Урок в 9-м классе по теме "Области применения химии и выбор профессии"

Разделы: Химия


Цель: создание условий для актуализации знаний учащихся об областях применения химии.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с миром “химических” профессий.
  2. Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием, составления уравнений химических реакций.
  3. Продолжить развитие креативности, умения наблюдать, делать выводы.

Оборудование и вещества для опытов: штатив с пробирками, ацетат свинца РЬ(СН3СОО)2, иодид калия KI, вода, нитрат серебра AgNO3 , азотная кислота HNO3.

Эпиграф: “Служение отечеству – благородная роль химии”.

Ход урока

1. Организационный этап.

  • Приветствие
  • Определение отсутствующих
  • Проверка готовности учащихся к уроку

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель: Ребята, сегодня урок необычный. Служба занятости населения обратилась к нам за помощью. Суть проблемы состоит в том, что возникла необходимость создания информационного буклета о “химических” профессиях. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с профессиями, основным предметом обучения которых является химия, а также с учебными заведениями профессионального образования. Итогом урока будет создание буклета. Ребята, а какие вы знаете профессии, основным предметом изучения которых является химия?

Ученики называют профессии.

Учитель: А сейчас я попрошу вас разделиться на три группы. Каждой группе будут предложены информационные карточки о профессиях. Вам необходимо будет изучить предложенные профессии, а затем выступить перед классом с презентацией. В ходе презентаций мы с вами должны будем составить схему “Мир химических профессий”, которая ляжет в основу информационного буклета.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учащиеся делятся на группы и работают с информационными карточками (Приложение 1).

Через 15 минут каждая группа представляет свою профессию (презентация может быть представлена в виде репортажа, путешествия, рекламы, телепередачи).

В ходе презентаций учащиеся составляют схему: “Мир химических профессий”.

Учитель: Ребята, мы с вами сегодня познакомились далеко не со всеми “химическими” профессиями. Металлургический колледж выпускает техников по специализациям - металлургия черных металлов и обработка металлов давлением. В медицинской академии можно получить профессию провизора и фармацевта. Желающие к следующему уроку могут подготовить сообщения об этих профессиях.

Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж его выполнения.

Дома учащиеся оформляют буклеты о профессиях, с которыми познакомились на уроке.

Рефлексия.

Учащимся предлагается продолжить фразу “Уходя с урока, я хочу сказать…”. Также проводится оценивание работы учащихся на уроке.

Дидактические средства

Приложение 1

Информационная карточка №1

Профессия лаборанта

Лаборант (от латинского – “работающий”) – основное действующее лицо во многих химических исследованиях. В настоящее время существует несколько направлений в профессии лаборанта: лаборант – эколог, лаборант химического анализа, медицинский лабораторный техник. Лаборант должен обладать хорошей памятью, четкой логикой, острым взглядом и чуткими руками. Руки лаборанта – точнейший прибор, который в сочетании с опытом и знанием решает успех анализа. Анализ требует предельной внимательности. Попробуйте сами. Вам предлагается один из способов обнаружения ионов свинца.

Лабораторный опыт

Возьмем растворы ацетата свинца РЬ(СН3СОО)2 и иодида калия KI, сольем вместе (соблюдаем правила техники безопасности при работе с солями свинца). Что получается? Закончите уравнение реакции, запишите в ионном полном и сокращенном виде:

РЬ(СН3СОО)2 + KI = ……….

Соли свинца могут находиться в промышленных и бытовых сточных водах, выбросах автотранспорта, при производстве фотоматериалов, спичек, красок, аккумуляторов. Все его соединения токсичны, сам металл ядовит. В организме человека свинец удерживается белками эритроцитов, затем поступает в плазму крови, достигает почек, печени и накапливается там. В результате происходит расстройство кишечника, нервной системы, поражение десен, угнетение синтеза белка, отрицательное воздействие на генетический аппарат клетки.

Информационная карточка №2

Химик – эколог

Химическая экология - еще одна специализация химиков, студенты изучают методы контроля загрязнения окружающей среды, прогнозируют поведение того или иного вещества при попадании в почву, воду, воздух, знакомятся с экологическим законодательством, а также с высокоэкологическими технологиями. Эколог, прежде всего, должен любить природу, а также быть принципиальным, дальновидным, настойчивым, способным мысленно оперировать сведениями из разных областей науки и практики.

Человек - существо странное. Сначала он, вопреки здравому смыслу, разрушает собственное здоровье, а затем стремится его поправить. Причина - элементарная безграмотность. Нашу страну захлестнула волна импортных продуктов питания. Поставщики – Нидерланды, Дания, Германия, США, Франция, Израиль. Однако в каждой развитой стране существует три категории продуктов питания: для внутреннего рынка, для развитых стран, для развивающихся стран, в том числе, к сожалению, и для России. Как же обезопасить себя? Как следует мыть овощи, фрукты, каким продуктам отдать предпочтение?

Советы

Необходимо знакомиться с надписями на упаковках кондитерских изделий, напитков, маргарина и т.д. Обратить внимание на букву Е, индекс у которой обозначает определенную пищевую добавку. Предполагается, что сам покупатель решает, нужно это приобретать или нет.

Обратите внимание на то, обеззаражена ли поверхность фруктов, ягод, овощей, которые проходят дополнительную обработку перед отправлением потребителю. Сначала их необходимо промыть теплой водой, затем опустить на 0,5-1 мин в воду, содержащую 2-3 капли настойки йода, можно добавить чайную ложку крахмала.

Если вы приобрели овощи на рынке, то врачи предлагают вам не употреблять из этих овощей бульоны, т. к. эти продукты могли содержать радионуклиды. Рекомендуется такие овощи залить крутым кипятком и оставить на несколько часов.

Если вы в пищу употребляете окорока, то после закипания бульон нужно слить хотя бы два раза. С первым бульоном удаляется 50-60% радионуклидов. Мясо необходимо варить с добавлением уксусной кислоты или лучше замочить его на 6-12 ч, три раза меняя раствор. Грибы лучше не употреблять вообще, т. к. они плохо усваиваются и по загрязненности находятся на первом месте. Грибы нужно проварить два раза, сливая воду, и после этого готовить. Если хотите быть здоровыми, употребляйте овощи семейства крестоцветных - капусту, редьку, а также все желтые и зеленые фрукты и овощи, зерна злаковых, яйца, растительные масла, печень, отруби.

Вам предлагается провести анализ питьевой воды и определить наличие в воде соединений хлора.

Лабораторный опыт

К 5 мл исследуемой воды надо прибавить 3 капли нитрата серебра, подкисленного азотной кислотой. Появление осадка или мути указывает на наличие соединений хлора:

AgNO3 + NaCl = ……..

Закончите уравнение реакции, запишите в ионном полном и сокращенном виде.

Внешний вид раствора: Доля содержащегося хлора, мг/л:
Опалесценция, слабая муть 1-10;
Сильная муть 10 - 50;
Хлопья осаждаются не сразу 50 - 100;
Большой объемистый осадок более 100.

Информационная карточка №3

Технолог

Технолог разрабатывает, производит, реализует и контролирует качество пищевой продукции. Создание самых вкусных продуктов – это дело рук технологов. Получив конкретное задание, он включает такие психические механизмы переработки информации, как представление, память, предвидение.

В современной молочной технологии широко используются имитаторы вкуса. Стоит, например, добавить в кефир в определенной пропорции несколько химических соединений, как его вкус сразу же напоминает спелую землянику. Такой вид кефира можно выпускать круглый год. Добавка других веществ создает у человека иллюзию сытости, третьи усиливают впечатление “сладости”.

Но чтобы получить тот же рецепт кефира, благоухающего земляникой, аромат (из 40 компонентов!) найден был не сразу. И когда впервые эти компоненты смешали в пропорциях, указанных анализом, то получили смесь, пахнущую... резиной. Пришлось провести еще сотни опытов. Труд технолога, как видите, нелегок. Терпение, настойчивость, целеустремленность и снова - терпение.

Домашний лабораторный опыт

Нагрейте молоко до комнатной температуры. Налейте его в кастрюльку и добавьте немного закваски йогурта. Заверните кастрюльку и поставьте ее в теплое место. Меньше чем через день ты получишь целую банку йогурта.

Литература

  1. Мир профессий: Человек – знаковая система /Сост. С.Н. Левиева. – М.: Изд – во “Молодая гвардия”, 1988. – 351 с.
  2. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии: Научно – популярное издание. – М.: Изд-во “Генезис”, 2002.- 80 с.
  3. Сделано из молока/Составитель Л. Прохорова. – М.: Изд-во “Знание”, 1987.- 48 с.