Цели:
- Познакомить детей со способами проверки парных согласных в конце слов, формировать умение обосновывать написание путем подбора проверочного слова.
- Развивать речь.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: проигрыватель, грампластинка, магнитофон, аудиокассета, карточки со словами, перфокарты, рисунки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Красиво встали. Улыбнитесь друг - другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо.
Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесет вам новые знания, а значит, и новые радости. Сегодня познакомимся с разными способами проверки парных согласных в конце слов.
П. Орфографическая разминка.
Сначала проверим багаж знаний.
1. Работа у доски.
1 ученик. Вставить пропущенные парные согласные на конце слов и подчеркнуть: гла., пиро., жира., стол., сне., обе., рука..
2 ученик. Написать 5 словарных слов с сочетанием -оро-, поставить ударение.
3 ученик Зв. букв. анализ
Маяк -… б., ... зв., … гл., …согл.
Альбом –
Перемена –
4 ученик. Слог потерялся: ар-, мед-, тет-, уче-, за- (поставить ударение, подчеркнуть орфограммы).
5 ученик. Помоги Незнайке.
(выбор букв, определить тип предложения)
2. Устная работа. (Слова записаны на карточках)
а) словарные слова (веер)
б) слова с безударными гласными, подбор проверочных слов( по цепочке).
в) слова с парными согласными:
слышу, проверяю, пишу....
- На какую тему эти слова? (зима).
III. Минутка чистописания.
Массаж пальцев.
Напишите красиво, чисто, аккуратно парные звонкие и глухие согласные и пословицу “В зимний холод каждый молод”.
Почему так говорят?
Найти слова, которые требуют проверки. Почему их нужно проверять? (Произношение не совпадает с написанием).
Подберите проверочные слова, подчеркните орфограммы.
Холод – как по - другому можно сказать? (мороз, стужа).
Составьте предложения со словом “мороз” (Дети вспоминают пословицы, загадки, отрывки из стихотворений).
- Хорошо, когда стоят сильные морозы? Он может принести вред нашему здоровью? (можно простудиться, заболеть).
Во время сильных холодов страдают птицы, лесные звери, растения, люди.
А кому мороз не страшен? (закаленным людям).
IV. Работа над новым материалом.
- А сейчас мы побываем с вами в сказке, (прослушивание отрывка).
Что это за сказка? Кто ее написал? (К.И. Чуковский “Доктор Айболит”).
Доктор Айболит очень любил животных, лечил их. Давайте представим, что заболел сам доктор Айболит. Что будет? (ответы).
Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору (большой рисунок). Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде.
(На рисунке изображены медвежонок с бочонком меда, слоненок с конфеткой и плиткой шоколада, заяц с морковкой, ежик с яблоком, кит с ящиком лимонада, жираф с аптечкой, лев с букетом цветов, уж и крокодил).
Назовите тех, кто пришел на помощь доктору.
Из всех названных зверей нам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце парную звонкую или глухую согласную (запишем в столбик на доске и в тетрадях).
медведь -
лев -
еж -
жираф -
кит -
уж -
Подчеркните парные согласные в конце слов. Теперь нужно доказать правильность написания. Как? (подобрать проверочные слова).
Подберите и запишите. Почему вы думаете, что эти слова проверочные? (правило).
Сравните слова I и II столбиков. Что мы изменили, чтобы подобрать проверочные слова? (Слова I столбика стоят в единственном числе, II столбика во множественном числе. Слово, стоящее во множественном числе, является проверочным.
Чтобы грамотно писать слова с парными согласными на конце слов, нужно правильно подбирать проверочные слова.
Наиболее распространенным способом проверки является замена единственного числа формой множественного числа: например, стриж - стрижи
голубь - голуби
Можно к словам подобрать однокоренные слова:
медведь - (если она) медведица.
лев (детеныши) львята
еж - ежиха, ежик
уж -ужата
А какое проверочное слово можно придумать к слову друг ?
Если поставить во множественном числе - друзья (это не проверочное слово).
Если подобрать однокоренные слова, получаются слова дружба, дружный, дружить - невозможно проверить.
Есть III способ проверки парных согласных - это изменение слов по вопросам. Например: с кем мне интересно общаться? (с другом). К кому я обращаюсь, когда мне плохо? (к другу)
Вывод: есть 3 способа проверки слов с парными согласными в конце. Но главное условие всех способов проверки такое: после согласного должен стоять гласный.
- Посмотрите еще раз на рисунок. Чем лечат звери
доктора?
Что они ему принесли?
Как вы думаете, выделенные слова имеют
отношение к теме
нашего урока? (ответы).
Какой гостинец больше пользы принесет? Почему?
Физминутка.
После того, как Айболит услышал много добрых слов, состояние у него улучшилось. Мы тоже рады этому. (Под музыку выполняют танцевальные движения).
VI. Закрепление пройденного материала.
1) Предлагаю вам задание, которое называется "Помогите разобраться ". Много зверят пришли лечить любимого доктора. И вы знаете почему. Верблюд получил телеграмму от слоненка, где он объяснял, как нужно пройти на полянку к доктору, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Текст телеграммы у вас на партах. Прочитайте.
- Как вы думаете, почему верблюжонок ничего не понял? Какие слова вызвали у него недоумение? Почему (ответы).
- Запишите текст телеграммы в тетрадь правильно. (Дети записывают).
Давайте проверим, как вы справились с заданием (текст на обратной стороне доски).
Чтобы тебя поняли, нужно грамотно писать, правильно подобрать проверочные слова.
2) - Молодцы! Вы хорошо работаете. Услышала о вас и пришла в гости “Волшебная яблоня”. Почему волшебная?
- Да, на ней выросли 12 необычных яблок, на которых написаны парные согласные.
- Сорвать яблоко может тот, кто приведет примеры слов с данными парными согласными на конце и подберет проверочное слово.
(Дети выполняют задание).
Яблоня довольна. Она угостила нас волшебными яблоками, обогатила нас витаминами, чтобы мы были здоровыми, никогда не болели.
В какое время года люди чаще болеют?
А как можно укрепить свое здоровье? (ответы детей).
3) Я сейчас вам прочитаю одно стихотворение. Внимательно слушайте, потом скажете, о ком идет речь в стихотворении?
Я знаком с одним моржом.
Ест он кашу, пьет боржом,
Очень любит эскимо,
Вместе ходим мы в кино.
Он среди моржей один
Не видал огромных льдин,
Не видал он даже моря.
Этот морж - Морковин Боря,
Он спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.
- О ком стихотворение? Как его называет автор стихотворения? Почему? Значит, кто такой морж?
Морж - северное животное.
Морж - человек, который не боится холода, закален, купается зимой. (Рисунок).
Каким вырастет Боря? Видели ли вы таких моржей (ответы).
Есть люди, которые обливаются холодной водой, босиком ходят по снегу, не боятся холода.
Напишите слово “морж”. Что вы можете сказать об этом слове? (оно многозначное).
Подходит оно к теме нашего урока? Почему? Как проверить?
Еще какую орфограмму увидели в проверочном слове?
4) Молодцы! Доктор Айболит и все зверята очень любят отгадывать загадки, но вот одну никак не могут отгадать.
Шел, шел без дорог:
Где шел, там и лег.
До весны пролежал,
А потом убежал.
О чем речь? Почему они не смогли отгадать эту загадку? (они не знают, что такое снег).
Подберите слова, характеризующие этот предмет. Снег какой? Что он делает?
Составьте предложение о снеге, используя подобранные действия и признаки, и запишите в тетрадь. Подчеркните главные члены. (Проверка).
VII. Итог урока.
Как проверить парную согласную?
Какие способы вы запомнили? (ответы).
Вывод: можно проверить любым способом, но соблюдать условие, чтобы после согласного стоял гласный.
- Расскажите хором запоминалку:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй!
Зуб - на зубы, лед - на льды
Будешь грамотным и ты!
- Зная все эти правила, вы легко справитесь с последним заданием. (Каждому ряду раздаю перфокарты со словами, в которых пропущены парные звонкие и глухие согласные).
Вставьте букву и передайте товарищу. Выигрывает ряд, справившийся с заданием быстрее и без ошибок, (подводится итог игры).
VIII. Домашнее задание.
Оценивание.