Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся со звуками [ м ], [ м , ]. Учить их слышать эти звуки, дифференцировать их по твёрдости и мягкости.
- Научить детей писать строчную и заглавную буквы м – отдельно и в соединениях с другими буквами.
- Отрабатывать каллиграфические навыки письма других изученных букв.
- Отрабатывать у учащихся навыки звуко-буквенного анализа .
- Развитие мелкой моторики.
- Развивать умение наблюдать, сопоставлять.
- Развивать речь учащихся, словарный запас.
Оборудование урока:
- Прописи. Предназначенные для работы для в гимназических классах.
- Составители : Лялягина Е.С., Вербова М.Л.
- Рисунок самолёта, медведя
- Схемы к словам.
- Трафареты букв, выполненные из наждачной бумаги.
- Карточки с характеристикой согласных звуков
- Загадка .
- Карточка с записанным предложением.
- Образец , выполненной работы в прописях:
Рисунок 4.
Ход урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквой, которая обозначает эти звуки на письме.
Отгадайте загадку.
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (самолёт)
Рисунок 1
Произнесём слово по слогам.
Четко произнесем каждый слог : са-мо-лёт
Назовите второй слог еще раз.
Назовите первый звук в слоге.
Охарактеризуйте этот звук. ( на доску карточку)
- [ м ]
- согласный
- твёрдый
- звонкий
- Посмотрите кто прилетел на самолете ? (мишка)
Рисунок 2
Произнесём слово по слогам.
Четко произнесем каждый слог : миш - ка
Назовите первый слог еще раз.
Назовите первый звук в слоге.
Охарактеризуйте этот звук. ( на доску карточку)
- [ м , ]
- согласный
- мягкий
- звонкий
- Назовите гласный звук который показывает, что предыдущий согласный звук мягкий.
- Назовите новые звуки ещё раз.
- Придумайте слова с новым звуком [ м ]
- Придумайте слова с новым звуком [ м , ] - игра “ Мягкая посадка.”
Сегодня мы научимся писать заглавную и строчную буквы - эм .
Физминутка. ( для рук)
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья.
Друг без друга им нельзя.
Письмо строчной буквы м
Разбор количества элементов буквы.
Показ учителем начертания буквы на доске.
Работа с шаблоном буквы , выполненным из наждачной бумаги.
Письмо в воздухе
Проверка посадки учащихся и положения прописи.
Работа в прописях – письмо букв по точкам.
4 буквы написать самостоятельно.
Письмо слогов.
Разбор и показ соединений
Нахождение слов с таким же слогом
Помогите мишке, он не может найти нужное слово.
- муравей, мусор
- месяц, мел
- магазин, машина
Физминутка . “ Мыши .”
- мыши, мыло
- молоко, море
Обвести нужный слог по точкам, записать самостоятельно 1 раз.
Письмо заглавной буквы М
Сравнение заглавной и строчной букв - м
Показ учителем на доске
Обвести буквы по точкам и 4 раза самостоятельно.
Названия городов пишутся с заглавной буквы.
Физминутка “ Большой, маленький.”
Марина, молоко, Миша, малина, мех, Максим.
- Почему на слова Марина, Миша, Максим вы вставали ?
(имена людей пишутся с заглавной буквы)
Не только имена людей пишутся с заглавной буквы, но и названия городов.
- Прочитайте названия городов, записанных на следующей строке в прописях.
Москва, Минск, Киев
- Как пишутся названия городов?
- Какое название лишнее ?
- Почему ?
- Прочитайте первое слово, найдите подходящую к слову схему. ( ко второму слову)
Рисунок 3
- В каком городе мы живем?
- Скажем слово по слогам.
- Подберите нужную схему к слову.
- Запись – Ломоносов
- С какой буквы мы записали это слово ? Почему?
- Есть ли в этом слове буква, с которой мы сегодня познакомились на уроке?
Подчеркните её.
Итог
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
- Охарактеризуйте их.
- Как называется новая буква?
- Прочитайте предложение , записанное на доске.
У Максима самосвал.
- Запишите предложение и подчеркните новую букву.
- Начертите схему предложения
Организованный конец урока.