Цели:
- формирование умений и навыков учащихся в умножении десятичных дробей;
- развитие логического мышления учащихся, внимания, умения правильно и последовательно рассуждать;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи.
1. Проверка готовности класса к уроку.
2. Сообщение целей урока.
3. Проверка домашнего задания.
№1299(а, б) через кодоскоп.
а) х + 2,8 = 3,72 + 0,38
х + 2,8 = 4,1
х = 4,1 – 2,8
х = 1,3
б) 4,1 + у = 20,3 – 4,
4,1 + у = 15,4
у = 15,4 – 4,1
у = 11,3
4. Актуализация знаний учащихся.
Какие действия с десятичными дробями Вам знакомы?
Сегодня мы с Вами отправимся в Царство Умножения десятичных дробей. Перед путешествием проведем небольшую разминку.
Математический диктант.
1) 18 увеличить на 2,7.
2) Уменьшить 2,55 на 0,1.
3) Найти сумму чисел 4,6 и 0,5.
4) Найти разность чисел 10 и0,25.
5) Решить уравнение х + 2,3 = 4,84.
6) Найти корень уравнения у – 0,56 = 6,04.
При проверке диктанта на доске появляются карточки с правильными ответами, на обратной стороне которых написаны буквы:
20,7 |
2,45 |
5,1 |
9,75 |
2,54 |
6,6 |
|
А |
Л |
Ь |
К |
А |
Ш |
И |
Аль- каши – знаменитый ученый 15 века, который впервые описал действия с десятичными дробями. Записывал он десятичные дроби также , как принято сейчас, но вместо запятой ставил вертикальную черточку.
Разминка прошла хорошо, все готовы к путешествию. Но для этого необходим запас знаний.
5.Запишите тему урока: « Умножение десятичных дробей».
Каждый из нас возьмет с собой визитную карточку гимназиста.
Дано: а = 14,3 см. = 143мм в = 13,8 см. = 138мм Найти: S |
Решение: S = а*в
S = 143мм*138мм = 19734мм2 = 197,34 см2.
Можно решить короче:
14,3
* 13,8
-------
1144
+ 429
143
----------
197,34
Сколько цифр стоит после запятой в первом множителе?
Сколько цифр стоит после запятой во втором множителе?
Сколько цифр стоит после запятой в произведении?
Ответ: S = 197,34 см2.
Правило. Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:
1) выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;
2) отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.
Если в произведении получается меньше цифр, чем надо отделить запятой, то впереди пишут нуль или несколько нулей.
Ребята, откройте учебник на странице 296 и прочитайте правило.
6.Устно. Сколько цифр после запятой должно стоять в произведении чисел?
5,6 и 0,89
14,5603 и 6,001
0,81 и 2,309
0,37 и 101
В любом путешествии необходима закалка .
4 человека работают на доске:
4,9* 0,31
2,35* 0,28
2,1* 43
4,6* 0,0006
В путешествии необходимо отдохнуть. Физкультминутка.
7.Для дальнейшего путешествия подбросим горючее.
Найти значение выражения: 3(1,2а + 0,5) + 20а + 4 при а = 0,04.
Для того, чтобы домой вернуться отдохнувшими и здоровыми необходимо справиться с №1370(в, д, е, ж, з).
Взаимообмен тетрадями.
Открываются правильные ответы на закрытой доске.
Критерии : «5» – все верно
«4» – 1 ошибка
«3» – 2 ошибки
«2» – 3-4 ошибки.
Обменяйтесь тетрадями. Поднимите руку, кому поставили «5», «4», т. д.
Какими правилами пользовались при вычислениях?
Учащиеся повторяют правило умножения десятичных дробей.
Откройте дневники, запишите домашнее задание: №1369, 1370.
Путешествие прошло в спокойной обстановке, всем спасибо.
Литература:
1 . Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А С. Чесноков, С. И. Шварцбурд, Математика, учебник для 5 класса общеобр. учреждений, М.-Мнемозина, 2002
2 . А. П. Ершова, В. В. Голобородько. Самостоятельные и контролные работы по математике для 5 класса, М.-«Илекса» ,2005