Примерные методы работы по развитию речевых умений и навыков в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Введение

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально-активной личности Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.

Русский язык является языком межнационального общения и сотрудничества всех народов России, средством приобщения к культурным достижениям всех народов России и к мировой культуре. Он фактически стал вторым родным языком. И тот, кто всерьез думает о воспитании детей, не может не придавать должного значения вопросам преподавания русского языка в якутской школе.

Изучение русского языка в якутской школе – это трудный процесс, он связан с перестройкой языкового сознания учащегося, с овладением весьма сложным речевым действием – формированием мысли на неродном языке.

“Мысль не выражается в слове, но совершается в слове”, - писал Л.С. Выготский.

Таким образом, слово является основой развития речевой деятельности.

Овладеть, словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная работа по методике обучения русскому язык, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.

Для успешного решения поставленной перед собой весьма ответственной задачи учителям необходимо иметь высокую лингвистическую грамотность и лингвометодическую культуру. Учитель должен иметь подлинный интерес к эффективному обучению русскому языку якутских детей, чтобы у них возникла настоящая потребность в познании русского языка, что явится залогом его хорошего усвоения.

Объектом исследования является процесс развития речевых умений и навыков в начальных классах якутской школы.

Предмет исследования – пути повышения эффективности развития речевых умений и навыков в начальных классах.

По данной теме выдвинула следующую гипотезу: если в процессе обучения русскому языку использовать примерные методы работы по развитию речевых умений и навыков, как неотъемлемую часть урока, то это позволит способствовать развитию устной и письменной речи учащихся национальных школ.

Цель данной работы – раскрыть примерные методы работы по развитию речевых умений и навыков в начальных классах и определить, насколько большое значение имеет методика преподавания русского языка национальной сельской школе.

Чтобы реализовать данную цель поставила следующие задачи:

1. Выявить лексический запас учащихся 1-4 классов

2. Теоретически обосновать поставленную проблему.

3. Разработать и предложить методику начального обучения русскому языку.

Теоретическая и практическая значимость работы:

Применение методики работы по развитию речевых умений и навыков в начальных классах будет способствовать развитию речи детей на уроках русского языка в национальной школе, а также может быть применена учителями начальных классов и студентами в период педагогической практики в школах.

I. Вопросы методики развития речи в трудах педагогов классиков.

Великий лингвист прошлого столетия, основоположник системы обучения детей русскому языку Ф.И. Буслаев указывал, что цель обучения должна состоять в усвоении ребенком языковой культуры народа через систему специальных речевых упражнений, что явится основой для развития врожденного дара слова и условием, пользуясь современной терминологией, речевого развития ребенка. Главной задачей школы он видел в том, “чтобы дети ясно понимали прочтенное и умели правильно выражаться словесно и письменно”. Он подчеркивал, что “все грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя”. В первоначальном обучении грамматика “должна быть только прибавлением к чтению, к письменным и словесным упражнениям…”. Он не придавал решающего значения грамматической теории, поскольку предметом изучения в школе являются языковые факты, на основании которых можно сделать вывод о значении слова, его структуре и таким образом, связать теорию с практикой.

Заслугой Ф.И.Буслаева является то, что он разработал “правила и методы преподавания”, которые заключались в ознакомлении учащихся с явлениями языка при помощи “изустного выражения непосредственных представлений”, доведении до сознания форм речи в единстве с содержанием путем анализа, соединение анализа с синтезом, внешнего с внутренним.

Сегодня многие идеи педагогического наследия педагога – К.Д.Ушинского не только остаются современными, но и продолжают быть действенными, хотя высказаны они были много лет назад.

В своих работах, посвященных методике преподавания русского языка, Ушинский четко излагает основные методические положения обучения отечественному языку в начальных классах, указывает, что учение детей русскому языку имеет три цели: развитие дара слова, сознательное усвоение сокровищ русского языка, осознание логики языка.

Первая цель – развитие дара слова, т.е. речевой способности в широком смысле – умение слушать, изъясняться изустно, читать и писать, обостренное чувство к слову, к его звуковой форме, его устройству, значению и смыслу, - осуществляется в процессе упражнений. Такие упражнения должны быть, по возможности, самостоятельным. Если дитя с помощью учителя поймет мысль, выраженную писателем, и усвоит форму, в которой эта мысль выразилась, то это еще не значит, что оно упражняет свой дар слова: оно обогащает только свой ум, но собственная его способность дара слова может остаться совершенно не развитой. В связи с этим пересказы прочитанного Ушинский считал весьма слабым упражнением для развития дара слова. Главными упражнениями в развитии речи ребенка должны быть сочинения, устные и письменные, но должны быть “самостоятельными усилиями учащихся выразить устно и письменно свою самостоятельную мысль, а не сшивку чужих фраз”.

Вот как реализуется это положение технологически: “Сначала, если дети очень слабы, он можно задавать такие вопросы, на которые ученик может отвечать, повторяя вопрос в ответе… и прибавив к ним одно или два слова. Эта самая простая форма письменных упражнений весьма полезна; уже самый перевод вопросной формы в ответную и запись написанного учителем полезны для таких маленьких сочинений. Потом письменные вопросы следует усложнять точно так, как и устные. Необходимо вопросы располагать так, чтобы из ответов вышло стройное описание предметов коротенькими предложениями”.

Каждое слово фразы текста должно иметь определенную смысловую нагрузку. Ушинский предостерегал от использования в речи излишних, ничего не выражающих украшательств, используемых учениками в тех случаях, когда речь развивается впереди мышления, и дети употребляют при этом фразы, не понимая их значения. “Та речь, действительно, хороша, которая выражает как раз то, что должна выразить: ни более, ни менее”. Всякие украшения речи, не имеющие отношения к ее содержанию, только портят ее, а известно, как часто школа развивает страсть к этим так называемым цветам красноречия…, которые часто мешают не только другим, но даже и самому говорящему вникнуть в истинный смысл его же собственной речи.

Вторая цель в преподавании русского языка состоит в усвоении форм языка, выработанных как народом, так и литературой.

Ушинский указывал, что создать хороший школьный учебник – дело крайне сложное, дело кропотливой опытной работы, тем не менее, в школе должны беспрестанно появляться новые и лучшие учебники, чтобы трудность их выбора определялась не недостатком, а изобилием последних. Однако “слишком частая и бесполезная смена учебников, конечно, вредна, но гораздо вреднее отсутствие конкуренции между учебниками”. При выборе учебника важна правильная его оценка, а она возможна лишь при сопоставлении данного с аналогичными творениями, ранее и параллельно созданными.

По мнению Ушинского, детская книга должна давать ученикам конкретные, яркие, подробные описания предметов: “Верные образы, а не отвлеченные понятия и сухие нравоучения должны запечатлеваться в детской душе: это семена, из которых сама молодая почва выгонит растения”.

Третья цель состоит в изучении логики языка, т.е. в изучении законов грамматики. Конечной же целью грамматики и правописания является умение “быстро выражать на письме свою изустную и мысленную речь так, чтобы она совершенно была понятно каждому образованному человеку, следовательно, сообразно с общепринятыми для письменной речи правилами”

“Так как грамматика – есть результат наблюдений человека над собственным языком, а не язык – результат грамматики. То самый рациональный прием изучение грамматики будет такой, при котором стараются обратить внимание детей на то, как он говорит, и только руководят его наблюдением над теми грамматическими законами, которым он бессознательно подчиняется в своей речи, усвоенной подражанием, но созданной самосознанием” Итак, усваивать грамматику ученику следует с помощью наблюдений над языком. Так как предмет грамматики необычайно сложный и отвлеченный, наблюдения эти осуществляются под руководством учителя, который с помощью вопросов обращает внимание ребенка на те или иные явления, закономерности языка.

Письменные упражнения решают две главные задачи: формируют грамотное орфографическое и каллиграфическое письмо; толковость изложения на письме своих и чужих мыслей. Первая задача может быть решена без второй при переписывании из книги, при письме по памяти или под диктовку. Вторая задача не должна решаться отдельно от первой: изложение на письме своих или чужих мыслей должно быть обязательно грамотным и, по возможности, красивым.

Не все в языке поддается правилам, только с помощью правил усвоить грамматику и правописание крайне трудно. Поэтому в процессе самых различных упражнений, прозорливо отмечал Ушинский, учитель должен стремиться развивать у детей языковое чутье. “Сколько бы мы ни вносили сознательности в нашу речь, многое зависит от верности и развития нашего словесного инстинкта. Этот инстинкт не только должно приводить в сознание грамматикой, но и усиливать его беспрестанным упражнением”.

Коснулась лишь некоторых методических воззрений основоположника русской педагогической науки. Многие мысли, высказанные им еще в 60-х годах прошлого века, не потеряли своей ценности и сейчас. Поэтому чтение и перечитывание К.Д.Ушинского актуально и полезно для современной педагогической теории и практики.

I. О некоторых проблемах методики начального обучения русскому языку.

Изучение практического опыта учителей и состояние преподавания русского языка в якутской школе побуждает нас к попытке несколько иначе, чем в традиционной методике. Надо подойти к освещению отдельных вопросов содержания обучения и основных принципов, методики, и в связи с этим внести некоторые предложения в примерных методах работы по развитию речевых умений и навыков в начальных классах.

При рассмотрении вопросов методики и практики начального обучения русскому языку в национальной школе я исхожу из следующих теоретических положений:

1. В методике обучения необходимо различать язык и речь. “Язык и речь не одно и то же. Язык – исторически развивающееся общественное явление. Творцом и носителем языка является народ. Речь же – явление индивидуально-психологическое. Развитие речи имеет возрастные особенности. Творцом и носителем речи является отдельный человек. Язык существует и развивается независимо от жизни отдельного человека и его речи, речь же человека формируется и развивается под влиянием и в зависимости от его языкового окружения”

Речь есть практическое владение языком, применение языка человеком в целях общения с другими людьми. Иначе говоря, речь – это язык в действии, общение людей с помощью языка, практическое использование языковых средств для приема и передачи информации, для выражения своих и понимания чужих мыслей.

Но язык и речь неотделимы друг от друга: речь как деятельность людей возможна только на каком-либо языке, любой язык как средство общения приходит в действие только в речи людей и только благодаря их речевой деятельности.

2. Практическое владение каким-либо языком есть умение пользоваться этим языком в речи, т.е. в речевом общении с людьми. Отсюда следует, что овладение вторым языком как средством общения возможно только через усвоение речи на этом языке, на основе речевой практики. Основной целью обучения является практическое овладение устной и письменной русской речью, а основным средством обучения – на русском языке.

3. Речевая деятельность человека неразрывно связано с его мыслительной деятельностью. Владеть языком – значит мыслить и говорить на нем. Мысли могут возникать, существовать и передаваться в речи только в языковом оформлении. Речевое общение людей представляет собой процесс обмена мыслями, передачу и прием мыслей с помощью языка, акт формирования и выражения мыслей средствами языка.

Научить детей русской речи – это значит научить их выражать свои мысли и чувства на русском языке, обмениваться мыслями, впечатлениями, воздействовать друг на друга, пользуясь для этого средствами русского языка.

4. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи - слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

5. Когда говорят о практическом овладении языком, то имеют в виду на овладение языком в целом, а лишь определенным объемом языкового материала. В процессе обучения языковой материал усваивается постепенно, небольшими дозами или порциями, которые должны быть представлены в виде учебно-речевых единиц.

6. Закономерности практического владения языком накрывает психология, закономерности языка – лингвистика. Поэтому методика обучения второму языку должно развиваться на базе смежных наук – психологии и языкознания.

7. В свете вышесказанного общие задачи примерных методов работы по развитию речевых умений и навыков в начальных классах якутской школе сводятся к следующему:

- правильно сформулировать задачи и определить содержание обучения русской речи, с учетом возможностей и местных условий;

- научно обосновать отбор, распределение и рациональную подачу языкового материала по годам обучения;

- разработать эффективную систему тренировочных и речевых упражнений;

- четко сформулировать основные принципы методики обучения языку;

2.1. Язык как объект методики обучения

Язык вообще – весьма сложное общественное явление, и для познания его сущности, закономерностей и структуры различные науки; философия, языкознание, психология, логика, семиотика – и могут иметь подход, изучать его с разных сторон и на разных уровнях абстракции. Но для методики обучения второму языку более плодотворным является подход к изучаемому языку, как к единству трех различных систем - фонетической, лексической и грамматической.

При обучении второму языку, прежде всего, необходимо обеспечить усвоение его звукового состава и основ произношения, обратить особое внимание на овладение, грамматическим строем языка, постепенно расширяя при этом словарный запас учащихся.

2.2. Об усвоении фонетики, лексики и грамматики русского языка в якутской школе.

Формирование речи возможно лишь при условии одновременного усвоения всех аспектов языка как единой, целостной системы. Несоблюдение этого условия, нарушение единого, комплексного подхода к изучению языка является одной из причин малой эффективности обучения русскому языку в якутской школе. Для того чтобы указать конкретные недостатки и наметить их пути устранения, необходимо вкратце охарактеризовать состояние обучения отдельным аспектам русского языка в начальных классах якутской школы.

1. Усвоение навыков произношения. Словарный состав языка и его грамматический строй могут существовать только на основе звуковой системой языка – звуковой речи, ударения в словах и интонации в предложениях. Обучению языку начинается с навыков произношения, с выработки умения различать на слух и правильно произносить звуки и языка. В произносительные навыки входит также усвоение правильного ударения, интонации, фразы, ритма и нормального темпа устной речи.

Основы русского произношения должны быть усвоены за первые два года обучения. Дети самой природы приспособлены к усвоению звуковой системы языка в раннем возрасте. Многие якутские дети еще в дошкольном возрасте становятся двуязычными; играя с русскими детьми, естественным путем усваивают русский язык, и при этом, произношение у них бывает несравненно лучше. За четыре года обучения в школе многие дети не усваивают основ русского произношения, не могут научиться правильно произносить несколько трудных звуков – х, в, ф, з, ж, ш, щ, ц. хотя и за это время они усваивают не менее 2-2,5 тысячи русских слов.

Правильное произношение усваивается детьми, главным образом, путем подражания речи учителя. Поэтому необходимо, чтобы учитель сам обладал безупречно чистым произношением и постоянно тренировал свой слух, чтобы быть в состоянии улавливать ошибки в произношении учащихся.

Обучение произношению требует длительных упражнений, интенсивной тренировки органов речи и развития фонематического слуха. Только постоянно упражняя учащихся, можно добиться у них соответствующей перестройки артикуляционного аппарата и устойчивых, автоматизированных произносительных навыков.

2. Накопление словарного запаса. Усвоение лексики языка происходит постепенно и растягивается на весь период обучения.

2.3. О словарном и речевом подходе к усвоению языка.

В основе всех этих недостатков начального обучения русскому языку, по моему мнению, лежат два глубоко ошибочных подхода к вопросу о специфике и путях усвоения второго языка:

1. Неправильный подход к вопросу о комплексном усвоении лексики и грамматики, к вопросу об отборе, организации и подачи языкового материала.

2. Недооценка решающей роли речевых умений и навыков как необходимой основы активного владения языковым материалом.

Язык практически осваивается тогда, когда все его аспекты: лексика, грамматика интонационно-звуковая сторона – выступают неразрывном единстве и усваиваются одновременно, комплексно. В практике школьного обучения эта естественная закономерность усвоения языкового материала искусственно нарушается: накопления лексики идет в отрыве от развития речи, в отрыве от законов грамматики языка.

Главной целью должно быть не накопление словарного запаса, а развитие речевых умений и навыков. Поэтому в работе над усвоением языкового материала надо идти не от слов к предложению, а от усвоения готовых речевых образцов к умению строить предложения по аналогии с этими образцами, а за тем уже к самостоятельному конструированию предложений.

Объяснение новых слов и усвоение их значения происходит в процессе работы над фразой. При этом основной единицей обучение речи является уже не отдельное слово, а целое предложение или речевые образцы, языковой материал усваивается в процессе обучения активной речи. В этом и состоит сущность речевого подхода к усвоению языкового материала.

Речевой образец - это наиболее типичная фраза (предложение), которая служит образцом для построения по аналогии целого ряда других фраз, эта единица живой речи и в то же время языковая модель определенной грамматической структуры.

Усвоить речевые образцы - это значит усвоить языковой материал в его действии, в конкретном акте коммуникации, накопить запас речевых единиц, овладеть одновременно грамматикой, лексикой и интонационно-звуковой стороной речи, это значит одновременно приобрести речевые умения и навыки.

С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Поэтому система упражнений включает в себя артикуляционную гимнастику: обработку гласных и согласных звуков, упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными словами, содержащими тренируемый звук – чтение коротких текстов, насыщенных изучаемым звуком, чтение скороговорок для выработки навыков сохранения четкости произношения при любом темпе речи.

Итак, основными приемами обучения русскому произношению на первоначальном этапе обучения являются: имитация, показ, объяснение артикуляции, звуковой анализ, демонстрация фонетических таблиц, применение занимательных игр и .т.д.

Заключение.

Таким образом, основной целью обучения русскому языку в национальной школе является практическое овладение языком. Овладеть новым языком можно только одним путем – на основе речевой практики.

Итак, систематическая работа над совершенствованием русского языка повышает культуру речи учащихся, улучшает их орфографическую грамотность, воспитывает интерес к предмету. За последние 5 лет при 100% успеваемости качество по русскому языку в нашем классе повысилось с 54,6 по 66,8 по русскому чтению с 63,2 по 83,1. Работая по такой методике достигла успехов и по беглости чтения. Так, с каждым месяцем повышается процент качества беглости чтения.

Рост этот проходил медленно, но зато без скачков и падений. А для совершенствования и дальнейшего развития преподавания русского языка в якутской школе необходимы для учителей такие пособия, как “методика обучения русскому языку в начальной якутской школе”, сборники диктантов и изложений, сборники упражнений, учебники хрестоматии для внеклассного чтения, соответствующие требованиям современной методики.