Цель: Организация взаимосвязи и осуществление преемственности в обучении и воспитании учащихся младшего и среднего звена.
Задачи:
1. Сформировать представление об Арктике; учить находить и показывать ее на карте.
2. Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе) значением природы данной зоны для человека, ее использованием, применить математические знания, умения, навыки.
3. Учить определять существенные признаки природных зон, сравнивать их, производить вычислительные навыки, находить нужную информацию в учебнике.
4. Развивать познавательную активность, умение анализировать, наблюдать, делать выводы, высказывать своё мнение.
5. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: диалогический и частично – поисковый.
Приемы: эвристическая беседа, рассказ, работа с учебником, работа в паре.
Оборудование: карточки с указанием групп “Ботаники”, “Зоологи”, “Географы”, географические атласы, карта “Природные зоны России”, видеофильм об Арктике, мультимедийный аппарат, телевизор, информационная справка, энциклопедии, цветные мелки, слайды с фотографиями птиц и животных заповедника на острове Врангеля, карточки с тестами, карточки с примерами, конвертики с примерами на карточках.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель Шамионова Ф.Ф.
– Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке.
Проверили? Садитесь!
Учитель Орел Т.А – Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, которым мы очень рады, наш урок естествознания будут вести два учителя – я и учительница математики – Флюра Фаритовна, значит, нам необходимы будут знания по этим двум предметам. Начинаем наш урок с проверки домашнего задания.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель Орел Т.А. – У вас на столе лежат задания с тестами.
Тест:
1. Правильно ли распложены природные зоны? Расставь правильно цифры:
1) Зона Арктических пустынь; (1)
2) Зона лесов; (3)
3) Зона тундры; (2)
4) Зона пустынь; (5)
5) Зона степей. (4)
2. Река, впадающая в Каспийское море – это
а) Волга;
б) Кама;
в) Дон.
3. Самое большое по площади озеро России – это
а) Онежское;
б) Каспийское;
в) Байкал.
4. Самая длинная река России – это
а) Лена,
б) Обь,
в) Енисей.
(Работа с тестом)
3. Изучение новой темы.
Учитель Орел Т.А. – Итак, пришло время, перейти к изучению новой темы. Готовы?
Учитель Шамионова Ф.Ф. – Предлагаю вам решить выражения и найти их значения. Каждому ответу соответствует буква, которую нужно вписать в таблицу под ответом. Считаем и называем. (Учитель показывает выражения, записанные на плакате и по цепочке их меняет, по мере решения и записи учащимися в таблице букв)
(17 + 28) : 9 = К 60 – 32 : 4 = Р
(80 - 50) : 15 = А
20 • 8 : 40 = К
600 : 10 • 3 = А 75 : 3 • 2 = И
49 : 7 + 6 • 5 = Т
180 | 52 | 4 | 37 | 50 | 5 | 2 |
А | Р | К | Т | И | К | А |
Учитель Орел Т.А. – Да, сегодня мы поговорим о зоне Арктических пустынь. Слово Арктика в переводе с греческого языка “арктикос” обозначает - северный. Арктика - это все огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. На островах Арктики расположена ледяная зона. Откройте атласы и найдите на физической карте России - зону Арктических пустынь. Как вы думаете, какие острова находятся в зоне Арктики? (Комментирование учителем после ответов учащихся) Кто покажет Арктику по карте “Природные зоны России”? (Ответ и показ ученика)
Что вы представляете, услышав слово, Арктика? Так ли это все на самом деле, о чем вы говорили, давайте посмотрим.
(Просмотр видеофильма об Арктике) – 1,5 мин.
Учитель Шамионова Ф.Ф. – А какую площадь занимает зона Арктики? Перед вами таблица с числами. Необходимо выполнить следующие действия:
58 млн. | 42 млн. | 39 млн. |
42 млн. | 58 млн. | 39 млн. |
1. Запишите из 1-й строки наименьшее число;
2. Рядом запишите из 2-й строки наибольшее число.
Найдите сумму этих чисел и разделите на 3. Ваш ответ? Итак, площадь Арктики около 27 млн. кв.км.
ФИЗМИНУТКА
За 1 мин. - присесть - 10 раз,
Подпрыгнуть - на 4 раза меньше
Моргнуть столько же, сколько приседали.
Делаем правильно.
Учитель Орел Т.А. – Чтобы подробнее изучить зону арктических пустынь мы будем работать в группах.
1-я группа – Ботаники (Кто такие, вспомните) Ваша задача узнать, какие растения встречаются в этой зоне.
2-я группа – Зоологи (Кто такие, вспомните) Вы выясните, какие животные населяют арктическую пустыню.
3-я группа - Географы (Кто такие, как думаете?) Специалисты, изучающие поверхность Земли с ее природными условиями. А вы расскажете нам о суровых условиях в этой зоне.
- Для каждой группы подготовлены карточки “помогайки”, каждая группа еще работает в паре. Прочитайте текст на стр. 43, 46, найдите и вставьте пропущенные слова в карточку “помогайку”, чтобы получился рассказ.
Географам: Арктика – это огромное пространство _________________________________ океана, с __________________ и ________________________.Зимой в Арктике _____________________________________. Дуют _________________, бушует _________.
Температура опускается до ___________________ градусов. Летом в Арктике __________________.
Ботаникам: К трудным условиям ледяной зоны приспособились немногие ______________________. На камнях островов встречаются ___________________.Также приспособились к жизни на камнях ______________ и ______________________.
Зоологам: Животных арктической зоны кормит _______________. Морскими водорослями питаются _______________, а ими _______________. Основная пища птиц и животных - это _____________. Летом на скалистых берегах собираются _____________, ______________, _______________________.Все звери – прекрасные пловцы. От холода их защищает ________________________.Это ______________ и _________________.
(Работа по карточкам – 3 мин. Проверка)
Учитель Орел Т.А. – Послушаем ваши рассказы. (Ответы детей)
Вывод: В Арктике совсем не пусто. Не смотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей
В водах северных морей, где проходят теплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит. (Показ фотографии из энциклопедии).
Учитель Шамионова Ф.Ф. – Интересные факты из жизни кита – это сообщение подготовил ученик:
Голубой кит тяжелее 50 слонов, а маленький китенок, только что появившийся на свет, достигает 6-8 м и выпивает за один раз 100л молока.
Предки китов когда-то жили на суше. У них до сих пор плавники похожи на 5-ти палые руки. Но в течение многих 1000-летий, живя в воде, они приспособились к такой жизни.
За сутки кит съедает 2 тонны пищи.
- Как вы думаете, с какой скоростью плавает кит? Хотите узнать? Решите задачу устно: “За 8 часов кит проплывает 240 км. Какова скорость кита?”
Учитель Орел Т.А. – Ребята, молодцы, справились с заданиями хорошо. Хотя человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. О том, как люди осваивают Арктику, прочитаем на стр. 47 учебника
(Чтение текста по учебнику)
Вопросы: Для чего же люди отправились в Арктику?
Чем занимаются они в Арктике?
Какой ущерб нанес человек Арктике?
4. Закрепление изученного материала.
Учитель Орел Т.А. – Да, ущерб большой. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники. Об арктическом заповеднике “Остров Врангеля” расскажет наш ученик.
(Рассказ ученика, фотомонтаж – о заповеднике)
Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.
Розовая чайка Овцебык
Белый гусь
5. Итог урока.
Учитель Орел Т.А. – Урок подходит к концу. О какой природной зоне мы сегодня говорили? Что узнали интересного об Арктике и об ее жителях? О чем расскажете своим друзьям и близким?
6. Домашнее задание. Прочитать в учебнике – с. 43-50, на с. 50, где ЗАДАНИЕ, любое одно задание выполнить по желанию. Оценки.