Основополагающая концепция проектирования образовательного пространства для учащихся нашей школы (больные дети с различной патологией) состоит в том, чтобы обучение, воспитание, развитие ребенка обеспечило ему возможность успешной социализации. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед логопедами, которые работают с детьми, имеющими нарушения речи, является формирование у таких детей активной и самостоятельной мыслительной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависит динамика развития ребенка с патологией речи, возможность его успешной социальной адаптации.
Логопеды, как и другие специалисты, работающие с данной категорией детей, должны учитывать характерные особенности их высшей нервной деятельности и познавательных процессов. Учащиеся с нарушениями речи не достигают необходимого для обучения уровня восприятия, памяти, внимания. У них отмечается замедленность процессов переработки сенсорной и вербальной информации, снижение работоспособности. У детей с речевой патологией имеются недостатки в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления. Состояние их речи свидетельствует о том, что связное высказывание далеко от совершенства.
Часто у детей с речевой патологией нарушается формирование всех сторон речи: фонематический слух, лексика, грамматический строй, то есть речь страдает как целостная функциональная система. Об этом говорят исследования многих авторов (В.Г. Петрова, М.Ф. Гнездилова, Р.И. Лалаева и др.) Это проявляется в трудностях при овладении навыками письма и чтения, приемами вычисления и решения задач.
Эти трудности порождают у детей инертность, вялость, интеллектуальную пассивность, рассеянность, низкую познавательную активность, отрицательный эмоциональный настрой, что не может способствовать успешной социальной адаптации.
Поэтому логопедические (как и другие) занятия необходимо планировать и проводить так, чтобы максимально использовать предметное содержание для воспитания, формирования и развития у детей инициативы, активности и познавательной деятельности. Необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний и формирование умений шло не только на основе запоминания, но и на сознательном применении знаний; необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность, помещать ребенка в ситуацию успешности, что поможет ему самоутвердиться и самореализоваться.
Эффективным методическим приемом работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, является дидактическая игра.
Дидактическая игра – это действенное средство воспитания умственной активности детей; она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, дети в игре преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение.
Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других – только отдельные элементы: действие, правило и т.д.
По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры.
В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом.
В играх-упражнениях она выражена явно.
“Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к своеобразному речевому общению, отвлекают его внимание от речевых дефектов, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной деятельности. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомления, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедических занятиях, помогают чередовать виды речевой работы и повышают эффективность коррекционной работы” (“Игры в логопедической работе с детьми” под.ред. В.И. Селиверстова. М. Просвещение, 1974 г.)
Используя в работе с учащимися дидактические игры, логопед должен учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами, понимать и реализовывать потенциал дидактической игры как средства физического, умственного, нравственного и физического воспитания детей.
Задачей логопеда является также помощь ребенку в овладении нормами родного языка, в развитии у ребенка словесно-логического мышления и других высших психических процессов.
Коррекционная работа логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, начинается с формирования фонематического слуха и проводится по следующим этапам:
- предварительный этап;
- уточнение артикуляции звука;
- выделение звука на фоне слога;
- определение наличия звука в слове;
- выделение звука из предложения;
- определение звука в связной речи;
- дифференциация изолированных звуков;
- дифференциация звуков в слогах;
- дифференциация звуков в словах;
- дифференциация звуков в предложениях;
- дифференциация звуков в связной речи.
Дидактические игры по формированию фонематического слуха систематизированы в соответствии с данными этапами.
I этап
Предварительный этап
Предварительный этап
Игра 1. “Свет мой, зеркальце, скажи…”
Цель:
- Определение положения губ во время произношения звуков.
- Включение в совместную деятельность.
Оборудование: зеркала, карточки с рисунками губ.
Содержание игры: логопед просит произнести изученный звук и определить положение губ, глядя в зеркальце.
Вопросы:
- Какой орган участвует в произношении звука?
- В каком положении находятся губы (улыбаются или вытягиваются вперед?)
- Выбери и подними нужный рисунок губ.
Примечание: игра проводится с изученными гласными звуками [и], [а], [о], [у], [э], [ы].
Предварительный этап
Игра 2. “Посмотри и угадай”
Цель:
- Определение звука по немой артикуляции.
- Воспитание внимательности.
Оборудование: фантики, приз (конфета, печенье, яблоко и т.д.)
Содержание игры: логопед артикулирует звук (не произнося его вслух), а дети по положению губ угадывают звук. Угадавшему даются фантики, потом приз.
Примечание: игра проводится с изученными гласными звуками [и], [а], [о], [у], [э], [ы].
Предварительный этап
Игра 3. “Произнеси и расскажи”
Цель:
- Отработка смешиваемых звуков.
- Включение в совместную деятельность.
Оборудование: зеркала, рисунки губ
Содержание игры: логопед произносит по два смешиваемых звука, просит детей определить первый звук, потом второй. Дети показывают карточки с рисунками разных положений губ.
Потом дети, глядя в зеркало, произносят несколько раз по два смешиваемых звука [о] – [у], [и] – [у], [э] – [о].
II этап
Уточнение артикуляции звука
Уточнение артикуляции звука
Игра 1. “Звуковичок”
Цель:
- Закрепление умения характеризовать согласные звуки по звонкости – глухости, мягкости – твердости;
- Развитие самостоятельного логического мышления;
- Воспитание внимательности.
Оборудование: любая игрушка: животное, звуковичок (фигурка человечка с обнаженным торсом, нарисованная на бумаге и вырезанная по контурам), набор нарисованных бумажных рубашечек для звуковичка (синяя с колокольчиком и с подушечкой, синяя без колокольчика и без подушечки, синяя с колокольчиком, синяя с подушечкой).
Содержание игры: логопед произносит согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие. [б], [б'], [з], [з'], [г], [г'], [к], [к'], [д], [д'], [ч], [ч'], [с], [с'], [т], [т'], [п], [п'], [р], [р'], [м], [м'], [н], [н'], [х], [х'].
Дети подбирают и “надевают” на звуковичка рубашки:
- если согласный звонкий, мягкий – рубашка с колокольчиком и подушечкой;
- если согласный звонкий, твердый – рубашка с колокольчиком;
- если согласный глухой мягкий – рубашка с подушечкой;
- если согласный глухой твердый – рубашка без колокольчика, без подушки.
Примечание: логопед объясняет детям значение рисунков на рубашках (колокольчик – звук звонкий, подушечка – звук мягкий).
Уточнение артикуляции звука
Игра 2. “Узнай звук”
Цель:
- Закрепление правильной артикуляции звуков.
- Включение детей в совместную деятельность.
Оборудование: карточки с буквами-символами звуков (кроме букв ъ,ь,е,ё,ю,я)
Содержание игры:
- логопед показывает букву-символ, дети произносят звук;
- логопед произносит звук, дети показываю букву-символ.
III этап
Выделение звука на фоне слога
Выделение звука на фоне слога
Игра 1. “Составь слово”
Цель:
- Развитие слогового синтеза.
- Воспитание внимания.
Создание условий для самореализации.
Оборудование: небольшой мячик
Содержание игры: дети становятся в круг. В центре круга ведущий ребенок, выбранный по считалке. У него в руках мяч. Ведущий называет звук (гласный или согласный) и бросает мяч любому ребенку. Тот ловит мяч, придумывает другой звук, чтобы получился прямой или обратный слог: а – п, п – а и т.д. если задание сделано верно, то дети меняются местами, и ведущим становится тот, кто составил слог. Он становится в центре круга, произносит любой звук и снова бросает мяч.
Выделение звука на фоне слога
Игра 2. “Порадуем лису” (или другой персонаж: рыба, медведь, заяц, воробей и др.)
Цель:
- Развитие слухового представления.
- Развитие логического мышления.
- Создание ситуации для самовыражения.
Содержание игры: игрушка-персонаж или рисунок с изображением лисы (рыбы, медведя, зайца, воробья и др.) показывается детям. Лиса (или другой персонаж) очень любят песенки-слоги с ее любимым звуком [л'] ([р], [м], [з], [в] и др.) Давайте порадуем ее: придумаем и назовем слоги с этими звуками.
Выделение звука на фоне слога
Игра 3. “Спой с щукой”
Цель:
- Выделение из слога.
- Развитие внимания.
- Создание ситуации для самовыражения.
Оборудование: рисунок-персонаж Щука
Содержание игры:
Приплыла на занятие Щука. Все думают, что она не умеет петь, но мы-то с вами знаем, что она может и любит петь слоги с ее любимым звуком [щ]. Давайте споем вместе с ней.
Логопед проговаривает слоги: па, ща, на, ащ, ще, щу… щи, ра, щё.
Дети произносят только слоги со звуком [щ].
Выделение звука на фоне слога
Игра 4. “Повтори – не ошибись”
Цель:
- Развитие слухового внимания, памяти.
- Отработка артикуляции звуков.
Оборудование: персонаж Гном, фантики, призы.
Содержание игры: Гном Гоша хочет проверить, сможете ли вы повторить за ним слоги, не переставляя их местами. Кто повторит и не ошибется, получает фантик (потом приз). Логопед вместе с Гошей воспроизводят цепочки слогов
Га – го
Га – го – гу
Га – го – гу – гы
Ра – ро
Ра – ро – ру
Ра – ро – ру – ры и т.д.
Игра проводится с любым изучаемым звуком.
IV этап
Определение наличия звука в слове
Определение наличия звука в слове
Игра 1.
Цель: Определение позиции звука в слове.
Оборудование: предметные картинки.
Содержание игры: на доске выставляются картинки. Надо выбрать ту картинку, в названии которой есть заданный звук.
Назвать словами предметы, изображенные на картинках. Найти заданный звук в слове, определить его место.
Определение наличия звука в слове
Игра 2. “Спрятавшееся слово”
Цель:
- Обучение звуковому анализу.
- Воспитание внимания;
Оборудование: разрезная азбука (касса), доска.
Содержание игры: на доске составлены из букв слова
Крот - | краны - | грозы – |
Брак - | кролики - | шрамы – |
Логопед предлагает найти спрятавшиеся слова, которые начинаются на звук [р] (рот, рак, раны, ролики, рамы)
Вариант 2.
Из каждого слова убрать 1 звук (1 букву), чтобы получилось новое слово.
Столб – укол – полк – волк – лампа – тепло – клад.
Определение наличия звука в слове
Игра 3. “Цепочка слов”
Цель: Развитие звукового анализа и фонематического представления.
Оборудование: ладони логопеда, ладони ребенка.
Содержание игры: логопед называет слово, “помещает” его в свои ладони и “передает” его в ладони ребенку. Ребенок придумывает и называет слово, которое начинается с последнего звука полученного слова и “передает” его товарищу и т.д.
Определение наличия звука в слове
Игра 4. “Договори слово”
Цель:
- Развитие слогового синтеза.
- Создание ситуации успешности.
Оборудование: маленький мячик.
Содержание игры: дети становятся в круг. Логопед в центре круга, произносит начало слова, бросает мяч ребенку, тот должен закончить слово и бросить мяч обратно логопеду.
Примечание: игра проводится со словами, включающими все согласные звуки
Цве – ты | иг-ра | гри-бы | |
Са-ды | у-рок | сло-ва | |
До-ма | стра-на | мя-чи | и т.д. |
Определение наличия звука в слове
Игра 5. “Помоги Тому”
Цель: Развитие слухового внимания.
Оборудование: персонаж кролик Том (рисунок кролика или игрушка)
Содержание игры: кролик Том (логопед) называет слова и просит поднять руку, если дети услышат звук [т].
Топор, лопата, страна, мед, стол, игра, тетрадь, ручка, телевизор и т.д.
Определение наличия звука в слове
Игра 6. “Помоги собрать слово”
Цель: Развитие звуко-буквенного синтеза.
Оборудование: буквы, игрушки зверей (или картинки, изображающие зверей)
Содержание игры: логопед показывает буквы на наборном полотне.
- Дети, если вы поставите буквы в определенном порядке, то узнаете, кто придет к нам в гости.
Примечание: буквы подбираются так, чтобы из них можно было составить слова, называющие того зверька, изображение которого есть в игрушке или на рисунке.
Например: лиса, кролик, медведь, собачка, заяц, обезьяна и т.д.
Определение наличия звука в слове
Игра 7. “Преобразуй слова”
Цель: Развитие звукового анализа.
Оборудование: персонаж Сова
Содержание игры:
Вариант 1. Сова (логопед) просит детей заменить первый звук слова на ее любимый звук [с]
Мало – сало
Дам - сам
Вариант 2. Сова просит детей заменить последний звук слова на звук [с]
Бак – бас
Лев – лес
Вариант 3. Сова просит детей заменить звук в середине слова на звук [с]
Лапка – ласка
Парта – паста
Описание последующих этапов и список литературы дано в приложении №1.
V этап – выделение звука из предложения;
VI этап – определение звука в связной речи;
VII этап – дифференциация изолированных звуков;
VIII этап – дифференциация звуков в слогах;
IX этап – дифференциация звуков в словах;
X этап – дифференциация звуков в предложениях;
XI этап – дифференциация звуков в связной речи.