В современных условиях особое значение имеет технологическая подготовка подрастающего поколения. Идет быстрая смена технологии в сферах производства и обслуживания, а так же повышение требований к квалификации работников. Современных выпускников школы особенно привлекает профессии, востребованные в области дизайна. Дизайн – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющий целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн – это художественное конструирование. Деятельность специалистов, работающих в области дизайна, в частности, на проектирование комфортной для человека предметной среды с учетом правил и закономерности дизайна.
В содержание данного курса акцент сделан на художественное восприятие, на приобретение новых технологических навыков, развитие творческого потенциала и направлена на изучение: сущности понятия "дизайн"; профессий, связанных с деятельностью в области дизайна; принципов композиции; правил выполнения эскиза; этапов проектирования и создания оригинальных изделий из пряжи с учетом закономерности дизайна; технологий формообразования художественного изделия способом "Гильоширования" (сворное соединение деталей).
Овладение содержанием данного курса обогатит учениц не только духовно, но и подготовит их к конкуренции на рынке труда и профессий, так как период окончания школы характеризуется активизацией процессов личностного жизненного и профессионального самоопределения молодого человека, становлением его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе, к миру и различным видам деятельности. И это - актуально.
Освоение курса школьниками дает возможность не только для эстетического развития личности, но и для актуализации и применения на практике ранее полученных знаний других областей, закрепить навыки работы с информацией, что ведет к усилению межпредметной интеграции.
В программе реализован принцип прктико – ориентированного подхода к отбору содержания учебного материала.
Основные цели курса:
- Познакомить учащихся с профессиями, связанными с деятельностью в области дизайна;
- Помочь выявить склонности и способности к этому виду деятельности;
- Раскрыть перед учениками социальную роль декоративно – прикладного народного искусства;
- Формировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками;
- Познакомить учащихся с нетрадиционным способом получения меха методом гильоширование;
- Познакомить с цветом и его ролью в цветовом круге, гармоничном сочетании цветов, контрастов в цвете;
- Создать условия для овладения теоретическими знаниями и практическими навыками при выполнении проекта.
Основные задачи курса:
- развить творческую фантазию, творческое воображение учащихся;
- предоставить ученикам возможность реализовать свой интерес к знанию "дизайна", декоративно – прикладного творчества;
- расширять и углублять знания учащихся на основе межпредметных связей между такими образовательными областями как технология, изобразительное искусство, история, химия;
- формировать у учащихся желание и умение добывать нужный материал;
- формировать умение самостоятельной разработки проектов в технике “Гильоширование” и их выполнение.
Новизна предлагаемой программы заключается в том, сто содержание учебного материала направленно на передачу знаний, умений и навыков по формированию у учениц компетенции в области декоративно – прикладного искусства и изучение народных традиций в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.
Содержание элективного курса реализуется на основе следующих методов:
- проблемно поисковый метод;
- метод коллективного осмысления;
- частично - поисковый метод;
- проектный метод.
При этом необходимо создать доброжелательную атмосферу, позволяющую коллективно разбирать удачи и недостатки творческих работ учащихся.
После окончания курса учащиеся должны знать:
- понятия "дизайн", дизайн в технике “Искусственный мех”;
- свойства волокон химического происхождения;
- основы композиции, цветоведение, формообразование;
- характерные особенности ковровых изделий выпускаемых промышленностью;
- ручные приемы получения искусственного меха;
- технологическую последовательность выполнения проектного задания;
- расчет экономических затрат на выполнение творческого проекта.
Учащиеся должны уметь:
- проектировать и создавать изделия с учетом закономерностей дизайна;
- работать на компьютере по воссозданию ковровых узоров;
- выполнять рисунки (контурные, в цвете);
- определять синтетическую пряжу;
- выполнять в соответствии с технологией формообразование изделий в технике "Гильоширование";
- защищать выполненный проект.
Занятия проходят в русле проектной методики. С теоретическим материалом девочки знакомятся на лекциях, его содержание расширяется в процессе дискуссий на семинарских занятиях. В ходе практических работ формируются умения и навыки проектирования и создания изделий, зашиты творческого проекта. Курс рассчитан на 14 часов, на каждое занятие отводится 2 часа.
Тематический план курса
№ п/п | Название темы | Кол –во часов. |
В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Презентация курса "Дизайн в технике "Гильоширование ". | 2 | 1 | 1 |
2. | Профессии, востребованные в области дизайна. Основные закономерности дизайна. Композиция в ковровых изделиях, ее особенности. | 2 | 1 | 1 |
3. | Основные этапы проектирования и создание изделия в технике "Гильоширование". Цветоведение, формообразование. | 2 | 0,5 | 1,5 |
4- 5. | Технология изготовления ворсовых изделий из пряжи с применением сварного соединения. | 4 | 1 | 3 |
6. | Оформление и отделка изделия. Расчет экономических затрат. | 2 | 0,5 | 1,5 |
7. | Завершение работы над проектом. Защита проекта. | 2 | 2 | |
Итого | 14 | 6 | 8 |
Предлагаемые изделия для выполнения творческих проектов:
- Коврики для ванной комнаты.
- Комплект прихваток для кухни.
- Картины – миниатюры.
- Чехлы для диванных подушечек.
Перечень лабораторно – практических заданий при выполнении проектов:
- Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиены.
- Способы получения ворсового полотна нетрадиционным способом. Приемы выполнения.
- Составление схем, отражающих основные вопросы выполнения проекта.
- Цветовая гармония. Композиция. Контраст.
- Выбор рисунка. Увеличение (уменьшение) рисунка.
- Выполнение рисунка в цвете.
- Перевод рисунка на ткань.
- Заполнение элементов рисунка ворсом (пряжей).
- Оформление изделий.
- Расчет себестоимости готового изделия.
Содержание элективного курса
Дизайн в технике "Искусственный мех".
Занятие | Ссылки на цели | Тема занятий | Деятельность учащихся | Практическая работа и ее содержание |
Занятие 1 | 1, 3, 5 | Презентация курса "Дизайн в технике "Гильоширование ". | Анкетирование с целью выявления уровня учащихся. Участие в семинаре по теме: "Роль дизайна в интерьере квартиры". | Определение пряжи (по волокнистому составу). |
Занятие 2 | 2, 4, 5 | Профессии, востребованные в области дизайна. Основные закономерности дизайна. Композиция в ковровых изделиях, ее особенности. | Знакомство с профессией связанной с деятельностью в области дизайна проходит в виде беседы, выступление учащихся в данном направлении. Семинар по теме: "Моя профессия "Дизайнер…" | Набросок композиции для изделия. Использование информационных технологий (цвет в ковровых изделиях). |
Занятие 3 | 2, 6 | Основные этапы проектирования и создание изделия в технике "Гильоширование". Цветоведение, формообразование. | Выступление учащихся с сообщением "Эскиз", "Рисунок", "Композиция". Подготовка инструментов и оборудования к практической работе. Определение синтетической пряжи. | Эскиз композиции в цвете. Перевод рисунка на ткань. |
Занятие 4-5 | 5, 7 | Технология изготовления ворсовых изделий из пряжи с применением сварного соединения. | Ответы на вопросы по технике безопасности. Беседа. Поиск нужных оттенков пряжи для выполнения проекта. | Освоение приемов и операций получения искусственного меха из пряжи. Изготовление изделия. |
Занятие 6 | 4, 7 | Оформление и отделка изделия. Расчет экономических затрат. | Решение практических задач: экономические расчеты. Лекция. Беседа. Наблюдения. Вывод. | Оформление изделия. Себестоимость готового изделия. |
Занятие 7 | 3, 4 | Завершение работы над проектом. Защита проекта. | Индивидуальная работа (заполнение бланков по проекту). Защита проекта. | Разработка рекламы изделия. |
Описание занятий
Занятие 1. Презентация курса "Дизайн в технике "Гильоширование".
Лекция. Понятие о дизайне. История развития дизайна. Представление экспозиции изделий в технике "Гильоширования" (искусственный мех). Основные цели, задачи и содержание изучаемого курса. Художественные возможности пряжи.
Семинар. Тема: "Роль дизайна в интерьере квартиры".
Занятие 2. Профессии, востребованные в области дизайна. Основные закономерности дизайна. Композиция в ковровых изделиях, ее особенности.
Лекция. Профессии, связанные с деятельностью в области дизайна. Подготовка специалистов по направлению "дизайн" в образовательных учреждениях. Основные закономерности дизайна. Дизайн и его роль в создании товаров и услуг. Отделка интерьера жилища ковровыми изделиями. Композиционная целостность, возможности материала, форма, цвет, декор. Линия в композиции. Возможности информационных технологий в дизайне. Особенности композиции изделия в технике "Гильоширование" (искусственный мех).
Семинар. Тема: "Моя профессия "Дизайнер…".
Практическая работа. Создание наброска композиции для изделия.
Занятие 3. Основные этапы проектирования и создание изделия в технике "Гильоширование". Цветоведение, формообразование.
Лекция. Постановка проблемы. Понятие "Эскиз", "Рисунок", "Композиция". Выбор сюжета. Выполнение эскиза композиции. Подбор материала, синтетической пряжи по цвету. Перевод рисунка на ткань.
Практическая работа. Выполнение перевода рисунка на ткань. Подготовка инструментов и оборудования. (Приложение 1 “Инструкционно – технологичекая карта на изготовление искусственного меха”)
Занятие 4-5. Технология изготовления ворсовых изделий из пряжи с применением сварного соединения.
Лекция, демонстрация приемов и операций получения искусственного меха. Последовательность заполнения элементов рисунка ворсом (пряжей). Соединение пряжи разных цветов. Художественное и декоративное решение композиций в ковровых изделиях. Образцы изделий. Роль черного цвета в ковровых изделиях. Правила техники безопасности, организация рабочего места для выполнения проектов в техники "Гильоширование".
Практическая работа. Освоение приемов и операций получения искусственного меха из пряжи. Изготовление проектируемого изделия. (Приложение 1 “Инструкционно – технологичекая карта на изготовление искусственного меха”)
Занятие 6. Оформление и отделка изделия. Расчет экономических затрат
Лекция. Виды и способы оформления и отделки изделий (бахрома, кисти, обметывание, рамка и др.). Себестоимость изделия. Составляющие компоненты стоимости готового изделия (ткань, пряжа, свеча, дополнительные материалы и инструменты).
Практическая работа. Расчет стоимости готового изделия и пути его снижения за счет рациональной организации технологического процесса, безотходной технологии.
Занятие 7. Завершение работы над проектом. Защита проекта.
Практическая работа. Оформление готовой работы. Разработка рекламы изделия. Окончательное оформление пояснительной записки к проекту.
Защита проекта. (Приложение 1)