросам социально-экономического развития России во второй четверти XIX века.
Давайте подведем итоги, реформ Николая I. Изменилась ли обстановка в стране после проведения реформ обстановку в стране?
Какой вопрос оставался нерешенным? На примерах покажите неэффективность феодально-крепостнической экономики в 20-50-е годы? Обратите внимание на документы на стр. 69.
- Каким экономическим процессам мешало крепостное право?
- Какие факторы необходимы для промышленного переворота?
- Что такое модернизация?
Докажите на основе текста & 11, что в России начался промышленный переворот? Почему промышленный переворот начался в хлопчато-бумажной промышленности.
С какими итогами в социально-экономическом развитие Россия пришла к 1850 году?
Домашнее задание: &10-11, вопросы к & устно.
6. Подведение итогов урока.
Назовите положительные и отрицательные стороны внутренней политики Николая 1?
Сравните внутреннюю политику Николая 1 и Александра 1.
Как вы думаете если бы царствование Николая1 началось с менее драматичных событий, его политика была бы другой?
Используемая литература:
- Данилов А.А., Косулин Л.Г. История России XIX век, учебник для 8 класса, “Просвещение” 2003.
- Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Т.А., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России, “Проспект”.2006
Приложение №1
Тестирование. Россия в начале XIX века. Первый вариант
1. В начале XIX века вся государственная власть в стране принадлежала:
- а) Государственному совету
- б) императору
- в) Сенату
- г) губернаторам и наместникам
2. Группа советников-реформаторов при Александре I получила название:
- а) “Негласный комитет”
- б) “Непременный комитет”
- в) “Избранный совет”
- г) “Комитет министров”
3. Годы правления Александра I:
- а)1800—1812
- б)1801—1825
- в)1801—1820
- г)1800—1825
4. “Армией двунадесяти языков” называли:
- а) армию М. И. Кутузова
- б) войска антифранцузской коалиции
- в) армию Наполеона
- г) армию Александра I
5. Указ о “вольных хлебопашцах” предусматривал:
- а) выкуп крепостных крестьян за счет казны
- б) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли
- в) освобождение крепостных крестьян с согласия помещика за выкуп
- г) перевод крепостных крестьян во временнообязанное состояние
6. Целью создания “военных поселений” было:
- а) развитие торговли и промышленности
- б) облегчение положения старослужащих солдат
- в) сокращение офицерского состава
- г) сокращение средств на содержание армии
7. Поводом к выступлению декабристов послужила:
- а) смерть Александра I
- б) избрание на царство Николая I
- в) отказ вел. кн. Николая Павловича от прав на престол
- г) отказ от престола Константина Павловича
8. Выберите верное утверждение в 1812 г.:
- а) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы
- б) Наполеон направил основные силы на Петербург
- в) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях
- г) первый партизанский отряд был возглавлен Д. В. Давыдовым
9. Укажите верное соответствие:
- а) 1801 г. 1) указ о “вольных хлебопашцах”
- б) 1802 г. 2)отмена крепостного права в Прибалтике
- в) 1803.г. 3)учреждение Комитета министров
- г) 1804 г. 4) учреждение министерств
а) а-3 б) б-2 в) в-1 г) г-4
10. О ком идет речь в Манифесте императора Александра I?
Обещаю “управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы_____________”.
Тестирование. Россия в начале XIX века. Второй вариант
1. В экономике России начала XIX в. ведущая роль принадлежала:
- а) мануфактурному производству
- б) промышленности
- в) сельскому хозяйству
- г) торговле .
2. Главными органами государственного управления при Александре I стали:
- а) коллегии
- б) министерства
- в) департаменты
- г) комитеты
3. Бородинское сражение произошло:
- а) 12 июня 1812 г.
- б) 14 декабря 1825 г.
- в) 26 августа 1812 г.
- г) 13 июля 1826 г
4. Первый российский закон, давший возможность освобождения от крепостничества
- а) “Соборное уложение”
- б) “Жалованная грамота дворянству”
- в) указ “о вольных хлебопашцах”
- г) “Уставная грамота Российской империи”
5. В основу государственного устройства М. М. Сперанский предлагал положить принцип:
- а) централизации власти
- б) разделения властей
- в) сохранения самодержавного правления
- г) демократии
6. Членами “Священного союза” являлись:
- а) Австрия, Пруссия
- б) Франция, Австрия
- в) Англия, Турция
- г) Россия, Италия
7. Восстание декабристов произошло:
- а) 1 декабря 1825 г.
- б) 14 декабря 1825г.
- в) 31 декабря 1825 г.
- г) 14 декабря 1826г.
8. Выберите верные утверждения: к последствиям заключения Тильзитского мира относятся:
- а) укрепление господства Франции
- б) проникновение России на Кавказ
- в) отмена крепостничества в Прибалтике
- г) расширение свободы действий России против Ирана, Турции, Швеции
9. Укажите верное соответствие:
|
1) Гюлистанский мир 2) присоединение Финляндии к России 3) Бухарестский мир с Францией 4) Тильзитский мир |
- а) а-4
- б) б-1
- в) в-2
- г) г-3
10. Назовите документ:
“Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян ... на волю и вместе с тем утвердить им участок земли... имеет Представить их при прошении своем ... к министру внутренних дел для рассмотрения...”
Ответы:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.б | 1. б |
2. а | 2. в |
3.б | 3. в |
4. в | 4. в |
5. в | 5. б |
6. г | 6. а |
7. а | 7. б |
8. г | 8. а |
9. в | 9. б |
10. Екатерина II | 10. “Указ о вольных хлебопашцах” |
Приложение №2
Изречения Николая I:
“Революция на пороге, но клянусь она не проникнет в Россию, пока я жив”
“В учение я видел одно принуждение, и учился без охоты ”.
“Крепостное право, в нынешнем положение, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным”.
“Четырнадцатого числа я буду государь или мертв”.
Из писем Николая I:
“Странная моя судьба; мне говорят, что я – один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что все что позволительно, должно бы быть для меня возможным, что я стало быть, мог бы по усмотрению быть там, где и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один
ответ: долг! Да, это не пустое слово для того, кто с юности приучен понимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жестокий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан чтобы мучиться”
Письмо написано брату Константину после восстания декабристов:
“Дорогой, дорогой Константин! Ваша воля исполнена: я – император, но какой ценой, Боже мой! Ценой крови моих подданных”
Указом от 10 июля 1826 года даровал жизнь 31 декабристу, смягчил всем остальным степень наказания.
О Николае I:
С.М. Соловьев “Он хоте отрубить все головы, которые поднимались над общим уровнем”.
“Николай 1 инстинктивно ненавидел просвещение…Он был воплощенное “не рассуждать”, московский университет царь называл “волчьим гнездом”
А.Е. Пресняков “время Николая1 – эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии”
Ф.Тютчев
Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей.
И все дела твой и добрые и злые
Все ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.