Опыт использования модульного обучения на уроках информатики

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


При изучении программирования использую модульную технологию обучения. Это позволяет мне, во-первых, сформировать целостность представления изучаемого материала, во-вторых, создать для ученика ситуацию выбора и творчества, и, в-третьих, сформировать навыки сотрудничества. Рассмотрим применение модульного обучения на примере темы «Массивы». Традиционно эта тема является одной из самых сложных в курсе программирования.

КДЦ (комплексная дидактическая цель) изучения этой темы – овладеть способом организации и обработки большого количества данных одного типа средствами языка программирования Бейсик. При изучении этой темы

ученик должен знать:

– определение массива;

– способ его описания;

– способы обращения к элементу массива.

ученик должен уметь:

– использовать ранее изученные понятия – типы данных и циклы;

– обосновать необходимый рациональный способ организации данных;

– определить тип элементов массива;

– составлять блок-схемы алгоритмов с использованием массивов;

– писать программы на языке Бейсик, обрабатывающие большое количество данных одного типа.

Модуль «Массивы» включает в себя:

  • лекция на тему «Массивы, основные термины и понятия, использование массивов при решении различных задач;
  • урок решения задач на тему «Одномерные числовые массивы. Элемент массива, индекс элемента массива»;
  • лекция на тему «Символьные массивы»;
  • урок решения задач на тему «Операции над массивами»;
  • лекция на тему «Двумерные массивы»;
  • подмодуль «Двумерные массивы»;
  • урок обобщения на тему «Массивы»;
  • подмодуль обобщения «Творческое задание»;
  • зачет по теме «Массивы».

Опишем содержание подмодуля «Двумерные массивы». В начале урока каждый учащийся получает разработанную учителем инструкционную карту, в которой весь учебный материал разбит на учебные элементы (УЭ). Выполняя эти УЭ, ученик овладевает необходимыми знаниями, сам контролирует освоение изучаемого материала (в контрольном листе) и учится сотрудничать с одноклассниками.

Содержание учебного элемента

Советы учителя

УЭ0

Цель: на основании теоретических знаний о двумерных массивах и вложенных циклах ты должен научиться:

– организовывать данные в виде таблиц;

– обосновывать выбор элемента массива;

– описывать табличные данные;

– писать и отлаживать программы, обрабатывающие двумерные массивы, в среде Бейсик.

 

Обрати внимание на время, отведенное для выполнения каждого УЭ. Постарайся уложиться. Желаю успеха.

УЭ1

Цель: проверить себя, насколько свободно ты пишешь программы с использованием одномерных массивов и циклов.

1. Открой файл УЭ1 (<Приложение1>). Задания выполняй самостоятельно, в тетради. Задания не переписывай.

2. Открой файл УЭ1_отв (<Приложение1>). Сверь свои решения и проставь на листе контроля (<Приложение4>) в таблице к УЭ1 баллы за каждую задачу.

3. Если ты набрал 12– 17 баллов, переходи к выполнении. УЭ3, иначе – к УЭ2.

Время выполнения УЭ1 не более 15 минут.

УЭ2

Цель: восполнить пробелы в знаниях по темам «Массивы» и/или «Циклы»

1. Не волнуйся, открой конспект, посмотри решения задач, выполненных ранее на уроках и дома. Проконсультируйся у своего напарника или учителя. Когда будешь готов, подними руку и получи дополнительное задание у учителя.

2. Результат выполнения задания покажи своему напарнику. Заполни в листе контроля таблицу к УЭ2.

3. Переходи к выполнению УЭ3.

Время выполнения УЭ2 не более 10 минут.

УЭ3

На предыдущем уроке рассматривалась следующая задача: Хозяйка ходит в магазин каждый день утром и вечером в течение недели. Она записывает свои расходы в такую табличку:

УТРО

ВЕЧЕР

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

СУБ

ВСК

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

СУБ

ВСК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эта табл. описывается одномерным массивом размерностью 14. Ввести все элементы массива и определить траты хозяйки утром и вечером в течение недели. При выполнении УЭ3 подразумевается, что имеется готовая программа, решающая задачу о хозяйке на одномерном массиве.

 

Цель: научиться работать с данными, представленными в виде таблицы.

Задача 1. Реши задачу о хозяйке при условии, что траты хозяйки записаны в двумерный массив, в первой строке которого хранятся траты по утрам, а во второй – по вечерам.

1. Опишите в тетради массив по правилам языка Бейсик.

2. Скопируйте файл с готовой программой о хозяйке в файл УЭ3_1.ВАS

3. Откройте файл УЭ3_1.ВАS и внесите в него необходимые изменения.

4. Когда убедитесь в том, что программа работает верно, переходите к задаче №2.

Задача №2. Решите задачу о хозяйку при условии, что массив трат хозяйки содержит семь строк и два столбца.

1. Скопируйте файл с готовой программой о хозяйку в файл УЭ3_2.ВАS

2. Модернизируйте программу в файле УЭ3_2.ВАS

3. Убедитесь в том, что программа работает верно, т.е. все три программы выдают одинаковый результат.

4. Проставьте на листе контроля в таблице к УЭ3 баллы за каждую задачу. Переходите к выполнению УЭ4.

Время выполнения УЭ№ не более 20–25 минут.

По возникающим вопросам консультируйтесь сначала у себя в группе, а если ответ не найден, то у учителя.

Если не успеваете, обязательно выполните 4-й пункт задачи №2, а пункты 1–3 решите дома.

УЭ4

Цель: познакомиться с примерами использования двумерных массивов в различных областях человеческой деятельности.

1. Объединитесь в группу из трех человек (соседние компьютеры)

2. Придумайте текст задачи, в которой данные представлены в табличной форме.

3. В тетради опишите массив, определяющий эту таблицу.

4. Напишите программу для решения этой задачи.

5. Представитель группы предъявит вашу задачу экспертам (другой группе). При составлении выступления можете пользоваться планом, приведенным в файле УЭ 4 (<Приложение2>).

6. Эксперты проставят на листе контроля в таблице к УЭ4 баллы за задачу.

Время выполнения не более 25–30 минут.

Выступление рассчитывайте на 2–3 минуты.

УЭ5

Цель: убедиться, что ты научился писать программы с использованием двумерных массивов.

Тесты задач находятся в файле УЭ5 (<Приложение3>). Номер твоей задачи совпадает с номером твоего компьютера.

1. Напиши программу на Бейсике и сохрани в файле УЭ5_N.ВАS, где N – номер твоей задачи.

2. Убедись, что программа работает верно. Позови учителя.

3. Задание просматривается и оценивается учителем на листе контроля в таблице к УЭ5.

4. Оцени урок по 10-бальной шкале (<Рисунок 1>):

– удовлетворен ли ты своей работой (Я);

– достигнута ли цель, сформулированная в УЭ0 (дело);

– работу всего класса (мы).

5. Ответь на вопросы теста (<Приложение5>) и сдай их учителю.

Спасибо за проделанную работу!

Время выполнения не более 10–15 минут.

 

Подведение итогов.

1. По завершении каждого УЭ проставь себе баллы в контрольном листке.

2. Верно выполненный УЭ с опережением времени добавит тебе или твоей группе 1 балл.

3. Выступающему в УЭ4 – 1 добавочный балл.

4. Эксперт – 1 добавочный балл.

5. Баллы, набранные членами группы, суммируются в общий итог работы группы.