Образовательные цели урока:
- используя знания свойств логарифмической функции, методов решения логарифмических уравнений и показательных неравенств, выделить виды простейших неравенств и предложить методы их решения.
- отработать алгоритмы решения простейших неравенств.
Воспитательные цели:
- воспитание коммуникативной и информационной культуры учащихся;
- умение учащихся группы построить на время работы взаимодействие;
- развитие речи (письменной и устной).
Развивающие цели:
- интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие ученика;
- активизация самостоятельной деятельности.
Организационный момент: у каждого учащегося на парте: тетрадь по теории, рабочая тетрадь, лист самоконтроля за состоянием знаний, которые в ходе урока ведут сами учащиеся.
На организационном этапе: учащимся предлагается заполнить лист самоконтроля. Цель: определить уровень подготовки учащихся к уроку - прогнозирующий контроль.
содержание | В начале урока | В ходе урока (на различных этапах) | В конце урока | Самооценка. |
Знание Определение логарифма Свойства логарифмов. Свойства логарифмической функции. Методы решения простейших логарифмических уравнений. 5.Методы решения простейших логарифмических неравенств. |
||||
Умение Применять определение логарифма. Использовать свойства функции. Упрощать логарифмические выражения на основании свойств логарифмов. Решать простейшие логарифмические уравнения. Решать простейшие логарифмические неравенства. |
Ход урока
- Тест 1 (цель: проверка знаний свойств логарифмов).
- Сообщение учащегося.”Свойства логарифмической функции ” (презентация с использованием компьютерного оборудования).
- Тест 2. (цель: проверка знаний свойств логарифмической функции).
- Изучение нового материала(используется презентационное оборудование).
- Закрепление изученного материала. Практическая работа. (групповая работа).
- Подведение итога уроков.
Этап актуализации знаний.
1.Тест№1. Цель: проверка знания свойств логарифмов. По итогам самопроверки -коррекция знаний. Заполнение листов самоконтроля. Выставление набранных баллов (каждый верный ответ 1 балл) на полях тетради.
1 | Выражение равно | |
-20 | ||
0,01 | ||
0,1 | ||
100 | ||
2 | Логарифм равен | |
-6 | ||
6 | ||
-1,5 | ||
1,5 | ||
3 | Выражение равно | |
1 | ||
250 | ||
15 | ||
2,5 | ||
4 | Выражение равно | |
72 | ||
22 | ||
19 | ||
5 | Если ,то х равно | |
3 | ||
8 | ||
9 | ||
6 |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | 1 | 4 | 2 | 2 |
Подведение итогов работы – экспресс опрос учащихся.
Сообщение учащегося “ Свойства логарифмической функции”. <Приложение1>
Цель: систематизировать материал по данному вопросу (представить в виде компьютерной презентации)
Цель остальных учащихся класса: сверить свои знания по теме с предложенным материалом, сделать выводы в отношении своих знаний и оценить ответ одноклассника (по содержанию и по качеству подготовленной презентации).тетради по теории у учащихся открыты, учащиеся могут пользоваться записями, делать записи в тетради во время выступления.
После выступления учащегося обсуждение подготовленной презентации, ответы на вопросы одноклассников, оценка выступления.
Тест№2. Цель: проверка знаний учащимися свойств логарифмической функции. Контроль взаимопроверка (каждое верно решенное задание-1 балл). После проверки – коррекция знаний, заполнение листа самоконтроля. На полях тетради выставить набранные за данный вид работы баллы.
1 | Выражение имеет смысл | |
2 | Область определения функции у = | |
(2;+? ) | ||
(-2;2) | ||
(-? ;-2)U(2;+? ) | ||
(-? ;+? ) | ||
3 | Область определения функции > 0, а? 1 | |
(3;+? ) | ||
(-? ;+? ) | ||
(-? ;-3)U (-3;3)U(3;+? ) |
||
(-3;3) | ||
4 | Убывающей является функция | |
5 | Возрастающей является функция | |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | 2 | 3 | 4 | 3 |
Подведение итогов этапа актуализации знаний: хорошо усвоено __________,
Необходимо работать над __________________.
Этап изучения нового материала.
Основной способ обучения деятельностно - практический.
Цель: используя знания свойств логарифмической функции, методов решения логарифмических уравнений и показательных неравенств выделить основные виды простейших логарифмических неравенств и предложить методы их решения.
Сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении (процессе), выявить в нем наиболее важное и характерное, установить внутрипредметные связи.
Результатом работы на данном этапе должна стать схема “Основные виды простейших логарифмических неравенств и методы их решения”, которая заполняется в ходе всего обсуждения (учащимися в тетрадях по теории, а учителем, с помощью заранее приготовленных слайдов, на экране).
Порядок заполнения (составления) таблицы может быть различный, например, виды---методы решения.
( Завершить работу над таблицей задается дома: решение неравенств со знаками >,? , ?.)
Самостоятельная работа. Решить неравенство .
Самопроверку осуществить, обратившись к электронным учебникам (под редакцией Д.Ш.Матроса). Сравнить предлагаемое в учебнике решение с тем, которое они получили в своей тетради (если есть ошибки – исправить). В конце работы высказать мнение о том усвоили ли они тему, какие ошибки допустили при решении, какие затруднения у них возникли, помогает ли составленная таблица? Заполнить лист самоконтроля.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель предлагает ученикам
высказаться по содержанию обсуждаемой проблемы. Учитель инициирует, поддерживает, поощряет высказывания учеников. Излагаются разные точки зрения по обсуждаемому вопросу. Запрашивается “обратная связь”. |
Ученики выражают свое мнение. Предлагают разные способы выполнения учебного задания. Выражают различные точки зрения. Проявляют активность в обсуждении проблемы. |
В это время один из учеников готовит защиту своего решения неравенства на доске.
На этапе закрепления новых знаний учащимся предлагается решить задания
Карточка №1
Решить неравенство:
Форма организация деятельности групповая работа (моногенные группы, желательно). Результат: защита решения неравенств.
Цель: закрепление полученных знаний, организация сотрудничества ученик-ученик, ученик-учитель.
Дополнительная карточка
Решить неравенства:
.
Дома: Н. Я. Виленкин стр. 74-80 прочитать, разобрать решение примеров. Решить:№128(17). Завершить работу над таблицей.
Защита решений неравенств - результат групповой работы. (Сравнить решение, предлагаемое выступающими, со своим, если есть ошибки - исправить. За каждое верно решенное задание основной карточки поставить 2 балла, дополнительной - 3 балла.)
Подведение итога урока.
Заполнить лист самоконтроля .Оценить уровень знаний,(критерий предлагается), выделить вопросы, вызывающие затруднения.
Ответить на вопросы:
Что понравилось в уроке? Что не понравилось на уроке? Как оцениваешь свою деятельность на уроке? И т.д.