При изучении программирования использую модульную технологию обучения. Это позволяет мне, во-первых, сформировать целостность представления изучаемого материала, во-вторых, создать для ученика ситуацию выбора и творчества, и, в-третьих, сформировать навыки сотрудничества. Рассмотрим применение модульного обучения на примере темы «Массивы». Традиционно эта тема является одной из самых сложных в курсе программирования.
КДЦ (комплексная дидактическая цель) изучения этой темы – овладеть способом организации и обработки большого количества данных одного типа средствами языка программирования Бейсик. При изучении этой темы
ученик должен знать:
– определение массива;
– способ его описания;
– способы обращения к элементу массива.
ученик должен уметь:
– использовать ранее изученные понятия – типы данных и циклы;
– обосновать необходимый рациональный способ организации данных;
– определить тип элементов массива;
– составлять блок-схемы алгоритмов с использованием массивов;
– писать программы на языке Бейсик, обрабатывающие большое количество данных одного типа.
Модуль «Массивы» включает в себя:
- лекция на тему «Массивы, основные термины и понятия, использование массивов при решении различных задач;
- урок решения задач на тему «Одномерные числовые массивы. Элемент массива, индекс элемента массива»;
- лекция на тему «Символьные массивы»;
- урок решения задач на тему «Операции над массивами»;
- лекция на тему «Двумерные массивы»;
- подмодуль «Двумерные массивы»;
- урок обобщения на тему «Массивы»;
- подмодуль обобщения «Творческое задание»;
- зачет по теме «Массивы».
Опишем содержание подмодуля «Двумерные массивы». В начале урока каждый учащийся получает разработанную учителем инструкционную карту, в которой весь учебный материал разбит на учебные элементы (УЭ). Выполняя эти УЭ, ученик овладевает необходимыми знаниями, сам контролирует освоение изучаемого материала (в контрольном листе) и учится сотрудничать с одноклассниками.
Содержание учебного элемента |
Советы учителя |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ0 Цель: на основании теоретических знаний о двумерных массивах и вложенных циклах ты должен научиться: – организовывать данные в виде таблиц; – обосновывать выбор элемента массива; – описывать табличные данные; – писать и отлаживать программы, обрабатывающие двумерные массивы, в среде Бейсик.
|
Обрати внимание на время, отведенное для выполнения каждого УЭ. Постарайся уложиться. Желаю успеха. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ1 Цель: проверить себя, насколько свободно ты пишешь программы с использованием одномерных массивов и циклов. 1. Открой файл УЭ1 (<Приложение1>). Задания выполняй самостоятельно, в тетради. Задания не переписывай. 2. Открой файл УЭ1_отв (<Приложение1>). Сверь свои решения и проставь на листе контроля (<Приложение4>) в таблице к УЭ1 баллы за каждую задачу. 3. Если ты набрал 12– 17 баллов, переходи к выполнении. УЭ3, иначе – к УЭ2. |
Время выполнения УЭ1 не более 15 минут. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ2 Цель: восполнить пробелы в знаниях по темам «Массивы» и/или «Циклы» 1. Не волнуйся, открой конспект, посмотри решения задач, выполненных ранее на уроках и дома. Проконсультируйся у своего напарника или учителя. Когда будешь готов, подними руку и получи дополнительное задание у учителя. 2. Результат выполнения задания покажи своему напарнику. Заполни в листе контроля таблицу к УЭ2. 3. Переходи к выполнению УЭ3. |
Время выполнения УЭ2 не более 10 минут. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ3 На предыдущем уроке рассматривалась следующая задача: Хозяйка ходит в магазин каждый день утром и вечером в течение недели. Она записывает свои расходы в такую табличку:
Эта табл. описывается одномерным массивом размерностью 14. Ввести все элементы массива и определить траты хозяйки утром и вечером в течение недели. При выполнении УЭ3 подразумевается, что имеется готовая программа, решающая задачу о хозяйке на одномерном массиве.
Цель: научиться работать с данными, представленными в виде таблицы. Задача 1. Реши задачу о хозяйке при условии, что траты хозяйки записаны в двумерный массив, в первой строке которого хранятся траты по утрам, а во второй – по вечерам. 1. Опишите в тетради массив по правилам языка Бейсик. 2. Скопируйте файл с готовой программой о хозяйке в файл УЭ3_1.ВАS 3. Откройте файл УЭ3_1.ВАS и внесите в него необходимые изменения. 4. Когда убедитесь в том, что программа работает верно, переходите к задаче №2. Задача №2. Решите задачу о хозяйку при условии, что массив трат хозяйки содержит семь строк и два столбца. 1. Скопируйте файл с готовой программой о хозяйку в файл УЭ3_2.ВАS 2. Модернизируйте программу в файле УЭ3_2.ВАS 3. Убедитесь в том, что программа работает верно, т.е. все три программы выдают одинаковый результат. 4. Проставьте на листе контроля в таблице к УЭ3 баллы за каждую задачу. Переходите к выполнению УЭ4. |
Время выполнения УЭ№ не более 20–25 минут. По возникающим вопросам консультируйтесь сначала у себя в группе, а если ответ не найден, то у учителя. Если не успеваете, обязательно выполните 4-й пункт задачи №2, а пункты 1–3 решите дома. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ4 Цель: познакомиться с примерами использования двумерных массивов в различных областях человеческой деятельности. 1. Объединитесь в группу из трех человек (соседние компьютеры) 2. Придумайте текст задачи, в которой данные представлены в табличной форме. 3. В тетради опишите массив, определяющий эту таблицу. 4. Напишите программу для решения этой задачи. 5. Представитель группы предъявит вашу задачу экспертам (другой группе). При составлении выступления можете пользоваться планом, приведенным в файле УЭ 4 (<Приложение2>). 6. Эксперты проставят на листе контроля в таблице к УЭ4 баллы за задачу. |
Время выполнения не более 25–30 минут. Выступление рассчитывайте на 2–3 минуты. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ5 Цель: убедиться, что ты научился писать программы с использованием двумерных массивов. Тесты задач находятся в файле УЭ5 (<Приложение3>). Номер твоей задачи совпадает с номером твоего компьютера. 1. Напиши программу на Бейсике и сохрани в файле УЭ5_N.ВАS, где N – номер твоей задачи. 2. Убедись, что программа работает верно. Позови учителя. 3. Задание просматривается и оценивается учителем на листе контроля в таблице к УЭ5. 4. Оцени урок по 10-бальной шкале (<Рисунок 1>): – удовлетворен ли ты своей работой (Я); – достигнута ли цель, сформулированная в УЭ0 (дело); – работу всего класса (мы). 5. Ответь на вопросы теста (<Приложение5>) и сдай их учителю. Спасибо за проделанную работу! |
Время выполнения не более 10–15 минут. |
Подведение итогов.
1. По завершении каждого УЭ проставь себе баллы в контрольном листке.
2. Верно выполненный УЭ с опережением времени добавит тебе или твоей группе 1 балл.
3. Выступающему в УЭ4 – 1 добавочный балл.
4. Эксперт – 1 добавочный балл.
5. Баллы, набранные членами группы, суммируются в общий итог работы группы.