"Леонардо да Винчи - титан эпохи Возрождения"

Разделы: Литература


Звучит музыка “Мир на холсте”, появляется слайд с изображением пещеры. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Появляется Леонардо:

“Подчиняясь жадному своему влечению, желая увидеть великое множество разнообразных и странных форм, произведенных искусной природой, блуждая среди темных скал, я остановился перед ней, пораженный. Я наклонился вперед, чтобы разглядеть, что происходит там в глубине, но великая темнота мешала мне. Там пробыл я некоторое время. Внезапно во мне пробудилось два чувства: страх и желание; страх перед грозной и темной пещерой, желание увидеть, нет ли чего-то чудесного в ее глубине”.

Звучит вальс Свиридова, появляются 2 ведущих. Один садится писать биографию, вторая зажигает свечи.

1 вед:

Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в селении Анкиано, около города Винчи, у подножия албанских гор. Величественная природа окружала его: темные уступы гор, буйная зелень виноградников и туманные дали. Далеко за горами море.

2 вед:

Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи, который был внуком и правнуком нотариусов. Отец по-видимому, позаботился о его воспитании.

1 вед: на фоне идет сценка: отец, нотариус, Леонардо.

Как-то отец принес домой круглый щит и попросил сына украсить его, чтобы доставить своему приятелю удовольствие. Леонардо отшлифовал щит, залил гипсом. Затем он натаскал в свою уединенную комнату великое множество (идут слайды) хамелеонов, ящериц, сверчков, змей, бабочек, омаров, летучих мышей и других причудливых животных. Вдохновившись зрелищем этих тварей и воспользовавшись обликом каждой в самых фантастических сочетаниях, он создал на щите некое страшное чудовище, причем из пасти разливался яд, из глаз вылетал огонь, а из ноздрей – дым. Работа так увлекла Леонардо, что по “великой своей любви к искусству ” он даже не заметил жуткого смрада от подыхавших животных.

Когда почтенный нотариус увидел этот щит, он отшатнулся в ужасе, не веря, что перед ним лишь создание искусного художника. Леонардо ответил: “а щит и нужен, чтобы отпугивать врага”.

Появляется Вазари: отец, Веррокио, Леонардо.

“Я Вазари, друг и соратник Леонардо”.

Исключительная одаренность будущего великого мастера появилась очень рано. Он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в тупик преподавателей. Очень увлекала его литература. Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение. Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу Андреа Веррокио. То изумился и сказал, что юный Леонардо всецело посвятит себя живописи. В 1466 г. Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Веррокио. Ему было суждено затмить прославленного учителя.

3 вед: Леонардо был прекрасен собой, пропорционально сложен, изящен, с привлекательным лицом, одевался щегольски. Он был обворожителен в беседе и привлекал к себе человеческие сердца. Даже, когда он мало зарабатывал, всегда держал лошадей, которых любил больше всех других животных. Он постоянно рисовал и записывал.

Леонардо да Винчи.

Мне 26 лет. В этой картине все просто, ясно и в то же время бесконечно сложно, как сама природа, как жизнь.

Мягкими переливами света и тени я выя выявляю объемность фигур. Юная, талантливая мать, сама почти ребенок. А сын, хотя и младенец, сильный и властный. Эта мадонна первая, образ которой внутренне лишен какой бы то ни было святости. Перед вами всего лишь юная мать, играющая со своим ребенком. Вечная прелесть и поэзия материнства.

4 вед. Интересная судьба “Мадонны с цветком” или “Мадонна Бенуа”. До конца XVII в. Она находилась в Италии. Затем след ее терялся. В 1824 г. купец Сапожников приобрел ее в Астрахани у бродячего итальянского музыканта совершенно почерневшую и крайне записанную икону. Затем она попала в собрание архитектора А. Бенуа. Э. Линград, заведующий в начале нынешнего века эрмитажной галереей, опознал произведение Леонардо (авторство Леонардо теперь никем не оспаривается). Картина была куплена Эрмитажем в 1912 г. за огромную по тому времени сумму в 150 тыс. рублей.

5 вед: сценка с письмом: Леонардо

Флоренция того времени не дала ему то, на что он мог рассчитывать. Леонардо переезжает в Милан. Милан же ведет войну с Венецией. И поэтому Леонардо в первую очередь старается убедить миланского герцога, что может быть полезен ему в военном деле.

Письмо Леонардо.

“Светский государь, рассмотрев и вполне обдумав опыты всех тех, которые считаются мастерами и изобретателями военных орудий, и найдя, что по устройству и действию эти орудия ничем не отличаются от обычных. Я постараюсь, не нанося никому ущерба, открыть перед Вашей светлостью некоторые мои секреты. Я могу изготовить пушки, мортиры и снаряды “практичные и красивые”. Могу сконструировать мосты, которые можно без труда переносить и при помощи которых можно преследовать неприятеля, а иногда и бегать от него”.

“Я знаю способы прокладывать, не производя не малейшего шума, подземные ходы, узкие, извилистые. Также устрою я крытые повозки, безопасные и непреступные которые врежутся со своей артиллерией в ряды неприятеля, а за ними невредимо и беспрепятственно проследует пехота.

В случае, если дело происходит на море, я знаю множество орудий, в вышей степени пригодных для нападения и обороны, и судна, выдерживающие самую жестокую пальбу, и взрывчатые вещества, и средства, производящие дым”.

“В мирное время надеюсь быть в вышей степени полезным по сравнению с кем-либо как зодчий, в сооружении зданий общественных и частных. И проведении воды из одного места в другое.

Могу работать в качестве скульптора над мрамором, бронзой и глиной, также в живописи могу делать все, что только можно сделать, чтобы поравняться со всяким, чтобы он ни был”.

5 вед: нет, может быть, человеческого документа более гордо и самоуверенного. Автор его считает, -и в этом, по-видимому, близок к истине, - что силы его неисчерпаемы, а творческий гений не имеет себе равных.

6 вед: настоятель, Леонардо, герцог.

Свою знаменитую композицию “тайна вечеря” Леонардо написал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария деле Грация. Леонардо не торопился закончить работу. Это весьма раздражало настоятеля монастыря. Он хотел, чтобы художник не выпускал кисти из рук. Пожаловавшись герцогу, он стал донимать его. Герцог был вынужден послать за Леонардо и просить его взяться за работу, давая понять, что все это он делает по настоянию монаха.

Леонардо: Я близок к окончанию росписи и мне осталось написать лишь две головы – Христа и предателя Иуды. Голову последнего я хотел бы поискать, но в конце концов, если не найду лучшего, я готов использовать голову самого настоятеля, столь навязчивого и нескромного.

Герцог, рассмеявшись: ты тысячу раз прав!

6 вед: “тайная вечеря” - самое зрелое и законченное произведение Леонардо (появляется слайд с изображением “тайной вечери”), но из-за экспериментов с красками самого Леонардо плохо сохранился. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Разминка со зрителями:

Дается иллюстрация картины “Дама с горностаем”. Через несколько минут нужно ответить, какой зверек у девушки в руках?

Романс о женщине Звездинского.

Вазари о Джоконде.

Взялся Леонардо выполнить для Вранческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его. Так как мона Лиза была красива, Леонардо прибегал к следующему приему: во время писания портрета он приглашал музыкантов, которые играли на лире и пели, и шутов, которые постоянно поддерживали в ней веселое настроение. Все для того, чтобы меланхолия не исказила ее черты. Глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, которые постоянно наблюдаются у живого человека. Нос кажется живым. Рот… представляет не сочетанием различных красок, а настоящей плотью. Улыбка столь приятная, что глядя на этот портрет испытываешь более божественное, чем человеческое удовольствие. Этот портрет был признан удивительным произведением, ибо сама жизнь не может быть иной.

Выходят три ведущих:

7 вед. Однажды к Леонардо пришел богатый мужчина и попросил художника написать портрет своей жены. Леонардо в это время был занят инженерными работами и был очень недоволен, что его отвлекают. Он, ворча, отказал заказчику.

8 вед. Прошло некоторое время, Леонардо как-то возвращаясь домой, увидел в окне одного из домов женщину. Ее образ произвел на него неизгладимое впечатление. Где бы он ни был, часто вспоминал эту женщину. Леонардо очень захотелось написать ее портрет. И он отправился в дом незнакомки. Когда вышел хозяин дома, Леонардо выяснил, что женщину, которую он видел, жена человека, который стоял перед ним. И в нем он узнал человека, который когда-то приходил к нему с заказом на портрет.

9 вед. Так судьба нечаянно свела его с моной Лизой, и в результате этого появился шедевр, известный всему миру. Есть высказывание Вазари, что работал Леонардо над портретом 4 года. Другие исследователи говорят, что работал он над ним всю жизнь. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

7 вед. Что означают они, этот взгляд и эта улыбка? Много писалось об этом, но каждый, кто почувствует на себе их воздействие, откроет в них нечто новое и поучительное. Мы видим в них и мудрость, и лукавство, и высокомерие, знание какой-то тайны, как бы опыт всех предыдущих тысячелетий человеческого бытия.

Это не радостная улыбка, которая сквозит во всем мироощущении Леонардо, в страхе и желании, которые он испытывал перед входом в глубокую пещеру, манящую его среди высоких скал. Эта женщина с ее взглядом и едва, но так властно замаравший на неподвижном лице улыбкой как бы знает, помнит или предчувствует что-то нам недоступное. Она не кажется нам не красивой, ни любящей, ни милосердной, но взглянув на нее, мы попадаем под ее власть и чудится нам, как Леонардо, темная пещера, в которой заложена неведомая сила.

9 вед. И эта привлекательная сила - литературные опыты Леонардо да Винчи, которые не увидели света при его жизни, он не отделывал их для распространения, почти ничего не закончил: это в большинстве своем планы, эскизы, фрагменты. Но, собранные воедино после его смерти, они и в своей фрагментности представляют нам Леонардо да Винчи как замечательного мастера итальянской прозы. Его литературное наследство очень разнообразно: тут и описание природы и юмористические, и сатирические историйки. Но, пожалуй, наиболее интересное из всего - это афоризмы и басни. Афористичность вообще самая характерная черта литературной манеры Леонардо. Он пересыпает афоризмами и свои научные труды, и описание изобретений. Вот некоторые из них:

Кто не ценит жизни - тот не достоин ее.

Где умирает надежда, там возникает пустота.

Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе.

Мудрость - дочь опыта.

10 вед. А басни великого живописца отличены печатью большой самобытности. Действующие в баснях Леонардо звери и вещи самостоятельно привлечены им на службу аллегории. Аллегории же его всегда остры, а раскрытия смелы и неожиданны. Замечательны эти басни по выписанным деталям, подметить которые мог только глаз Леонардо. В баснях художник запечатлел плоды своих раздумий над жизнью, они отражают житейскую мудрость этого жизнелюбца, который смыл жизни видел в труде. Вот одна из этих басен “Огниво и кремень.”

Басня “Огниво и кремень”, сценка автор, Огниво, Кремень.

Вед. Кремень был несказанно удивлен, когда огниво начало осыпать его ударами, и обижено молвил:

Кремень: кто дал тебе право так поступать со мной? Кто ты такой? Перестань, мне больно!

Огниво: Потерпи, дружок, и ты увидишь, какие чудеса творятся от моих ударов.

Вед. Вняв увещанию, Кремень собрал все свои силы и стал терпеливо переносить мучения. И вот он увидел, как из него посыпались искры, а из искр образовался огонь; он узрел, как действительно чудесна сила огня и какие новые чудеса она порождала. Смысл символа раскрою вам незамедлительно: это – учение.

Вначале ученик трепещет и отворачивается от учения. Но через малое время он берет себя в руки и великим терпением и примерным страданием совершает свою тяжелую работу. Так становится учение великой силою и порождает чудеса.

Закрепление материала “Живые картины”.

Леонардо в каждой Мадонне подчеркивает какую-то характерную только для нее деталь, сейчас мы проверим на сколько вы были внимательны. (Подготовленная девочка изображает картины, а учащиеся по этим деталям называют ее.)

Стихотворение Д.С. Мережковского “Леонардо да Винчи”. (читает учитель).

Слайд “Автопортрет Леонардо да Винчи”. ПРИЛОЖЕНИЕ 4

О, Винчи, ты во всем – единый.
Ты победил старинный плен.
Какою мудростью змеиной
Твой страшный лик запечатлен!
Уже, как мы, разнообразный,
Самненым дерзким ты велик,
Ты в глубочайшие соблазны
Всего, что двойственно, проник.
И у тебя во мгле иконы
С улыбкой Сфинкса смотрят в даль
Полуязыческие жены, -
И не без грешна их печаль
Пророк, иль демон, иль кудесник,
Загадку вечного храня,
О, Леонардо, ты – предвестник
Еще неведомого дня.
Смотрите вы, больные дети
Больных и сумрачных веков,
Во мраке будущих столетий
Он, непонятен и суров, -
Ко всем земляным страстям бесстрастный,
Таким останется навек -
Богов презревший, самовластный,
Богоподобный человек.