Цели:
- Расширение кругозора учащихся об исследователях, географическом положении, природе, особо охраняемых территориях, древних культурах и истории Удмуртии;
- Развитие всесторонней личности ребят, повышение их интеллектуального и духовного уровня развития;
- Воспитание патриотических чувств, любви и бережного отношения к природе.
Оформление:
- карты: “Удмуртии”, “Политико-административная карта России”;
- плакат с девизом: “ Мира не узнаешь, не зная края своего”;
- фотографии с картинами природой и археологическими памятниками Удмуртии ;
- цифры на магнитах для подсчета баллов (для каждой команды свой цвет);
- удмуртская музыка;
- музыка программы “ Счастливый случай”;
- магнитофон;
- названия геймов (на полосках бумаги);
- мешочек с кубиками.
Выступление классов:
- 6 класс – удмуртский танец
- 7 класс – удмуртская сказка
- 8 класс – Удмуртский обряд
- 9 класс – удмуртские стихотворения, частушки.
- 11 класс – удмуртская песня
ВСТУПЛЕНИЕ
На фоне удмуртской музыки звучат слова:
Учитель: Велика и необъятна Россия, огромен Урал, его восточная часть, где расположена Республика Удмуртия (обратить внимание на “Политико-административную карту России”).
Ученик: Удмуртия - это удивительная по красоте и разнообразию природа: бескрайние леса дарят непередаваемое ощущение широты и бесконечности мира. Это неповторимая красота полей, рек и речушек, спешащих к Волге, молчаливых, таинственных берегов. Все это наша маленькая родина, где мы родились и живем. Это - наш родной и дивный край.
Ученица: читает стихотворение “ Край любимый”
Удмуртия, мой край любимый,
Ты мне священный и родной,
И взор красы неповторимой
Хранится лишь в тебе одной.И необъятные просторы
Твоих полей, лесов и рек,
И эти сказочные дали
Манят людей не первый век.И широта полей бескрайних,
Где сотни птичьих голосов,
И перезвон росы хрустальной,
Зимы заснеженный покров,И луг зеленый жарким летом,
И наша красная заря…
А если взять все вместе это,
То это все - Удмуртия моя”!
Учитель: Любить свой край – это знать его историю и культуру. Эти знания мы сегодня и проверим. Наше жюри: …
Но сначала выступление 6 класса.
Звучит удмуртская песня.
Учитель: На сцену приглашаются две команды, в первую команду входят :…, во вторую команду входят :… Каждая команда придумывает девиз и название на удмуртскую тематику.
Начинаем игру “Счастливый случай”.
I гейм. “Дальше, дальше!”
Команды приглашаются по очереди. Вопросы для обеих команд одинаковы.
Условие: за одну минуту команды должны дать как можно больше ответов. Если не знают ответов – говорят “Дальше”.
Вопросы I гейма “Дальше, дальше”:
- Когда завершено добровольное присоединение удмуртского народа к Русскому государству? (1558 г.)
- Площадь Удмуртии? (42061 кв. км)
- Расстояние от Ижевска до Москвы ? (4218 км)
- Сколько административных районов в Удмуртии? (25)
- Самый северный район Удмуртии? (Ярский район)
- Районный центр Можгинского района? (Можга)
- Сколько городов? (6)
- Столица Удмуртии? (Ижевск)
- Самый молодой город? (Камбарка)
- Какую дорогу в прошлом называли “дорогой слез и горя”(Сибирский тракт)
- В какой природной зоне расположена наша республика ? (лесная зона)
- Какой рельеф преобладает в Удмуртии? (равнинный)
- Тип климата? (континентальный)
- Ветры, преобладающие в Удмуртии? (Западные)
- Главная река республики? (Кама)
- Знаменитый санаторий Удмуртии? (Варзи-Ятчи)
- Птица на гербе Удмуртии? (Лебедь)
- Знаменитый композитор Удмуртии? (Чайковский)
Учитель: Образование древне удмуртской народности относят к V – XII векам. Сначала удмурты занимают часть территории Нижнего Прикамья и низовья Вятки. В X – XIV веках граница расселения достигла на севере истоков Вятки и Камы, на востоке – Чепцы и бассейна Сивы, на западе она шла по левой стороне Вятки, а на юге – по правой стороне Камы, складывался единый удмуртский язык.
А сейчас на сцену приглашается 7 класс.
Прошу выйти на сцену участников команд. Вспомним всех тех, кто прославил нашу Удмуртию по всей России
II гейм “Заморочки из мешочка” об известных людях Удмуртии.
Условия: В мешочек кладётся 10 кубиков, 9 из них пронумерованы: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10 (под этими номерами – задания). На двух из кубиков стоит буква “С”. Они считаются счастливыми, т.к. задания нет, а балл присуждается. Это так называемый “счастливый случай”. Участникам, доставшимся такие кубики, вручается приз.
Помощник подносит мешочек участникам команд. По одному, представители из каждой команды, вынимают кубик из мешочка и называют номер. Ведущий зачитывает задание, которое необходимо выполнить.
Если одна из команд не может выполнить задание, вторая имеет право ответить. Если не отвечают обе команды, то отвечают болельщики. Чьи болельщики ответили, той команде и присуждается победный балл.
На обсуждение вопроса отводится одна минута.
Задания к II гейму “Заморочки из мешочка”
- Первая удмуртская поэтесса. В годы Великой Отечественной войны была хирургом в прифронтовых госпиталях. (Ашальчи Оки, 1898 – 1973 гг.)
- Назовите спортсменку Удмуртии, которая первой в республике получила звание мастера спорта СССР. (Галина Медведева.)
- К кому из спортсменок Удмуртии относятся слова “Королева лыжни”, “Лучшая лыжница планеты”. (Галина Кулакова)
- Кто автор романа “У реки Лудзинки”, посвященный колхозной деревне (Трофим Архипович Архипов)
- Назовите одного из тех, кто стоял у истоков удмуртской культуры и литературы и который одновременно был поэтом и просветителем, режиссером и актером, переводчиком и критиком. (Кузебай Герд)
- Назовите имя писателя-демократа, который бесстрашно выступил в защиту безвинно осужденных крестьян Старого Мултана, бесконечно дорого удмуртскому народу .(В.Г. Короленко)
- Президент Удмуртской Республики (А.А.Волков.)
Звучит музыка.
Выступление 8 класса.
III гейм “Темная лошадка”.
Условие: Дается информация о человеке, который будет вести этот гейм, но не называется ни фамилия, ни имя, ни отчество.
Участники должны отгадать.
Приглашенный человек готовит для участников 2 вопроса, на которые должны ответить команды.
Учитывается быстрота, правильность ответа. Оценивается ответ по одному баллу. Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает.
Это она нас так учила:
Вот - Австралия, вот - Чили.
Здесь без шума и от скуки
Аборигены съели Кука.
Скучен мир без путешествий,
Приключений, происшествий,
И турист идет недаром
В Альпы и Килиманджаро!
Кто же это?
“Темная лошадка” – Маргарита Ивановна. Вопросы к III гейму “Темная лошадка”
1. В нашем городе побывало много известных лиц .Их память увековечена в названиях улиц. Какие это улицы?
(Это улицы имени: ул. Наговицына, Фалалеева, Гоголя, Лермонтова, Пушкина, Чайковского, Горбунова, Короленко, Крылова, Байбородова, Калинина, Чапаева)
2. Дата образования Удмуртской автомной области? (4 ноября 1920 г.)
Ведущий благодарит гостя и вручает ему приз.
Звучит музыка. Выступление 9 класса.
Учитель: С каждым годом на Земле остается все меньше и меньше не тронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик степей, лесов, гор. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми ее обитателями, государство объявляет их заповедными.
Природа Удмуртии отличается повышенной уязвимостью. Поэтому на ее территории созданы особо охраняемые природные территории. О них и пойдет речь в 4 гейме.
VI гейм “Ты – мне, я – тебе”.
Условия: участники команд задают вопросы друг другу поочередно.
Вопросы готовились заранее. Кому адресовать вопрос выбирает сам участник. За каждый правильный ответ - 1 балл. Если соперник не знает ответа, то помогают болельщики. Каждый участник задает по одному вопросу. Кто ответил, тот и задает вопрос. Отвечающему можно рассуждать вслух.
Звучит музыка .
Слово жюри: “ общий счет”
Учитель: “Пока жюри подводит итоги, приглашается на сцену 11 класс
Слово жюри: Называется команда победительница, ей вручаются памятные подарки.
Родины себе не выбираем, Имени себе мы не даем. Землю, где родились и живем, С детства называем отчим краем… (Ф. Васильев)