ЦЕЛИ:
1. Повторить, закрепить знания по теме “Землетрясения”
2. сформировать представления о происхождении вулканов, гейзеров и их классификации.
3. 0знакомить с отличиями действующих и потухших вулканов.
4. Отрабатывать умения обобщать и систематизировать полученные знания
5. Способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к изучаемому предмету
Оборудование: таблица “Схема строения вулкана”, “Типы вулканов”, демонстрационные карточки, модель вулкана.
Этапы урока:
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
3. Изучение новой темы, постановка проблемы для работы в парах и группах
4. Обобщение и закрепление знаний
5. Итог урока
Актуализация знаний
- Какую большую тему мы изучаем?
- Что такое литосфера?
- Дайте определение “земная кора”.
- Какие виды земной коры знаете?
- Чем отличается МЗК от ОЗК?
- Какие движения характерны для земной коры?
- Чем объяснить? Какие явления характерны?
- Что такое землетрясение?
- Объясните термины: очаг, эпицентр, сила землетрясения.
- Какие разрушения производит землетрясение в 1 - 3 -7 -10 баллов?
- Может ли быть землетрясение в нашей местности? Почему?
- Почему землетрясения происходят в сейсмически активных зонах? Как предсказать землетрясения?
- Каковы требования к строительству зданий в сейсмически активных зонах?
- По тектонической карте мира покажите районы, где могут быть землетрясения.
- Каковы ваши действия при землетрясениях: на улице, если вы внутри здания?
- Что такое”моретрясение”?
Объяснение нового материала
- Что такое вулкан? Что вам известно о данном явлении?
- Давайте упорядочим, систематизируем ваши знания и назовем тему урока.
- Запишите тему урока в тетради.
- Откуда к нам пришло название этого явления?
- Сообщение учащегося.
Откуда пошло название “Вулкан”
Древние народы считали, что извержение вулкана - это великий гнев Богов
В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном- чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубил ось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся Бог- громоверженец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы- молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.
Известен и знаменит был у греков Гефест- искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.
Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна бушевала 130 раз.
У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулканов Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.
Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканов, как и бога огня.
Работа в тетради
- Нарисуйте вулкан. Каково его строение?
- Задание по вариантам: дайте определение следующим понятиям.
1. ряд - кратер, 2. ряд - жерло, 3. ряд - конус.
- Что такое “кальдера”?
- Какую форму имеет вулкан? Как она образуется?
- Что такое “лава”, “магма”, “мантия”?
- Кoгдa мантия становиться жидкой? Почему?
- Какие продукты извержения вулканов вы знаете? (лава, вулканические бомбы, пепел, газы) По каким признакам можно определить, что перед вами вулкан?
Работа по таблице “Типы вулканов”
- Виды вулканов: площадной, трещинный, гавайский, стромболианский, плинианский, этновезувианский. Стромболианский тип вулкана – имеет правильную коническую форму с одним каналом. Мощные извержения. Тип вулканический – имеет правильную коническую форму, основной канал разветвляется на другие, меньшие по размеру. Мощные извержения. Гавайский тип вулкана – имеет коническую форму с широким невысоким кратером. Лава очень жидкая извержение не очень мощное. Пелейский тип вулкана – имеет очень плотную лаву, которая по мере вытекания образует твёрдые конические формы.
Работа по карте и атласам
- Назовите вулканы и их географическое положение.
- Где вулканов больше - на дне океана или на материке?
- На какие группы можно разделить вулканы? (потухшие действующие, уснувшие). -Назовите действующие вулканы.
Закрепление пройденного
- Что такое вулкан?
- Каково его внутреннее строение?
- Назовите продукты извержения вулканов, описанных в стихотворении А. С, Пушкина. Везувий зев открыл
Дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось,
Как боевое знамя.
Земля волнуется
С шатнувшихся колонн
Кумиры падают!
Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем,
Под воспаленным прахом.
Толпами, стар и млад,
Бежит из града вон.
-Заполните таблицу, отвечая на вопросы:
Где образуются вулканы? Назовите вид земной коры. Какова причина?
Извержение Везувия. Гибель Помпеи.
О грандиозной катастрофе люди узнали из сохранившегося до нашего времени письма ученого Плиния, в котором он описывает события того страшного дня.
24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины. Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело. Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был ясный день, здесь царила ночь.
Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Стабию сожгли потоки лавы, Геркаланум затопили грязекаменные потоки, а Помпею завалило многометровым слоем раскаленного пепла и камней. Погибли тысячи людей.
Итог урока: люди ещё не могут противостоять разрушительным извержениям вулканов, но уже разработаны пути, с помощью которых можно сократить разрушительные последствия извержений. С помощью искусственных взрывов путь лаве открывается в наиболее безопасном направление. Однако этот путь требует многолетних специальных наблюдений, “прослушивания” вулкана в нескольких местах. Такие прослушивания регистрируют постепенные приближения к поверхности очага жидкой лавы.