Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания.
Общепринятая система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой.
Необходим поиск иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
При изучении химии наиболее часто используют традиционный способ оценки знаний и умений учащихся – контрольные и самостоятельные работы.
Мною применяется одна из методик, служащих одновременно и средством диагностики, и учебным средством, - это методика выполнения самостоятельной работы обучающего характера, предложенная вашему вниманию.
Самостоятельная работа проводится в 8 классе в процессе изучения темы «Основные классы неорганических соединений». Учащимся предлагается блок из трёх самостоятельных работ трёх уровней сложности. Учащийся самостоятельно выбирает уровень выполняемой работы. На выполнение первой работы отводится 10 минут, на вторую 15 минут, на третью 20 минут. В ходе выполнения последующей работы учащийся может повысить уровень предыдущей работы, для этого предоставляется дополнительное время. Это способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности учащегося. Оценивается работа после выполнения всего блока.
Использование данной методики позволяет судить об усвоении учащимися определенной темы и, что особенно ценно, предоставляет школьникам возможность для самоконтроля и самооценки, а также стимулирует их познавательную деятельность.
Вариант I.
Уровень А.
Самостоятельная работа № 1.
1. Найдите формулу кислоты среди предложенных:
а) соляной: NaCl , HCl , HClO4 , HNO3 , HI ;
б) фосфорной: Na3PO4 , H3PO4 , HPO3 , HCl , P2O5 .
в) сероводородной: H2 SO4 , K2S , H2S , HBr , SO2 .
2. Закончите уравнения реакций:
а ) H2SO4 + Na2CO3 >
б ) H3PO4 + Al>
в ) HCl + K2O>
г ) HNO3 + KOH >
Самостоятельная работа № 2.
Найдите формулу основания среди предложенных:
а ) KOH, NaHSO4 , Cu(OH)2 , CuO, HNO3 , NH3 , NaCl;
б ) ZnO, Al(OH)3 , CsOH, , H3PO4, CO2, NaNO3 ;
в ) AlCl3 , Al2O3 , Fe(OH)3 , HI, Ba(OH)2 , Fe2(SO)3 .
2. Закончите уравнения реакций:
а) KOH + HNO3 >
б) Fe (OH)3
в ) NaOH + CO2 >
г ) Fe(OH)3 + HCl >
Самостоятельная работа № 3.
Найдите формулу соли среди предложенных:
а) СH4, H2O , H3PO4 , ZnCl2 , NaOH , HCl , CuO ;
б ) NH3 , Mg(OH)2, P2O5 , H2SO4 , CaSO4 , HF;
в ) NaNO3, СH4 , HBr, Zn(OH)2 , Na2O, KCl, FeO.
2. Закончите уравнения реакций:
а ) CuSO4 + NaOH > б ) FeCl3 + Al >
в ) K2S + HCl > г ) BaCl 2 + Na2SO4 >
Вариант I.
Уровень Б.
Самостоятельная работа № 1.
Выпишите формулы кислот. Дайте им названия:
HCl, NaCl, H2SO3, P2O5 , H2CO3, NaOH, H3PO4 , Na2SO3 .
1. Закончите уравнения возможных реакций:
а) HNO3 + Mg > б) H3PO4 + Ba (OH)2 >
в ) HCl + Cu > г ) HCl + Na2CO3 >
д ) H2SO4 + CuO> е ) H2S + P2O5 >
Самостоятельная работа № 2.
1.Выпишите формулы оснований. Дайте им названия:
KOH, H2SO4, Al(OH)3 ,CuO, Ba(OH)2 , NaCl, Cr(OH)3 , NH3 .
2.Закончите уравнения возможных реакций:
а ) KOH + SO2 >
б ) Al(OH)3 + H2SO4
в ) NaOH >
г ) Cu(OH) 2 + CO 2
д) RbOH + MgSO4 >
е) Al (OH)3 >
Самостоятельная работа № 3.
1.Выпишите формулы солей. Дайте им названия:
KCl, HCl, Na2O, Na2CO3, H3PO4, CuSO4, CaO.
2.Закончите уравнения возможных реакций:
а) NaCl + Na2O > б) MgCl2 + NaOH >
в ) FeCl2 + Al > г ) KNO3 + Al(OH)3 >
д ) AgNO3 + HCl > е ) K2CO3 + HCl >
Вариант I.
Уровень В.
Самостоятельная работа № 1.
Выпишите формулы кислот. Дайте им название. К какому классу принадлежат данные кислоты:
H2S, K2S, Cr2O3,HNO3, NaNO3, KOH, H2CO3, NaI, HI.
2. Напишите уравнения реакций кислот, если они возможны, с веществами из списка.
Подпишите названия веществ.
HCl: Zn, Ba(OH)2, Cu, H2S, AgNO3, CO2, Al, Na2O.
Самостоятельная работа № 2.
1.Выпишите формулы оснований. Дайте им название. К какому классу принадлежат данные основания:
NaOH, P2O5, Mg(OH)2, H2SO4, CaSO4, Fe(OH)2, NaCl, Ba(OH)2 .
2.Напишите уравнения реакций щёлочи, если они возможны, с веществами из списка.
Подпишите названия веществ.
NaOH: Au, CuO, HCl, SO3 , Ca(OH)2, CuSO4, H3PO4, CO2.
Самостоятельная работа № 3.
1.Выпишите формулы солей. Дайте им название. К какому классу принадлежат данные основания:
С aO, FeCl3, H2SO4, NaHSO4, Mn2O7, CaCO3, ZnOHCl, SO3, Na2SiO3.
2.Напишите уравнения реакций соли, если они возможны, с веществами из списка.
Подпишите названия веществ.
MgCl2: Ca, P2O5, NaOH, NaCl, H2SO4, AgNO3, S, Ba(OH)2.