Цели урока:
Познакомить детей с различными способами умножения суммы двух слагаемых на число.
Продолжить работу по совершенствованию навыков устных и письменных вычислений, умения решать задачи.
Закреплять знание табличных случаев умножения и деления.
Развивать математические способности, логическое мышление, внимание, интерес к предмету, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Воспитывать активность, ответственность, самостоятельность.
Оборудование: буквы, составляющие слово успех , карточки с выражениями, наборы со счетным материалом, тест (на каждого ученика) , сигналы обратной связи.
I. Организационный момент.
Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправляемся в путешествие в сказочное “Математическое королевство”. Правит этим королевством Королева математики, которая приготовила задания и ждет нас на следующих станциях (назвать план путешествия см. приложение) , но чтобы не опоздать на поезд проведем разминку.
II. Разминка.
1. В каком числе столько же букв, сколько цифр в его названии? (100)
2. Как правильно сказать 7+5 равно одиннадцать или адиннадцать? (12)
3. У стола 4 угла, один отпилили. Сколько углов осталось? (5)
4. Росло 4 груши. На каждой по 3 большие ветки, на каждой большой ветке - по три маленькие, на каждой маленькой ветке - по 3 яблока. Сколько всего яблок? (на груше яблоки не растут) .
5. Сколькь будет пять плюс пять деленное на пять? (5+5) : 5 = 2, 5+5: 5 = 6
III. Давайте, прочитаем пожелание, с которым мы отправимся в путешествие.
8 | * |
3 | 5 | 6 | 7 | 9 |
IV. Первая станция “Вычислительная”.
Но любая в математике работа
Не обходится без устного счета.
1. Соедини линией карточки, на которых записано выражение и его значение.
2. Счет “цепочкой”.
56 :7 *3 :4 +36 :7 *5 +64 = 94
3. Задача.
Высота березы 8 метров, а высота рябины в 2 раза меньше. Объясни, что узнаешь, выполнив вычисления:
8:2 8:2+8
- Ребята, что вы знаете про рябину, березу? (Дети отвечают, учитель дополняет ответы детей) .
(Рябина – символ счастья и мира в семье, поэтому с давних времен люди старались окружить себя посадками рябины. )
(Березу в стародавние времена называли деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Это - символ России) .
4. Геометрическая задача.
- Найдите площадь заштрихованной части прямоугольника?
5. Прочитать выражения и найти их значения, опираясь на правила порядка действий.
(7+3) *4
(5+2) *3
V. Следующая станция “Проблемная”.
- Перед нами стоит проблема: научиться находить значения таких выражений другим способом.
1. Практическая работа.
(5+2) * 3
- Что мы умножили на 3? (Сумму чисел 5 и 2)
- Что, значит, умножить на 2? (Взять эту сумму два раза) .
- Возьмите квадратики красного и желтого цвета и выложите сумму.
- Сколько раз надо взять эту сумму? (3 раза)
- Сколько раз надо положить квадратики на столе? (3 раза) .
- Положите квадратики.
- Как можно вычислить? (Сначала узнаем, сколько фигур в одной строке, затем – сколько в трех строках) .
- Запишем: (5+2) *3 = 7 *3 = 21
- Как еще можно вычислить? (сначала сосчитать, сколько красных квадратиков и сколько желтых, а потом сложить) .
-Запишем: (5+2) *3 = 5*3+2*3 = 15+6 = 21
- Прочитайте нашу запись на математическом языке?
- Как называются числа 5 и 2? (Слагаемые) .
- Как умножили сумму двух слагаемых на число? (Сначала первое слагаемое умножили на 3 и второе слагаемое умножили на 3, потом результаты сложили) .
- Сравните, чем похожи выражения? (Числами, результатами)
- Чем отличаются? (Находили по – разному)
- Как же мы умножали сумму на число? (Дети еще раз повторяют) .
2. Предлагаю проверить себя.
- Откройте учебник на стр. 6, прочитайте название темы и объяснение.
- Что вы можете сказать о наших выводах? (Мы рассуждали верно) .
- Запишите наши выводы в тетрадь.
(5+2) *3=7*3=21
(5+2) *3=5*3+2*3=15+6=21
VI. Станция “Оздоровительная” (Физкультминутка. )
Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте, ноги,
Легче выдох, глубже вдох.
Путь неблизок, недалек.
Впереди течет ручей,
Перепрыгнем поскорей.
VII. Чтобы попасть на следующую станцию, нужно разгадать ребус.
1 – е предлог,
2 – е летний дом,
а целое порой
решается с трудом. (За – дача) .
- Мы на станции “Задачная”.
1. Решение задачи № 1(1) , стр. 6. Работа в парах.
- Рассмотрите рисунки.
- Как предлагают авторы учебника ответить на вопрос задачи на первом рисунке, на втором?
- Проверка. (Дети объясняют и с комментированием записывают решение задачи в тетрадь) .
1 способ | 2 способ |
1) 2+1=3 (руб. ) – стоит чашка и блюдце | 1) 2*2=4 (руб. ) - чашки |
2) 3*2=6 (руб. ) | 2) 1*2=2 (руб. ) - блюдца |
3) 4+2=6 (руб. ) |
2. Задача №1(2) , стр. 6.
Уровень 1 (слабые учащиеся)
Карточка.
1) Сначала узнайте, сколько яблок получил один внук.
2) Потом узнайте, сколько яблок получили 3 внука.
Уровень 2.
Карточка.
1) … + …= | 1) … * …= |
2) …* …= | 2) … * …= |
3) … + …= |
Уровень 3 (сильные учащиеся) .
Решите задачу двумя способами.
VIII. Следующая станция “Проверочная”. Закрепление пройденного материала. Тест.
1 вариант.
1. Укажи значение произведения чисел 9 и 8.
а) 72
б) 82
в) 73
2. Укажи значение частного чисел 24 и 3.
а) 7
б) 6
в) 8
3. Произведение, каких чисел равно 30.
а) 8 и 4
б) 6 и 5
в) 9 и 3
4. Частное, каких чисел равно 7.
а) 45 и 9
б) 36 и 6
в) 42 и 6
5. Во сколько раз 56 больше 7?
а) 9
б) 5
в) 8
2 вариант.
1. Укажи значение произведения чисел 7 и 8.
а) 54
б) 64
в) 56
2. Укажи значение частного чисел 48 и 6
а) 5
б) 7
в) 8
3. Произведение, каких чисел равно 32.
а) 7 и 4
б) 8 и 3
в) 8 и 4
4. Частное, каких чисел равно 9.
а) 6 и 3
б) 45 и 9
в) 81 и 9
5. Во сколько раз 8 меньше 72.
а) 9
б) 4
в) 7
3 вариант.
1. Укажи значение произведения чисел 6 и 4.
а) 24
б) 35
в) 36
2. Укажи значение частного чисел 28 и 4.
а) 8
б) 9
в) 7
3. Произведение, каких чисел равно 27.
а) 9 и 3
б) 6 и 3
в) 5 и 4
4. Частное, каких чисел равно 5.
а) 36 и 6
б) 40 и 8
в) 5 и 5
5. Во сколько раз 36 больше 4?
а) 7
б) 9
в) 8
IX. Итог урока.
- С какой проблемой на уроке вы успешно справились?
- Теперь тот, кто хорошо понял вычислительный прием, поднимают сигнал . Тот, у которого есть сомнения, поднимают сигнал
- Над этим вычислительным приемом мы будем работать и дальше. Если у кого и остались сомнения, мы их разрешим на следующем уроке.
X. Домашнее задание.
Учебник стр. 6 № 3, ребусы на полях.
Приложение №1.
Карта путешествий