ЦЕЛЬ:
- Воспитывать у детей экологическую культуру, желание охранять родную природу. Любить и беречь свою землю.
- Показать несостоятельность лозунга: “О покорении природы человеком”
- Раскрыть некоторые экологические проблемы планеты Земля, подчеркнуть их особую остроту, показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды:
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Их осталось на земле.
2.Осенние мотивы Колымы.
3.Выставка “УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ”.
4.Таблица “ПРОБЛЕМЫ СПАСЕНИЯ”.
5.Иллюстрации с изображением животных,
исчезнувших по вине человека, из “КРАСНОЙ
КНИГЕ”.
6.Эмблема с изображением бамбукового медведя.
(Приложение)
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: “ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ”
1.Организация урока: ВСТУПЛЕНИЕ. Звучит музыка с одновременным показом из телепередачи “В МИРЕ ЖИВОТНЫХ”, Выходит к доске ученица и одновременно читает стихотворение.
1.УЧЕНИЦА:
Шатром раскинулось на до мною небо.
Лазурью разливается рассвет.
Земля, притормозившая на время,
Снова начинает свой разбег.
А над землей, что не знает покоя,
Неутомимое солнце встает,
Благодарно ему все живое,
И земное приветствие шлет.
Жизнь дана, как уже всем известно,
Не на мелочь, недобрые дела.
Сохраним же, что есть в поднебесье,
На года , на века, навсегда.
(АВТ. Г. САРЕВИЧ.)
2.УЧИТЕЛЬ: Начинаем международный форум по охране нашей планеты Земля. Нам предстоит сегодня рассмотреть некоторые острые экологические проблемы, причины их возникновения. В конце заседания мы должны определить меры по охране объектов природы.
РАБОТА ПО ТЕМЕ:
УЧИТЕЛЬ:
-Почему мы здесь собрались?
-Что значит “ЗАБОЛЕЛА ПЛАНЕТА”?
-К чему это может привести?
-Сформулируйте основную экологическую проблему? (охрана живой и неживой природы)
Проблемы спасения
- Живой и не живой природы
- Спасения человека
- Планеты земля
- С какой очень важной проблемой она связана? (на доске крепится плакат “ПРОБЛЕМЫ СПАСЕНИЯ”)
УЧИТЕЛЬ:
-От кого зависит Земля
-Почему (Потому что многие её “болезни” -это дело рук самого человека. И только человек в состоянии вылечить человека.).
-А что необходимо ему , чтобы лечить её?(Хорошо знать родную Землю)
УЧИТЕЛЬ:
- - А сейчас заполните анкеты “Земля- наш космический корабль” (см. приложение)
- Самопроверка.- Результаты заполнения анкет проверьте по данным на доске.
- Подведите итога работы по анкетам.
УЧИТЕЛЬ:
-А сейчас мы познакомимся с документом, подготовленным А.АПЛЕШАКОВЫМ, который много делает для охраны природы.
3. Откройте “ПРИРОДОВЕДЕНИЕ – 4” стр. 20.Представители “ Международного фонда охраны дикой природы” познакомят с содержанием этого документа(2-е уч-ся читают по очереди, все остальные следят по учебнику).
4)Беседа по статье учебника:
Учитель:
-Какие будут вопросы. (Учащиеся задают вопросы):
- Всегда ли у человека было всё, что есть сейчас?
- Почему наши предки зависели от природы?
- Почему человек решил покорить природу?
- К чему привело покорение природы людьми?
- Кем же должен быть человек? Сыном природы или покорителем?
- Что должен охранять человек и о ком заботиться? (обмен мнениями)
Учитель:
- Обсуждение документа заканчиваем.
Продолжаем работу форума.
Учитель:
- О том, что наша планета очень серьёзно больна, свидетельствуют представители разных природных организаций:
-Слушаем: … (Ф.И. ученика):
1) УЧЕНИЦА:
- Я расскажу о том, какие животные и как погибли по вине человека, каких осталось на Земле очень мало.
- Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы! Здравствуйте птицы, звери, рыбы.
Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и близкими, но и со всем живым, что его окружает, может быть до сих пор на земле жили бы все те животные, которых мы больше никогда не увидим, люди уничтожили их.
Уничтожение продолжается и сейчас, цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или меха, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивают палкой лягушку , бросает камнем в птицу - развлекается.
Иногда слышишь:
“ ЧЕЛОВЕК – ЦАРЬ ПРИРОДЫ!” Но кто поставил человека над природой?- Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе это невозможно. Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растенья, ни животные не могут говорить. А если б могли? Они бы многое нам рассказали. Например, о том, как люди истребили зебру - кваггу (показ иллюстраций). Когда люди начали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают пастбища, пригодные для скота и стали убивать “СОЛНЕЧНЫХ ЛОШАДОК”, так назвали ЗЕБР древние люди.
Последний странствующий голубь (показ иллюстраций) умер в зоопарке в начале 20-го столетия. Огромные стаи птиц уничтожили ради вкусного мяса.
Крупная птица дронт уже никогда не будет жить на Земле. Люди уничтожили их всех (во время рассказа после показа иллюстраций животных прикрепляются на стенде “ОНИ ИСЧЕЗЛИ ПО ВИНЕ ЧЕЛОВЕКА”).
Во все времена, где бы ни появлялся человек, он всегда что-нибудь разрушал или кого-нибудь убивал.
А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг, вы становитесь жертвами недопонимания или непонимания.
Отравлены воздух, реки….!
Люди! Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте!
УЧИТЕЛЬ: “Вызываю следующего участника форума ……”
2) УЧЕНИК:
-Я располагаю данными об экологии воздуха. За 1 год только углекислого газа в атмосферу выбрасывают 5 млрд. тонн. В результате уничтожается воздушный слой, появляются дыры, в которые попадают вредные солнечные лучи, вызывающие раковые заболевания, уменьшается количества кислорода. Уничтожаются леса, гибнут животные, изменяется климат ,почвы , водообмен.
Воздух засоряется выхлопными газами от транспорта, котельных, заводов и тд. Я вас призываю беречь природу.
УЧИТЕЛЬ: Взываю следящего участника форума…..( )
3)УЧЕНИК:
-Тема моего выступления “ВОДА”. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить 10.000 товарных вагонов, даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности человека в результате деятельности человека в реках Сена, Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. В озере Байкал содержится 1\3 часть мировых запасов пресной воды. Когда-то это было самое чистое озеро. Теперь там шевелится омуль, плачет нерпа. После купания в реке Амур дети покрываются сыпью а, рыбы рождаются с увеличенной печенью, двумя хвостами.
Это только мизерная частица того, что делает человек с водой.
УЧИТЕЛЬ: Просим (вызывает ученика).
4) УЧЕНИК:
-Я буду говорить о “ ПОЧВЕ”. Почва образуется очень, медленно, нужны сотни и тысячи лет. А вот разрушить её может очень быстро. В 20 столетии на Земле разрешена примерно 1\4 часть всех плодородных земель. Каковы же причины разрушения?
- Чрезмерное внесение в почвы минеральных удобрений.
- Безграмотное освоение целинных и залежных земель.
- Загрязнение почвы мусором и тд.
Подумайте на сколько лет нам хватит плодородных земель, если человек будет относиться к ним так, как в 20 столетии .
5) УЧИТЕЛЬ:
От Государственного комитета охраны природы Магаданской области и Чукотки выступает УЧЕНИЦА
6)УЧЕНИЦА:
-Удивительна, красива и неповторима природа нашего края. Из-за суровости климата к ней необходимо особое отношение. Мы должны охранять здесь все: реки, озера, моря, лес и их обитателей. Люди безжалостно ломают черемуху, рябину, вырывают сок- траву, рододендрон, которые подлежат особой охране. Особой охране принадлежат белые медведи, овцебыки, бурые медведи, соболя, песцы, каменный глухарь, моржи, нерпы, тюлени, и многие другие животные. Красота нашей природе видна в этом видеофильме.
(Показ фрагмента из видеофильма “ОСЕННИЕ МОТИВЫ КОЛЫМЫ” и продолжает):
-В примагаданском шельфе Охотского моря найдена нефть. Правительство планирует начать добычу нефти. Но при том, как относится человек к природе, может произойти так, что погибнут все обитатели моря. Наша природоохранная организация в Магадане выступает против добычи нефти в Охотском море.
Мы просим и Вас поддержать эту акцию.
7)УЧИТЕЛЬ:
- Итак, мы выслушали представителей многих природоохранных организаций. Теперь ознакомимся с видеоматериалом (включая видеозапись “Их осталось на планете…..” материалы учащиеся готовили заранее).
УЧИТЕЛЬ:
-Мы еще раз убедились, что планета Земля остро нуждается в срочной помощи.
6.Поэтому вам предстоит работа:
1) Определить меры по охране природы ( работать будем по секциям).
Участники каждой секции разрабатывают меры по охране одного объекта природы.
Например: (показываю карточку):
Объект природы: Растения Меры по охране: …; …; …; …; …; …… . |
2)Учащиеся делятся на группы (секции). Каждая получает карточку с указанием объекта, заполняют её, т.е. записывают те меры по охране, которые они хотели предпринять по охране данного объекта природы (растения, животные, вода, почва, воздух)
3) Итог работы в секциях (проверка самостоятельной работы).
УЧИТЕЛЬ:
- Прошу представителей каждой группы (секции) представить свои предложения в защиту природы. Зачитайте название объекта природы и меры по охране.(Учащиеся зачитывают по очереди материалы, который они подготовили).
УЧИТЕЛЬ:
4)-А теперь нам необходимо проголосовать.Кто поддерживает эти предложения, прошу в знак согласия поднять карточку-эмблему “Бамбуковый медведь”. (См. приложение 2).
(Учащиеся поднимают эмблемы).
УЧИТЕЛЬ:
- Принято, единогласно.
III ИТОГ:
- Сегодняшний форум поработал плодотворно. С уверенностью можно сказать, что планета Земля получит отныне существенную поддержку в свою защиту. Наша работа принесёт пользу.
Благодарю за работу всех участников форума. Особую благодарность выражаем тем, кто привёл неопровержимые факты, свидетельствующие о грозной беде, нависшей над планетой (называются фамилии участников).
Свою работу форум закончил.
СПАСИБО!
Запишите домашнее задание.