Обучение грамоте. Урок письма "Звуки [м], [м']. Письмо букв м, М. Названия городов пишутся с заглавных букв"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • Познакомить учащихся со звуками [ м ], [ м , ]. Учить их слышать эти звуки, дифференцировать их по твёрдости и мягкости.
  • Научить детей писать строчную и заглавную буквы м – отдельно и в соединениях с другими буквами.
  • Отрабатывать каллиграфические навыки письма других изученных букв.
  • Отрабатывать у учащихся навыки звуко-буквенного анализа .
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развивать умение наблюдать, сопоставлять.
  • Развивать речь учащихся, словарный запас.

Оборудование урока:

  • Прописи. Предназначенные для работы для в гимназических классах.
  • Составители : Лялягина Е.С., Вербова М.Л.
  • Рисунок самолёта, медведя
  • Схемы к словам.
  • Трафареты букв, выполненные из наждачной бумаги.
  • Карточки с характеристикой согласных звуков
  • Загадка .
  • Карточка с записанным предложением.
  • Образец , выполненной работы в прописях:

Рисунок 4.

 Ход урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквой, которая обозначает эти звуки на письме.

Отгадайте загадку.

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (самолёт)

Рисунок 1

Произнесём слово по слогам.

Четко произнесем каждый слог : са-мо-лёт

Назовите второй слог еще раз.

Назовите первый звук в слоге.

Охарактеризуйте этот звук. ( на доску карточку)

- [ м ]

  • согласный
  • твёрдый
  • звонкий

- Посмотрите кто прилетел на самолете ? (мишка)

Рисунок 2

Произнесём слово по слогам.

Четко произнесем каждый слог : миш - ка

Назовите первый слог еще раз.

Назовите первый звук в слоге.

Охарактеризуйте этот звук. ( на доску карточку)

- [ м , ]

  • согласный
  • мягкий
  • звонкий

- Назовите гласный звук который показывает, что предыдущий согласный звук мягкий.

- Назовите новые звуки ещё раз.

- Придумайте слова с новым звуком [ м ]

- Придумайте слова с новым звуком [ м , ] - игра “ Мягкая посадка.”

Сегодня мы научимся писать заглавную и строчную буквы - эм .

Физминутка. ( для рук)

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья.
Друг без друга им нельзя.

Письмо строчной буквы м

Разбор количества элементов буквы.

Показ учителем начертания буквы на доске.

Работа с шаблоном буквы , выполненным из наждачной бумаги.

Письмо в воздухе

Проверка посадки учащихся и положения прописи.

Работа в прописях – письмо букв по точкам.

4 буквы написать самостоятельно.

Письмо слогов.

Разбор и показ соединений

Нахождение слов с таким же слогом

Помогите мишке, он не может найти нужное слово.

  • муравей, мусор
  • месяц, мел
  • магазин, машина

Физминутка . “ Мыши .”

  • мыши, мыло
  • молоко, море

Обвести нужный слог по точкам, записать самостоятельно 1 раз.

Письмо заглавной буквы М

Сравнение заглавной и строчной букв - м

Показ учителем на доске

Обвести буквы по точкам и 4 раза самостоятельно.

Названия городов пишутся с заглавной буквы.

Физминутка “ Большой, маленький.”

Марина, молоко, Миша, малина, мех, Максим.

- Почему на слова Марина, Миша, Максим вы вставали ?

(имена людей пишутся с заглавной буквы)

Не только имена людей пишутся с заглавной буквы, но и названия городов.

- Прочитайте названия городов, записанных на следующей строке в прописях.

Москва, Минск, Киев

  • Как пишутся названия городов?
  • Какое название лишнее ?
  • Почему ?

- Прочитайте первое слово, найдите подходящую к слову схему. ( ко второму слову)

Рисунок 3

- В каком городе мы живем?

- Скажем слово по слогам.

- Подберите нужную схему к слову.

- Запись – Ломоносов

- С какой буквы мы записали это слово ? Почему?

- Есть ли в этом слове буква, с которой мы сегодня познакомились на уроке?

Подчеркните её.

Итог

- С какими звуками мы сегодня познакомились?

- Охарактеризуйте их.

- Как называется новая буква?

- Прочитайте предложение , записанное на доске.

У Максима самосвал.

- Запишите предложение и подчеркните новую букву.

- Начертите схему предложения

Организованный конец урока.