Семинар-диспут по литературе в 11-м классе. "Тема праведничества в русской литературе XIX–XX веков

Разделы: Литература


Выработка новых стратегий образования и воспитания, учитывающих необходимость перестройки системы ценностей - это сегодня, пожалуй, наиболее сложная, но и наиболее важная задача. Она недостаточно осмыслена, поэтому существенна сама её постановка, требующая критического анализа уже привычных и наработанных подходов.

Традицией в нашей гимназии стали проводимые Рождественские и Пасхальные чтения. На наш взгляд, христианские духовно- нравственные ценности, закладываемые в процессе образования, составляют фундамент гармоничного развития личности.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II считает, что “ нам необходимо приучать молодёжь разбираться в разных мировоззренческих системах, представленных сегодня в обществе, и сознательно совершать выбор духовных ценностей, укоренённых в мировоззрении, традиционном для подавляющего большинства граждан нашей страны”.

Задача учителя сводится к попытке пробудить в учениках желание нравственного самосовершенствования. Сложность задачи объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо, незаметно в недрах души. Его трудно зафиксировать, продиагностировать. Но нельзя забывать слова академика Д. С. Лихачёва: “Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру”.

Важнейшим элементом урока считаю развитие творческой самостоятельности учащихся, но всякое творчество зиждется, прежде всего, на знаниях, прочных и глубоких.

Наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников позволяют семинарские занятия. Их цель состоит в том, чтобы сделать теоретические обобщения изученного материала, выделить основные положения, показать связь внутри темы и между темами, провести систематизацию знаний. Семинары – важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. Одним из видов семинара является семинар-диспут, основанный на дискуссии. Каждый учащийся должен определить своё отношение к предмету диспута. Знания, усвоенные в ходе дискуссии, более прочны, а подготовка к семинару-диспуту способствует развитию умения владеть аудиторией и слушать выступления, отстаивать свои суждения, формированию навыков самообразования.

Предлагаемая разработка урока включает реализацию вышеизложенных аспектов.

Цели:

1) Раскрыть содержание концепции праведничества в русской литера туре на материале произведений Н. Лескова, А. Чехова, А. Солжени цына. .

2) Осмыслить понятие “национальный характер”, проследить, как соотно сятся проблемы изображения героя – праведника и героя – типичного представителя русского народа.

3) Воспитание учащихся на основе вечных истин, составляющих основу жизни.

Оборудование: мультимедийная система, презентация выступления творческих групп, созданная учащимися при подготовке к уроку (приложение к уроку), листы ватмана, фломастеры для каждой группы, газеты по творчеству писателей, выполненные в качестве домашнего задания.

Эпиграф к уроку:

Я думаю о тех смертных, которые любят добро, просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было. Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви…

Н. Лесков (из рассказа “Человек на часах”)

Ход урока

I. Введение в тему (Вступительное слово учителя)

Ещё немецкий писатель, знаток русской литературы Т. Манн, определяя нашу словесность, восклицал: “Святая русская литература!” Подразумевая под этим не то, что её писали святые люди, просто основной темой её была тема святости.

На протяжении всего тысячелетнего периода житийная литература, сказания о праведниках, духовные стихи были излюбленным чтением нашего народа. И возникшая позднее светская литература, в конце концов, пришла к вечным вопросам российской действительности: “кто виноват?” и “что делать?” Но самый главный – “как жить дальше?” В качестве примера такого поиска – вся русская литература XIX-XX в.

И сегодня на уроке мы проследим с вами, как раскрывается концепция праведничества в русской литературе на материале произведений Н. Лескова, А. Чехова и А. Солженицына. Попытаемся осмыслить, как соотносятся проблемы изображения героя-праведника и героя – типичного представителя русского народа.

Для этого мы разделились на творческие группы, которые подготовили к сегодняшнему уроку газеты по творчеству писателей, презентацию к своему сообщению по теме. Ваша задача – во время сообщений собрать и записать на данных вам листах лексику по теме “праведничество”. И итогом нашей работы будет создание синквейна как способа “образного обобщения”.

II. Актуализация знаний (Выступление групп учащихся)

Каждая группа даёт определение понятия праведника по разным словарям:

- по словарю Ожегова;

- по 4-х томному академическому “Словарю русского языка” (1978-80 г)

- по “Толковому словарю живого великорусского языка” В. Даля.

Дополнения учителя: определение по Полному православному богословскому энциклопедическому словарю (1871 г)

Прослушивание сообщений:

Творческая группа №1 Тема праведничества по произведениям Н. С. Лескова (“Очарованный странник”, “Человек на часах”)

Вывод учащихся: В образах праведников Лесков воплотил христианскую концепцию человека. Человек устроен Богом так, что изначально (это дано ему Богом) способен постигать Божественную истину, различать добро и зло, пользу и вред, красоту и безобразие.

Творческая группа №2 Тема праведничества по произведениям А. П. Чехова. (Рассказы “Святой ночью”, “Студент”, “На страстной неделе”,повести “В овраге”, “Степь”)

Вывод учащихся: Проанализировав данные произведения, мы видим, что художественное воплощение праведничества в творчестве Чехова показывает трудность, невозможность сориентироваться в мире без Бога, без веры. Писатель через литературные произведения даёт понять, что “настоящую правду нельзя найти только в том случае, если из системы жизненного ориентирования исключён “Бог живого человека”. Чехов не ставил человеческую праведность в прямую и необходимую зависимость от принадлежности к Православной Церкви. Герои Чехова не только знают настоящую правду, но и стараются жить согласно этой правде. Тексты творений писателя объективно показывают и его религиозные сомнения, и веру, которая открывается через образы праведников.

Творческая группа №3 Тема праведничества в рассказе А. И. Солженицына “Матрёнин двор”.

Вывод учащихся: Главная героиня рассказа праведница Матрёна - нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, “смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души”. С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, её связи с христианской традицией. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит своё назначение в проповедовании истины, духовности, убеждён в необходимости ставить “вечные вопросы” и искать на них ответ.

III. Практическая работа (Анализ прослушанных сообщений)

Прослушав сообщения групп учащихся, мы проследили, как писатели раскрывают концепцию праведничества в литературе.

- Какую лексику по этой теме вы записали?

(Ответ по группам, записанный на листах, вывешивается на доске)

IV. Отчёт творческих групп ( создание синквейна)

А теперь попробуем обобщить понятие и полученную информацию при помощи синквейна. Это творческая работа, которая состоит из 5 строк (пятистрочная строфа)

Синквейн учит определять своё отношение к рассматриваемой проблеме.

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3 строка – 3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отноше- ние к ней;

5 строка – синоним ключевого слова (существительное)

Способность излагать сложные идеи, представления, чувства в нескольких словах – важное умение.

Пример синквейна:

Праведник

Духовный, человечный.

Сострадает, любит, не судит.

Бескорыстно помогает людям.

Нравственность.

Учащиеся на основе собранной лексики создают Синквейн , записывают его на листе ватмана, вывешивают на доску. Защита синквейна.

V. Мини-дискуссия:

- Какие черты характера русского человека “помогают” ему стать праведником?

Русский человек добр, терпелив, смирен, трудолюбив, деловит, естественен в поведении, непритязателен, неприхотлив, вынослив. Эти черты национального характера и психологии как бы изначально предполагают его к тому, чтобы вести праведный образ жизни.

Итак, праведник – это тот, в ком воплотился высокий этический идеал русского народа, совпадающий по основным “параметрам” с идеалом христианским.

Праведность – это способность жить, “не солгав, не слукавив, не осудив и пристрастного врага”.

- В чем же главная заслуга праведников?

В том, что они сберегают духовность, которая необходима нашему обществу, общечеловеческие ценности.

- Кто же создал эти ценности и нужны ли они сегодня?

Ответы учащихся.

- Где сформулированы основные принципы христианской морали?

Основные принципы христианские морали сформулированы в 10 библейских заповедях, 4 из которых говорят о служении человека Богу, а 6 – об обязанностях человека по отношению к ближним.

Чтение заповедей:

  1. “Почитай отца твоего и матерь твою…”
  2. Не убивай.
  3. Не прелюбодействуй.
  4. Не кради.
  5. Не произноси свидетельства на ближнего твоего.

Наряду с этими заповедями важное место в христианской нравственности занимает Нагорная проповедь Христа, изложенная в Евангелиях.

Знакомство учащихся с Нагорной проповедью.

- Сохранили ли своё значение принципы христианской морали в наши дни?

Можно ли, судя по Нагорной проповеди, назвать Христа величайшим гуманистом?

10 заповедей человечности Д. Лихачёва (слайд):

  1. Не убий и не начинай войны.
  2. Не помысли народ свой врагом других народов.
  3. Не укради и не приписывай труда брата своего.
  4. Ищи в науке только истину и не пользуй ею во зло или ради корысти.
  5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
  6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
  7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
  8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
  9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
  10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

VI. Рефлексия.

- Какой вывод мы можем с вами сделать по теме нашего урока?

Ответы учащихся.

Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами увидели, что в образах праведников русские писатели XIX-XX в. воплотили христианскую концепцию человека. Человек устроен Богом так, что изначально (это ему дано Богом) способен постигать Божественную истину, различать добро и зло, пользу и вред, красоту и безобразие.

Чтение стихотворения С. Бранта (немецкий писатель-гуманист XV в. )

Клянется часто сын заблудший:
“Уж завтра-то я стану лучше!”
Но это “завтра” никогда
Не наступает, вот беда!
Как снег растаявший, как дым,
Заветный день неуловим.
И, только одряхлев, глупец
В то “завтра” вступит, наконец,
Расслаблен, немощен уже,
С тоской раскаянья в душе.
Спеши сегодня лучше стать
Не будешь завтра так страдать…”

Руководители групп выставляют оценки учащимся своей группы.

VII. Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся)

1. Творческая работа “Нужны ли сегодня праведники”.

2. Составить и защитить опорный конспект по теме урока.

Список литературы:

  1. Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. “Современный урок”. Изд. “Учитель”. 2005 г.
  2. Тарасов А. Б. “Праведники Чехова”. Православный педагогический журнал. 21. 04. 04.
  3. Шорохов. А. “Великорусский Гоголь”