Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.
Тип урока: урок повторения и закрепления.
Вид: деловая игра.
Технология: на ситуативной (игровой) основе.
Цели урока:
- Формировать умения детей писать слова с непроизносимыми согласными в корне слов.
- Развивать психологические процессы (внимание, мышление, память), монологическую речь, орфографическую зоркость, самостоятельность школьников, эмоции учащихся, познавательные интересы.
- Воспитывать чувство коллективизма, дисциплину, уважение к труду журналистов, любовь к предмету.
Оборудование:
- табличка на столе учителя: “Главный редактор”,
- на столах учащихся:
- “Отдел писем”,
- “Отдел новостей”,
- “Отдел информации”,
- “Корректоры”,
- “Отдел развлечений, релаксации”,
- “Отдел типографии и печати”;
- газеты, дидактический раздаточный материал, учебники, орфографические тетради “Пишем грамотно”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Давайте проверим, все ли готовы к уроку.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Дневник достать ты не забудь.
Итак, друзья, в путь!
2. Объявление темы и целей урока
– Сегодня у нас необычный урок русского языка. Он пройдет в форме деловой игры “Заседание редакционного совета газеты….(дети придумывают название)”. (Сообщение целей урока)
3. Минутка чистописания
– Уважаемые коллеги! Откройте ваши деловые
блокноты (тетрадки) и запишите число нашего
заседания.
На заседании у нас присутствуют: “Отдел писем”,
“Отдел новостей”, “Отдел информации”,
“Корректоры”, “Отдел развлечений, релаксации”,
“Отдел типографии и печати”;
– Все сотрудники должны активно участвовать в
обсуждении всех вопросов. Итак, давайте сначала
проверим, а не разучились ли вы писать.
(В тетрадях дети пишут: Гг, гс, гм, го. Газета.)
4. Ознакомительная беседа на тему “Пресса. Журналы. Газета”
– Сейчас первым выступит “Отдел информации”.
– Слово “газета” пришло к нам из итальянского
языка, где оно имело значение “мелкая монета”.
Появилась в 1563 году в итальянском городе Венеция.
Газеты тогда были рукописные (рука + пишу),
продавались только для прочтения. За прочтение
платили мелкую монету, потом газету возвращали
продавцу.
Сейчас “газета” – это периодическое издание в
виде больших листов, посвященное событиям
текущей политической и общественной жизни.
5. Актуализация знаний (работа в группах)
– Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны быть разнообразными и интересными. Давайте сейчас поработают все отделы. Нам необходимо подготовить материал для одной из страничек газеты, так как наши читатели с удовольствием разгадывают ребусы, кроссворды, сканворды и т.д.
1 отдел:
– Мы приготовили кроссворд. Ответив на вопросы, вы заполните пустые окошки и прочитаете, слово, которое напомнит опасную орфограмму.
(Слова дети записывают в тетради, орфограмму выделяют и подбирают проверочное слово. Несколько учеников работают у доски).
Иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Мы родственное слово должны так подобрать,
Чтобы “эль” и “т”, и “д”, и “в” в них чётко услыхать.
1) Растение, которое растёт в воде и над водой. (Тростник)
2) Небесное прекрасное светило, звезда. (Солнце)
3) Глубокий вечер. (Поздно)
4) Гневно, сердито. (Яростно)
5) Когда нам очень нравится кушанье, мы говорим... (вкусно).
6) Бабочка, которая любит капусту. (Капустница)
7) Этот билет берут для проезда в транспорте в
течение месяца, дня и называют его... (проездной).
8) Это слово – антоним для слова “радостно”. (Грустно)
9) Она бывает сельская и даже городская, ровная
или холмистая. (Местность)
10) Еда, птица или разносолы. (Яства)
11) Когда много людей идут в одном направлении
организованно. (Шествие)
12) Резец для работы по стеклу. (Алмазный)
13) Печальный человек. (Грустный).
14) Отличное, прекрасное утро. (Чудесное)
– Какое слово прочитали по горизонтали? Что вы знаете о правописании непроизносимых согласных?
2 отдел:
– Найдите слова с непроизносимыми согласными в пословице: Лучше поз-но, чем никогда. Проверьте.
3 отдел: Игра “Футбол”.
На доске нарисованы ворота футболиста. Под воротами – мячи с буквами “д”, “т”. Дети – “вратари” называют слова с непроизносимыми согласными. Если класс в слово правильно вставил согласный – гола нет, если неправильно – гол.
Слова: капус-ный, звез-ный, опас-ный, ненас-ный, ужас-ный.
4 отдел: Игра “Шифровальщики”.
– Мы зашифровали слова. Ваша задача – разгадать их. Но, внимание! В одном слове есть ошибка!
Слова: ценлсо (солнце), енцалси (лестница).
5 отдел:
– Образуйте от имен существительных имена прилагательные и запишите полученные словосочетания.
Поступок (честь), улыбка (радость), жизнь (счастье), погода (ненастье)
6 отдел:
– Как запомнить словарное слово “праздник”? Здесь “Д” не произносится и не слышится, но всегда пишется. Если в праздник “Д” забыть, может праздника не быть!
6. Физминутка
– “Отдел развлечений” просит всех сотрудников сделать небольшой перерыв. Давайте попробуем изобразить, как человек использует газету.
А) Читает.
Б) Использует как веер.
В) Скручивает в трубочку и смотрит, как в
подзорную трубу.
Г) Скрученной газетой бьет мух.
“Отдел писем”:
– В редакцию пришло письмо: “Дорогая
редакция! Я – ученик 2 класса. На уроках русского
языка мы проходим тему “Слова с непроизносимыми
согласными в корне”. Я никак не могу понять, как
же проверить слова с непроизносимыми гласными.
Объясните пожалуйста.
Спасибо. Иван Незнайкин, город Урюпинск.”
7. Работа с учебником (работа в парах)
Давайте откроем в учебнике страницу 105 и прочитаем правило. Запомните его! Расскажите друг другу в парах.
8. Работа с орфографической тетрадью
“Отдел корректоров”:
– Важная роль в газете принадлежит корректорам. Они должны не пропустить ни одной ошибки. Я предлагаю вам попробовать себя в этой роли. Скоро праздник Новый год. Мы должны выпустить новогоднюю газету.
В тетрадке “Пишем грамотно” страница 55, № 3.
– Вставьте пропущенные слова, объясните их правописание.
Новый год – очень хороший -------------------. В Новый год на улицах много ---------------- лиц и совсем нет ---------------------. Каждый мечтает о том, что наступающий год будет более ------------------ и ----------------.
Слова для справок: праздник, счастливых, грустных, радостным, прекрасным.
9. Самостоятельная работа (работа по карточкам)
“Отдел новостей”:
– Спишите, вставьте пропущенные буквы. Проверьте.
Конец ноября – самое грус-ное время в деревне. В ненас-ную погоду хорошо сидеть дома. Вот засияло яркое со-нце. Мы спустились по лес-нице к лесному озеру.
10. Домашнее задание (дифференцированное)
11. Итоги урока
Ответьте на вопросы анкеты:
1. В какой мере удовлетворен занятием?
(Полностью, в основном, частично, не удовлетворен.)
2. В какой мере проявил себя? (В полной, в
значительной, частично, не проявил.)
3. В какой мере усвоил материал? (В полной, в
значительной, частично, не усвоил.)
4. Оцени полезность занятия. (Полезно,
многое полезно, не очень полезно, бесполезно.)
5. Как занятие способствовало развитию
интереса к предмету? (В полной мере, в
значительной, частично, не способствовало.)
6. В какой мере ты удовлетворен отношениями с
ребятами на уроке? (Полностью, в основном,
частично, не удовлетворен.)
12. Рефлексия
– У вас на партах лежат жетоны красного, зеленого и желтого цветов. Сложите жетоны в мультифоры с надписями:
- красные – на занятии понравилось все,
- зеленые – было интересно, но не все понравилось,
- желтые – не понравилось.
13. Оценки
– “Отдел типографии и печати” принесет газеты к главному редактору на подпись, а завтра эти газеты поступят в продажу.