Целью данного проекта является: приобщение детей к истокам региональной культуры средствами художественного конструирования .
Проект предполагает работу с детьми 5 – 7 лет в рамках интегрированного курса «Художественное конструирование – этнография».
Срок осуществления : январь 2007 г. – январь 2008 г.
В результате проектной деятельности будут разработаны:
– Программа интегрированного курса ;
– Фотоматериалы ;
– Видеоматериалы : «Тебе мой город посвящаю…», «Времена года» и др.;
– Мини музей сибирского быта (макеты, предметы домашнего обихода, иллюстративный материал и т.д.) ;
– Словарь старо-сибирских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках ;
– Исторические, этнографические тексты ;
– Схемы, рисунки, иллюстрации ;
– Продукты детского творчества .
Тип проекта : творческий.
Объект проекта : художественно – творческие способности детей .
Субъект : дети 5 – 7 лет .
Актуальность: формирование у детей дошкольного возраста (5 – 7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями. Воплощение своих творческих замыслов через художественное конструирование.
Гипотеза : оптимальное развитие творческих способностей каждого ребенка с учетом его задатков может быть обеспеченно в условиях интегрированного курса «Сибирячок в «Художественной галереи», реализующего принцип регионализации в том случае, если приобщать детей к истории сибирского края, развивать интерес к жизни наших предков, обогащая детей новыми знаниями о том как зарождалась Сибирь, используя средства художественного конструирования.
Задачи |
Ожидаемые результаты |
1. Формирование у детей дошкольного возраста базиса культуры на основе ознакомления с историей сибирского края. |
– Создание программы интегрированного курса с приложением : литературные, исторические, этнографические тексты ; словарь старо–сибирских слов ; – Альбом «Народы Сибири» ; – Рукоделие : ткачество, вышивка бисером ; вязание из собачьего пуха ; изделия из кожи, меха, бересты, дерева. |
2. Способствовать самостоятельному добыванию информации об истории сибирского края (быт, традиции, особенности культуры) , опираясь на опыт предыдущего поколения (бабушки, дедушки) |
– Создание мини музея ; – Фотоматериалы ; – Видеоматериалы «Тебе мой город посвящаю…» ; – Вечер «История г. Братска» (приглашение гостей , музея Братскгэсстроя – музейная педагогика) |
3. Расширить представления детей о современном городе Братске, городе устремленном в будущее (музеи, памятники культуры, промышленность, наша земляки) |
– Аудиокассеты «г. Братск» – Экскурсии «Ангарская деревня» ; музей «Братскгэсстроя» ; к памятнику Наимушина ; ГЭС ; – работа с исследовательским фартуком. |
4. Актуализация впечатлений в художественном конструировании. |
– Фотомонтаж в креативной среде «Открытая система» ; – «Стена творчества» ; –КВН «Лучший знаток истории г.Братска». |
Условия :
1. Наличие тематического плана ;
2. Выход на социум :
– сотрудничество с «Фольклорно эстетическим» отделением «Дворца Искусств» пос. Энергетик ;
– сотрудничество со школой «Ремесел» пос. Падун ;
– сотрудничество с музеем школы № 45, детским садом № 84 ;
– музей «Братскгэсстроя» ;
– библиотека ;
– этнографический музей «Ангарская деревня»
3. Открытие художественной мастерской ;
4. Создание мини-музея.
Методики исследования :
1. Изучение научно – методической литературы по теме проекта ;
2. Методика диагностики художественно – конструктивной деятельности по программе «Развитие», автор Венгер Л.А.
– Маханева М. Д. , Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» .
Этапы и сроки выполнения проекта :
I Подготовительный :
1. Пополнение и обогащение предметно – развивающей среды стимульным материалом, открытие музея сибирского быта ;
2. Составление тематического плана ;
3. Выявление интересов и склонностей на основе «Карты интересов ребенка», автор Савенков А.И.;
4. Анкетирование родителей : «Творческий ли вы человек?»;
5. Подбор диагностических методик .
II Основной:
1. Разработка и апробация авторской программы интегрированного курса «Сибирячок в «Художественной галереи».
Программа интегрированного курса содержит три блока :
– «Путешествие в историю» ;
– «Сибирский фольклор» ;
– «Быт и традиции» .
Интегрированные занятия проводятся в два возрастных потока : средний возраст в рамках «открытая система» и старший возраст в рамках интегрированного курса. Занятия по студиям «Сибирячок» и «Художественная галерея» проводятся 2 раза в неделю в режиме «открытая система» , в год проводится – 63 занятия.
Интегрированные занятия проводятся как контрольно – обобщающие по результатам работ студий 1 раз в конце месяца (на первом и втором году обучения) , всего 18 занятий
По форме организации это : занятия – путешествия, занятия – сказка, занятие – лаборатория, занятие – конкурс, контрольно – диагностические и др.
2. Диагностическое обследование :
– диагностика «Общих творческих способностей детей» (автор Дьяченко О. М.) ;
– диагностика «Специальных способностей» (отдельно по творческим студиям), позволяющих выявить динамику продвижения детей ;
– перегрузку детей позволяет избежать проведение медицинской диагностики на утомляемость, тест Зотова В. А.
III Заключительный :
1. Оформление «Стены творчества» в рамках фестиваля открытых дверей ;
2. Конкурс плоскостных макетов «Прошлое и настоящее г. Братска» (сотворчество детей и родителей) ;
3. Акция «50 добрых дел любимому городу» (создание книги, сотворчество детей и педагогов групп) ;
4. Рецензирование программы интегрированного курса «Сибирячок в «Художественной галереи» кафедрой дошкольной педагогики ИГПУ.
Кадровые ресурсы :
1. Руководитель «Фольклорно – эстетического» отделения Примак М. А.;
2. Руководитель этнографического музея «Наш Братск» школы № 45 Жигунова Н. Г.;
3. Научный руководитель Сударчикова С. Ф. – кандидат педагогических наук ИГПУ.
Материальные ресурсы :
Предполагаемая смета расходов на реализацию программы интегрированного курса «Сибирячок в «Художественной галереи» на 2005 – 2006 уч. год :
№ |
Статья расходов |
Итого в год |
Материальные затраты |
||
1.
2.
3. |
Хозяйственные материалы : – магнитофон, – обои ( 6 рулонов * 50 руб. ) – ткань ( фланель, ситец, драп ) , – предметы быта Канцелярские товары : – бумага писчая, альбомы, бумага цветная, цветной и белый картон, краски акварельные, гуашь, карандаши простые и цветные, фломастеры, маркеры, скотч, мультифоры, клей. Учебные пособия : – наборы игрушек (дикие и домашние животные Сибири, птицы, насекомые, рыбы…); – литература (научно–методическая, детская, подписка на периодическую печать, художественно – эстетический блок) ; – аудиокассеты, видео- пособия ; – развивающие игры . |
2000 руб. 300 руб. 500 руб. благотворительность
600 руб.
400 руб.
500 руб. 300 руб. 300 руб.
|
|
Итого :
|
4900 руб. |
План мероприятий и ожидаемые результаты :
№ п/п |
Содержание проектной деятельности
|
направленность |
результат |
срок |
1.
|
Разработка и апробация программы интегрированного курса |
Дети 5 – 7 лет |
– портфолио детей ; – картотеки ; – консультации ; – дидактические пособия ; – проекты ; – отчеты |
январь 2007 г.– январь 2008 г. |
2 |
Организация интегрированных занятий в креативной среде «открытая система» |
Дети 5 – 7 лет |
– продукты детского творчества ; – видеоматериалы; – оформление «стены творчества». |
2007 г.– 2008 г. |
3. |
Фестиваль «Открытых дверей» |
Родители ДОУ |
– творческий отчет ; – конкурс – фестиваль «Я в сибирском таежном краю» |
Май 2007 г. |
4. |
Участие в городском конкурсе методических разработок «Формирование духовно – нравственного мира, гражданско – патриотическое воспитание детей д/в» |
Дети 5 -7 лет. |
Проект программы интегрированного курса «Художественное конструирование – этнография» (внедрение регионального компонента) |
Декабрь 2007 г. |
5. |
Музейная педагогика |
Дети 5 – 7 лет |
– экскурсии ; – выставки ; – фотомонтаж ; – составление альбомом |
2007 г.- 2008 г. |
6. |
Педсовет «Проектирование перспектив развития ребенка дошкольника в образовательном проекте «открытая система» : развитие художественно – творческих способностей, внедрение регионального компонента» |
Педагоги |
– музей «Говорящих вещей» ; – книжки – малышки «Сибирский фольклор» ; – картотека «Сибирские игры», «Игры – забавы родного края», «Танцы на сибирском материале» и др. |
Январь 2008 г. |
7. |
Рецензирование авторской программы. |
ИГПУ – кафедра дошкольной педагогики |
Получение рецензии |
Февраль 2008 г. |
Дальнейшее развитие проекта : апробация программы интегрированного курса с вновь поступившими в детский сад детьми.